Презентация, доклад на тему Русский государственный орел. Тайны эволюции.

Содержание

Логически было бы понятно и геральдически было бы оправдано три вида Русского Орла:1. Орел Царства Московского.2. Орел Всея Великия, и Малыя, и Белыя Руси.3. Орел Российской Империи.4. Орел России

Слайд 1РУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРЕЛ
Тайны исторической эволюции

РУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРЕЛТайны исторической эволюции

Слайд 2Логически было бы понятно и геральдически было бы оправдано три вида

Русского Орла:
1. Орел Царства Московского.
2. Орел Всея Великия, и Малыя, и Белыя Руси.
3. Орел Российской Империи.
4. Орел России

Логически было бы понятно и геральдически было бы оправдано три вида Русского Орла:1.	Орел Царства Московского.2.	Орел Всея Великия,

Слайд 3Гербом в Московском Княжестве была икона-эмблема Воина Небесного, Св. Георгия Победоносца,

поражающего копьем апокалипсического змия.
В истории княжества, начавшего существовать со второй половины XIII века не было великих князей с именем Георгий. Поэтому Георгий Победоносец в гербе Москвы является выразителем не личного патроната, но носителем некой государственной идеи, смысл которой гласил: вечной борьбой с антихристовым злом.
Западно-Европейские изображения этой же идеи имеют различные формы: святой Георгий изображается уже в законченном акте победы. Дракон уже побежден и Св. Георгий, как торжествующий Победоносец, попирает его труп ногами.
В русском изображении нет законченности акта. Несмотря на название «Победоносец», сама победа в своей окончательной форме не изображена. Георгий только борется со Змием. Он только разит его копьем. Но убит ли Змий, или только ранен... и, может быть, возымеет еще силы оправиться и нанести поражение своему противнику, — об этом изображение не говорит.

Гербом в Московском Княжестве была икона-эмблема Воина Небесного, Св. Георгия Победоносца, поражающего копьем апокалипсического змия.В истории княжества,

Слайд 4Великий Князь Московский Иоанн III женится на Византийской царевне Софье Палеолог

и этим актом приобретает последний и неоспоримый авторитет среди не только существующих еще удельных князей Руси, но и в заграничных сношениях с иностранными державами.
Великий Князь Московский Иоанн III женится на Византийской царевне Софье Палеолог и этим актом приобретает последний и

Слайд 5Двуглавый Орел Византии имел у себя на родине смысл двуглавой Римско-Византийской

империи, охватывающей Восток и Запад.
Его лапы — Западная-Римская держала меч и Восточная-Византийская — крест. Никаких других эмблем Византийский Орел не имел.
Двуглавый Орел Византии имел у себя на родине смысл двуглавой Римско-Византийской империи, охватывающей Восток и Запад.Его лапы

Слайд 6Превратившись из Великого Князя в Царя Московского и взяв для своего

нового общерусского Государства новый герб — Двуглавого Орла, Иоанн III вновь возлагает на обе главы Цесарские венцы
Одновременно грудь Орла покрывается щитом Московским с изображенной на нем иконой Св. Георгия Победоносца. Казалось бы все... Но Иоанн III очень еще робок и очень щепетилен. Он еще боится упреков своего именитого византийского родства в том, что безоговорочно присваивает себе блистательную эмблему могучей империи, в то время как сам еще остается вассалом и данником татарских ханов. И повинуясь этому печальному соображению, расставленные крылья византийского Орла сжимаются и опускаются вертикально вниз. В то же время, однако, в них появляется перистость.
Превратившись из Великого Князя в Царя Московского и взяв для своего нового общерусского Государства новый герб —

Слайд 7В таком виде старый римско-византийский Орел впервые становится уже Русским Орлом,

которому в этом своем третьем рождении суждено было нести на своих крылах судьбы России с 1472 года – до наших дней уже 544 года.

Однако, восемь лет спустя, т. е. в 1480 году происходит событие величайшего исторического значения — свержение татарского ига! Престиж Царя Московского поднимается на небывалую высоту. Царь становится «САМОДЕРЖЦЕМ», т. е. в тогдашнем понятии этого эпитета — независимым и самостоятельным.

В таком виде старый римско-византийский Орел впервые становится уже Русским Орлом, которому в этом своем третьем рождении

Слайд 8И с этого момента появляется первое, вполне закономерное, вполне исторически-реальное и

геральдически оправданное, глубоко знаменательное видоизменение Орла.
Орел вдруг взлетает!
Его крылья разворачиваются в шири полета. Клювы его голов становятся грозными, орлиными и угрожающе раскрываются.
Русский Орел вновь берет в свои лапы крест, как символ православия и меч, как символ борьбы. Это свои собственные, динамические атрибуты. Это видно по мечу, который свою широкую и короткую римскую форму сменил на более узкую и удлиненную русскую и по кресту, восьмиконечному русскому. Под этим знаком проходит царствование Иоанна III.
И с этого момента появляется первое, вполне закономерное, вполне исторически-реальное и геральдически оправданное, глубоко знаменательное видоизменение Орла.

Слайд 9Сын Иоанна Василий III уже не считает нужным подражательно удерживать венцы

на обоих главах, понимая под этим как бы раздвоение власти и возлагает на обе главы одну общую, самодержавную Шапку Мономаха.
К Москве был присоединен Псков, подобно Новгороду управлявшийся своим Вечем, а счастливая война с Литвой возвращает захваченный Витовтом Смоленск.
На это Орел, взлетевший уже так высоко и так гордо, отвечает малозаметной, но весьма аргументированной деталью: Меч, находящийся до того в композиционных пределах самого Орла выносится за эти пределы и существенно удлиняется
Сын Иоанна Василий III уже не считает нужным подражательно удерживать венцы на обоих главах, понимая под этим

Слайд 10По смерти Василия III, за малолетством его наследника Иоанна IV, получившего

впоследствии название Грозного, наступает десятилетнее номинальное регентство его матери — Елены Глинской, а фактически десятилетнее самовластие бояр.
Здесь впервые Русский Орел испытывает существенное, почти даже комическое, видоизменение. Вошли в поговорку боярская спесь и боярское чванство. В «трех шубах» «прели» бояре в жарко натопленных теремах на заседаниях Боярской Думы. Боярские окладистые бороды и боярские колыхающиеся огромные животы, являлись гордостью и признаком могущества, силы и благородства.
Кто осмелился сыграть с Русским Орлом такую злую шутку, сделав его карикатурой на боярское дородство.
В боярское правление о делах государства думают мало. Правители заняты склокой между собой. И не государственная динамика, не исторические задачи поручаются символизировать Орлу, но, наоборот, — статическую неподвижность, стабилизацию, инертность и ожирение. И вот — выпадает из боевой лапы Орловой динамический меч и спесиво берет эта лапа стабилизованную державу. Клювы закрыты. Широкая грудь переходят в жирный, отвисший живот, из-под которого расплывается укороченный хвост. Этот Орел не полетит.
По смерти Василия III, за малолетством его наследника Иоанна IV, получившего впоследствии название Грозного, наступает десятилетнее номинальное

Слайд 11По вот Иоанну исполняется 16 лет. Он коронуется на царство. И

среди общего государственного консервативного застоя и тишины, вдруг, новый, невиданный еще на Руси Орел.
Его крылья вдруг расправляются, знаменуя некий начинающийся полет. Клювы, сонно закрытые при боярах, властно и грозно раскрываются. Мономаховы шапки на главах, как только Великокняжеские, перестают отвечать достоинству царя Московского. Они получают сверху надстройку, более, как тогда по-видимому казалось, знаменующую уже не Царскую Шапку, но Царскую Корону. Жир с Орла спадает и в боевую лапу снова возвращается меч. Он удлиняется еще более.
По вот Иоанну исполняется 16 лет. Он коронуется на царство. И среди общего государственного консервативного застоя и

Слайд 12Но в царствование Грозного Царя Иоанна был еще один период. Истощив

свое первичное долготерпение в тщетных попытках обуздать боярские интриги, Иоанн отрекается от Царства, как НЕДОСТОЙНОГО ЕГО и уходит в Троице-Сергиевский монастырь. Наступает период государственного смятения. Тучи собираются над страной. Временно Русью правит все та же «Семибоярщина».
Снова, каким-то чудесным велением, видоизменяется Русский Орел. Правят бояре — значит должна вернуться старая форма тяжелого, статического, ожиревшего Орла.
Не пристало этому Орлу носить на себе державные атрибуты. И живописцы из приказной избы лишают его всего!
Лапы пусты и растопырены. Держава и крест «Третьего Рима» улетучились. Сам герб Московский, с Георгием Победоносцем на щите, уничтожился и Св. Георгий перешел снова на «свиток», который только возложен на грудь. Только головы еще грозны и только клювы еще раскрыты, чтобы вступить в борьбу с недругами...

Но в царствование Грозного Царя Иоанна был еще один период. Истощив свое первичное долготерпение в тщетных попытках

Слайд 13И в то время, как смятенная Москва живет под знаком этого

обесцвеченного и обесславленного боярского Орла, где-то совсем рядом, поблизости, под святынями всенародно чтимой Сергиевой Обители сидит законный, венчанный, богопомазанный и оскорбленный Царь, скапливающий грозу над самовластным боярством. Там, за стенами Троицкой Лавры образуется у Иоанна свой новый небольшой двор и там начинает зарождаться новая форма царствования, которая должна будет простереться над Русью. Этой форме ответит и новый Орел.
И вот... слетают с глав венцы Мономаховы, которые, может быть, в мнительном царе могут вызвать подозрение в двоевластии, т. е. разделение власти е боярами и заменяются одной общей, неведомой еще на Руси короной
И в то время, как смятенная Москва живет под знаком этого обесцвеченного и обесславленного боярского Орла, где-то

Слайд 14Именно отсюда происходит самое странное, самое неожиданное, самое малопонятное видоизменение. Это

кардинальное превращение старого Московского герба. Собственно, даже и о превращении здесь нельзя говорить. Это полная замена Святого Небесного Покровителя Москвы каким-то новым, небывалым н неведомым символом. Во-первых, старый щит из щита превращается в какой-то плакат, хартию или свиток пергамента. Начало этому, по какому-то предчувствию, дал, впрочем, предыдущий «боярский» Орел.
Исчезает Св. Георгий и заменяется скачущим ЕДИНОРОГОМ.
Печать эта изготовлена не в Москве, а все там же в Троице-Сергиевской Лавре. По кругу ее идет надпись: — «Яко единорога святилище Твое на земли».
По возвращении царя в Москву и самодержавного упрочения трона, Орел этот был Иоанном отменен. Св. Георгий снова вернулся на свое место и Орел снова взял себе все царственные атрибуты.
Именно отсюда происходит самое странное, самое неожиданное, самое малопонятное видоизменение. Это кардинальное превращение старого Московского герба. Собственно,

Слайд 15Довлеющая воля грозного царя Иоанна уходит и на ее месте воцаряется

слабая, робкая и беспомощная душа болезненного Феодора Иоанновича. И Орел, уже не парящий, а как бы гонимый ветром, поникает над истощенной Русью. Мгновенно угасают все его динамические атрибуты.
Испаряется держава над -главами. Уничтожается также и крест. Грозно раскрытые клювы — закрываются. Крылья заворачиваются в каком-то кругообразном движении вверх, как будто не они уже владеют полетом, а вихри и ветры снизу влекут их по своему произволу в неизвестность. В лапах еще остается крест в одной. Но меч из другой выпадает и заменяется неведомо чем. Конечно, этот шарик можно понимать, как державу, уже бывшую однажды в этой же лапе. Но старая держава была полная, тяжелая, с экваториальной полосой посредине п увенчана крестом наверху. Этот же шарик похож скорее на яблоко, тем более, что вместо венчающего креста, здесь помещен просто какой -то отросток.
Довлеющая воля грозного царя Иоанна уходит и на ее месте воцаряется слабая, робкая и беспомощная душа болезненного

Слайд 16Умный, властный, Государь мог бы явиться родоначальником новой династии. ЗБорис Феодорович

Годунов. Занятие им престола было вполне легально и подкреплялось еще кроме того, родством с угасшей династией Рюрика — Долгоруких. Однако, злой рок тяготеет над Борисом. Народная молва, подстрекаемая клеветой Шуйских не хочет видеть в Борисе законного Государя, считая ето захватчиком престола и цареубийцей.
И вот Орел в самой трагической форме отражает это общенародное мнение.
Головы Орла напряженно вздернуты кверху. Клювы страшно разинуты и как бы вопиют к небу о преступлении. А, может быть, они вопиют о хлебе для терзаемой голодом Руси ?
Иоанново Единорожье наследство не проходит даром. Не смеет царствовать Борис! И снимаются с голов царские шапки. В правой лапе он судорожно держит восьмиконечный крест, а в левую, вместо сомнительного «Яблочка» берется Евангелие! Именно Евангелие — книгу наивысшей любви и надежды. Замолит ли Русь великий грех, совершенный ее Царем?

Умный, властный, Государь мог бы явиться родоначальником новой династии. ЗБорис Феодорович Годунов. Занятие им престола было вполне

Слайд 17Где-то в Литве появляется «законный» наследник российского престола, чудом спасшийся от

убийц, сын царя Иоанна Васильевича — Царевич Дмитрий Иоаннович. Эти герботворцы, утверждая законность царя Димитрия Иоанновича, венчают его Орлом, тесно связанным с последней династической формой его брата — царя Федора Иоанновича. Но царь Федор был слаб и немощен. Его «яблочко» не принесло ни славы, ни величия государству. Напротив, оно обернулось передачей трона «цареубийце». И вот исчезает из лапы Орловой двусмысленное «яблочко» и снова возвращается меч! Меч, на этот раз, очень велик. Его длинна достигает более полутела, но он не выходит за пределы фигуры
Где-то в Литве появляется «законный» наследник российского престола, чудом спасшийся от убийц, сын царя Иоанна Васильевича —

Слайд 18Сам Димитрий отнюдь не был согласен с тем Орлом, которым его

встретила Москва. К записи данной им в Сандомире Юрию Мнишеку в 1608 году была привешена печать с небывалым еще на Руси Орлом. Этот Орел знаменует собою все те чаяния, которые лелеял Римский престол, поддерживая домогательства Лже-Димитрия.
Форма его ИМПЕРАТОРСКАЯ, подобная форме Католической - Апостолической Германо-Австрийской, Римской Монархии. На обоих главах вновь появляются цесарские венцы и объединяются императорской короной.

Сам Димитрий отнюдь не был согласен с тем Орлом, которым его встретила Москва. К записи данной им

Слайд 19Вместе с пеплом сожженного тела Самозванца, разлетаются для нового царствования и

крест, и меч, и держава, и шапки Мономаха, и, наконец, даже исконный, незыблемый, освященный всем народным сознанием Московский герб — Св. Георгия Победоносца. В таком виде символизирует Орел шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского. И жалко и дрябло раскрылись снова Орлиные клювы и бессильно и вяло отвисли нижние челюсти их. II как насмешка над всем этим убожеством из сращения тонких и вялых шей вырос странный стебелек с каким-то неведомым цветочком.
Вместе с пеплом сожженного тела Самозванца, разлетаются для нового царствования и крест, и меч, и держава, и

Слайд 20Царь Владислав Сигизмундович номинально все-таки не только царствовал, но и управлял,

в лице своего отца польского короля Сигизмунда с 1610 по 1612 год. Правда, он никогда не был на Руси коронован. Русский государственный Орел признал его своим законным государем и немедленно ответил видоизменением своей формы. В этом Орле прежде всего поражает его стабильность, устойчивость, даже величие. Клювы приобретают ту форму изогнутости, которая характеризует польского Орла. Короны на главах приобретают Западную Королевскую форму, а в правой лапе, впервые в истории русского государства появляется неведомый дотоле — СКИПЕТР. В левую лапу Орла снова возвращается, и на этот раз уже прочно, держава.
Царь Владислав Сигизмундович номинально все-таки не только царствовал, но и управлял, в лице своего отца польского короля

Слайд 21Царю Михаилу Федоровичу поверили как-то сразу все! Впервые появляется на Руси

эта могучая форма. Мощным взмахом распростерты крылья. Крепкие большие головы с грозно разинутыми клювами, увенчанны уже преображенными шапками Мономаха и впервые об единены одной общей, уже царской короной, которая довлеет над всем Орлом. На грудь снова возвращается Георгий Победоносец, но, как ото ни странно, уже не в виде иконы, а только в виде некого воина-всадника.
Царю Михаилу Федоровичу поверили как-то сразу все! Впервые появляется на Руси эта могучая форма. Мощным взмахом распростерты

Слайд 22Преемником Михаила Федоровича был его сын Алексей Михайлович. Странна судьба его

Орла. Как будто на печатном дворе иссякает дар провидчества. Царствование, столь богатое знаменательными событиями, предвещенное мощью Орла предыдущего, вдруг, как будто, не находит ничего для выражения в теле. Орлином. И только одна маленькая, но громадного значения деталь входит в этого Орла при коронации молодого государя. Всадник-копейщик герба Московского снова поворачивается с Запада на Восток, становясь таким образом снова иконой и снова Св. Георгием. Снято с границы направленное на Запад копье воина- охранителя.
Орел данного царствования, как будто изменяет своему постоянному прозрению и не отражает ничего.
Преемником Михаила Федоровича был его сын Алексей Михайлович. Странна судьба его Орла. Как будто на печатном дворе

Слайд 23И только в 1653 год происходит событие, которое заставляет его вдруг

кардинально изменить свою форму на странную, геральдически-небывалую и явно надуманную фигуру.
После столетий тяжелой и кровавой истории, почувствовавшая себя не в силах для дальнейшей неравной борьбы с католицизмом и Польшей, Украина под водительством своего Гетмана Богдана Хмельницкого «бьет челом» Московскому Государю и отдается под его «высокую руку». И на торжествах по этому поводу в Москве появляется вдруг небывалый — трехглавый Орел. Небывалая по форме и с западным стилистическим влиянием корона объединяет эти три главы
Три главы нового Орла должны были знаменовать новый титул русского государя: ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ, и МАЛЫЯ, и БЕЛЫЯ РУСИ ЦАРЬ, ГОСУДАРЬ и САМОДЕРЖЕЦ.
И только в 1653 год происходит событие, которое заставляет его вдруг кардинально изменить свою форму на странную,

Слайд 24Номинальное царствование царей Иоанна и Петра Алексевичей, а фактически царствование Софии,

не могло не вызвать к жизни нового Орла. Он и взлетает.
В нем мы видим сильно вздернутые крылья — (форма до сих пор знаменовавшая вихри смуты). Раскрыты клювы, скорее всего «кричащих» голов и снова определенно — западная королевская корона. Спадает с груди Московский герб — Георгий Победоносец, а заодно и венчающие обе главы короны.
Таков странный и загадочный Орел Царевны Софьи. Продержался он, однако не долго.
Номинальное царствование царей Иоанна и Петра Алексевичей, а фактически царствование Софии, не могло не вызвать к жизни

Слайд 25После новой вспышки смуты — стрелецкого бунта, над Русью вдруг появляется

новый Орел (19).
Хронология его появления не совсем последовательна. Он не сменяет существующего Орла Софьи, но появляется параллельно с ним. В одно и то же время два государственных Орла символизируют Государство.
Две государственные печати узаконяют государственные акты. На одной — Орел, растерявший все русские атрибуты, словно или собирающийся улететь из России, или впустить в нее чужое влияние. На другой — наоборот, Орел, являющий в себе какие-то новые, еще неосознанные, но уже очень большие и очень величественные предчувствия.
И первым таким предчувствием является императорская корона, которая повисает над обоими, еще не покрытыми главами. Почему они не покрыты? Почему одна глава, смотрящая на Запад, жадно раскрыла клюв и выпростала язык, а другая, смотрящая на Восток, закрыла клюв? Трудно ли распознать в этих главах двух государей — Петра, жадно глядящего на Запад и безмолвного Иоанна, консервативно глядящего на Восток?
На грудь снова приходит подобие герба московского. Но это, уже не московский герб. Форма щита становится геральдически-военной. Георгий Победоносец поворачивает коня в противоположную сторону, становясь просто Всадником, Воином, Копейщиком.
Крылья опять же совершенно новой, небывалой еще на Руси формы. Сама стилизация их носит ярко выраженный западный характер, приобретая черту между крупными п могучими перьями. Но самое поразительное и самое, казалось бы, наивное — это два цветочка в сильных лапах.
После новой вспышки смуты — стрелецкого бунта, над Русью вдруг появляется новый Орел (19).Хронология его появления не

Слайд 26В 1696 году умирает Иоанн Алексевич и трон Государства Московского достается

единолично Петру. И почти тотчас же Орел делает необычайный взлет.
Разомкнутые ранее перья крыл смыкаются в сильную и монолитную несущую поверхность. Их форма, имевшая еще мягкость округлости, сменяется прямыми, напряженными линиями. Обе главы мощно разверзают свои клювы и выпрастывают языки. Правая лапа загадочный цветочек превращает в повелевающий скипетр, увенчанный символом Государства — Орлом и левая, такой же цветочек обращает в меч! Всадник на коне по прежнему повернут на Запад.

В 1696 году умирает Иоанн Алексевич и трон Государства Московского достается единолично Петру. И почти тотчас же

Слайд 27Всадник, освободившись от борьбы с драконом, превратившимся только в не значащую

змею, увозит Орла из древней, консервативной, затхлой, бородатой Москвы и на болотистых финских берегах возникает новая столица, новой державы — уже Российской Империи — Санкт-Петербург.
И там мощь Российского Орла увеличивается еще более.
Обе главы покрываются Императорскими коронами, об единенными парящей третьей. Уходит из левой лапы, уже закончивший свои борческие задачи, меч и воцаряется на место его могучая, тяжелая держава. Всадник взвивается на дыбы, разя змею, как оставшегося еще «внутреннего» врага. И покрывается тело орлиное Орденской цепью Андрея Первозванного, как символом абсолютной и неразрывной связанности России с ее династией.
Всадник, освободившись от борьбы с драконом, превратившимся только в не значащую змею, увозит Орла из древней, консервативной,

Слайд 28Короткое царствование его жены Екатерины Скавронской, возведенной Меньшиковым на престол под

именем Императрицы Екатерины 1-й и его дочери от этого брака — Императрицы Елизаветы Петровны. выразительный скачек снова в тревожную форму делает Орел Императрицы Екатерины I-й. После Петровской компактности, монолитности, могущества и величия, новый Орел взлетает тем взъерошенным полетом, который мы наблюдали уже не раз в периоды смуты, брожения и неустойчивости.
Впрочем, Орел этот продержался очень короткий срок.
Короткое царствование его жены Екатерины Скавронской, возведенной Меньшиковым на престол под именем Императрицы Екатерины 1-й и его

Слайд 29Меньшиков, обратив на предыдущий герб внимание, приказал изъять его из употребления

и ко дню коронации Императрицы на всех официальных штампах появился Орел чрезвычайно близкий к Орлу Петра Великого.
В этом Орле обращает на себя внимание первое нововведение — связующая ленточка корон. Не есть ли это просто мелкий штрих, принадлежащий первой женщине на троне? Есть и еще одно примечательное обстоятельство: Андреевская цепь «надетая» на Петровского Орла, здесь просто «наложена» на ею тело. «Всадник» повернулся, став снова Георгием. Очень укоротились лапы, потеряв свои» коленчатость. Уменьшились головы, вытянулись и утончились шеи и чуть- чуть ратропилась МОНОЛИТНОСТЬ крыл. Сделать выводы о каких-либо предвещаниях вряд ли возможно. Да и что можно было предвещать? Царствование длилось всего 2 года и никаких событий, влияющих на судьбы Империи не произошло.

Меньшиков, обратив на предыдущий герб внимание, приказал изъять его из употребления и ко дню коронации Императрицы на

Слайд 30Короткие царствования Петра II и несчастного Иоанна Антоновича не нашли себе

видоизменений в Орле, могущими быть проанализированы в качестве каких-то отражений. Тем не менее все-таки и лики и Орлы этих государей штамповались на монетах и Орел должен был принять какую-то, отличную от предыдущего, форму. Оба Государя прошли под знаком этого Орла (24).
Он не несет в себе никакой оригинальности и анализ его дать ничего не может. Единственное на что можно обратить внимание — это на распущенную пористость крыльев и хвоста, что, как мы видели уже раньше, является признаком неблагоприятным.
Короткие царствования Петра II и несчастного Иоанна Антоновича не нашли себе видоизменений в Орле, могущими быть проанализированы

Слайд 31Под внешней декоративной формой незыблемо сохранилась значимость конструктивного принципа и преемственность

старой символической традиции осталась незыблемой. Таким примером является Орел Императрицы Анны Иоанновны.
Прежде всего бросается в глаза непомерно вытянутая вверх форма всего тела. Вздернутые головы, ищущие крова под одной большой короной. Ленточка из под нее — наследие, введенное предыдущим женским царствованием. Крылья взъерошены и перистость, хотя и крупна, но не однородна. Хвост-планер достаточно могуч. Но есть явление гораздо более значительнее: Петровская Императорская Андреевская цепь заканчивалась просто Андреевским Крестом.
И еще одна небольшая деталь: Петровский Всадник снова поворачивается на Восток, становясь Георгием и приобретая противником вместо змеи — ЗМИЯ.
Под внешней декоративной формой незыблемо сохранилась значимость конструктивного принципа и преемственность старой символической традиции осталась незыблемой. Таким

Слайд 32Восшествие на престол Императрицы Елизаветы влечет за собой кардинальное видоизменение Орла.
Крылья

хотя и подняты, но в них нет ничего тревожного. Никакой взъерошенности. Наоборот — все крупно. Внутренняя трехступенчатая пластика дает устойчивость и широту парения. Мощный и могучий хвост служит надежным рулем для направления полета.
Его клювы почти закрываются. И Всадник, и Георгий исчезают с груди Орла и покрывается она щитом, на котором возникает неканонический крест, излучающий из и себя сияние. Ленточки у средней короны Андреевская цепь исчезают. Уходят и атрибуты власти — скипетр и держава и заменяются пальмовой ветвью в правой лапе и мечом, обвитым цветущей гирляндой, в левой. Ничего не остается от Императорской власти. Вся власть растворяется только в самом символе России.

Восшествие на престол Императрицы Елизаветы влечет за собой кардинальное видоизменение Орла.Крылья хотя и подняты, но в них

Слайд 33Весьма кратковременное и полное оскорблений для русского национального самолюбия царствование Петра

III не встречает никакого отклика в русском Орле.
Весьма кратковременное и полное оскорблений для русского национального самолюбия царствование Петра III не встречает никакого отклика в

Слайд 34На престол вступает Императрица Екатерина II.
Екатерининский Орел очень ясно выражает женское

царствование. Его округлые и мягкие крылья, как бы простираются материнским прикрытием Отечеству, над которым он парит. И так он, в то же время, могуч и силен, что не поддуют его ветры новой социальной смуты.
В Орле Екатерины снова появляется, но уже не «ленточка», а вьющаяся лента, логически связующая в одно все три короны. В Анненскую рамку Роккоко вносится полностью щит Петровского герба. Всадник устремляется туда же, куда скакал он и при Петре. Промежуточные события, позволившие змее снова вырасти во внутреннего змия, заставляют Всадника разить его копьем. Наконец династическая цепь с символом России, сопряженной с Династией, умещается в хвосте-планере полета, знаменуя этим то направление, которое дает этот «руль».
На престол вступает Императрица Екатерина II.Екатерининский Орел очень ясно выражает женское царствование. Его округлые и мягкие крылья,

Слайд 35Орел Императора Павла I нарушает всю ту систему последовательности, которую мы

наблюдали до сих пор. Самое замечательное во всем этом то, что создает его собственноручно сам Цесаревич Павел.
Явно противоположная форма Орлу своей матери. Там крылья опущенные, обнимающие, здесь вздернутые, летящие. Там клювы разверстые — здесь замкнутые. Там лента проходит под головными коронами, связуя их, здесь над ними, но зато связует крылья, как бы, не давая им опуститься. Там в рамке Роккоко Петровский щит со скачущим на Запад Всадником — здесь вновь Георгий, но на щите перевернутым острием кверху.
Мы наблюдали, что вздернутые крылья с взъерошенными перьями всегда были провозвестниками социальных потрясений. Павел сам начертал себе эту форму и 11 марта 1801 г. пал от руки дворцовых цареубийц.

Орел Императора Павла I нарушает всю ту систему последовательности, которую мы наблюдали до сих пор. Самое замечательное

Слайд 36Император Александр I вступает на российский престол. Ко дню его коронования

над Российской Империей взлетел новый Орел.
Крылья хотя и также взъерошены, однако поверхность все-таки компактна. Тело Орла короче и полнее и хвост, долженствующий служить рулем полета, из орнаментально-расчлененного становится сомкнуто-цельным. Крылья, сохраняя монолитную цельность поверхности, измельчали в своей перистости и этим предсказали грядущее потрясение. Примечательно, что насколько в Павловском Орле головы оказались непомерно велики, настолько в Орле Александровском они непомерно малы. Их клювы закрыты и от вздернутости голов, венчающие их короны почти сползают на затылок. Лапы также значительно видоизменены. Они стали короче, утратили свою коленчатость и этим потеряли мощь. Регалии — те же, но скипетр сменяет свою строгую форму, прибавляя в виде украшения бутон нераспустившегося лотоса, которым так богата египетская орнаментика.
Император Александр I вступает на российский престол. Ко дню его коронования над Российской Империей взлетел новый Орел.Крылья

Слайд 37Но через 13 лет по вступлении на престол, Императора охватывает мистика,

покаяние и широкий либерализм. Россия и ее Император, достигают наибольшего блеска своей истории. Сокрушение Наполеона и возможность фактической гегемонии над Европой, казалось, могли бы привести русского Орла к необычайным формам помпезности и мощи. Происходит, однако не так. Новая трансформация Орла ознаменовывается самым неожиданным образом Александровский Орел также ознаменовывает новую эпоху, открывшуюся после Отечественной войны. И трансформация эта выражается, вопреки общепринятой логике, самым причудливым, самым небывалым, самым загроможденным атрибутами и наименее императорским Орлом, хотя сама Империя достигает в этот момент своей наибольшей славы.
Но через 13 лет по вступлении на престол, Императора охватывает мистика, покаяние и широкий либерализм. Россия и

Слайд 38И Орел коронационный и, тем более, приведенный Орел масонский, не были,

однако сколько-нибудь продолжительное время эмблемами Империи. Обиходный Орел, штампованный на монетах и различных государственных бумагах был приводимый здесь: Он вошел в историю под именем «Александровского Орла! и тесно переплелся с орнаментом так называемого «Александровского Ампира»
И Орел коронационный и, тем более, приведенный Орел масонский, не были, однако сколько-нибудь продолжительное время эмблемами Империи.

Слайд 39Император Николай I пушками на Сенатской площади разносит «дворянскую» революцию и

над Россией взлетает новый, впервые в ее истории, черный Орел.
Воля императора в предельном напряжении распластала крылья Орла над Россией и вернула все атрибуты Императорской самодержавной власти. Но головы втянуты в плечи. Они грозны, они мощны, но они не парят больше над телом. Они замкнули свой кругозор. Наступил тог период, который русская либеральная история назвала «черной реакцией» и который в действительности был периодом укрепления расшатанной Империи.
Император Николай I пушками на Сенатской площади разносит «дворянскую» революцию и над Россией взлетает новый, впервые в

Слайд 40Необходимо отметить, что как только окончился «процесс Декабристов» и взбаламученная либеральная

стихия была введена в государственное русло могучей волей нового Императора, Орел тотчас выходит из своей «внутренней» формы и головы его немедленно поднимаются над крыльями (31а). Этот Орел, знаменующий все последующее царствование был выкован в предельно монументальную и могучую форму.
Он также вошел в архитектурную орнаментику нового, предельно строгого и исключительно-благородного стиля, известного под именем «Николаевского Ампира». Этот период царствования русской либеральной интеллигенцией был назван эпохой «черной реакцией»
Необходимо отметить, что как только окончился «процесс Декабристов» и взбаламученная либеральная стихия была введена в государственное русло

Слайд 41Императорская власть Александра II пошла по пути просвещенного гуманитарного законодательства, обеспечивавшего

России наиболее разумный и эволюционный либерализм. Освобождение крестьян и установление лучшего и гуманнейшего в мире суда вновь возвращает Орлу блеск золота. Но чтобы увидеть грядущие и светлые дали, Орлу приходится опустить крылья. В опущенных крыльях, как мы видели, всегда присутствует покой и благоденствие государства. Никаких брожений народной стихии нет.
Императорская власть Александра II пошла по пути просвещенного гуманитарного законодательства, обеспечивавшего России наиболее разумный и эволюционный либерализм.

Слайд 42Среди всеобщего смятения умов на престол восходит новый • волевой человек

Император Александр III.
В нагрудном щите московском Всадник написан по всем изографическим канонам, вплоть до расцветки — белый конь, синее небо, красный дракон — но он тем не менее не иконописный Георгий, так как обращен в обратную сторону. На крыльях Орла, для вящего его возвеличения, помещаются гербы: Царства Казанского, Царства Астраханского, Царства Польского, Царства Сибирского, Великого Княжества Финляндского, герб Херсонеса Таврического, Соединенный герб царств Кавказа — Грузии, Иверии, Карталии, Кабарды и Армении, наконец, соединенный герб древних княжеств Киевского. Владимирского и Новгородского. Орел содержал в себе тот полный титул российских Императоров, который только в очень редких случаях употреблялся в торжественных манифестах.
Возвращается Андреевская цепь. Лапы снова мощно несут скипетр и державу. Клювы грозно раскрыты и языки выпростаны. Общий вид Орла весьма внушительный, торжественный и могучий.
Среди всеобщего смятения умов на престол восходит новый • волевой человек Император Александр III.В нагрудном щите московском

Слайд 43Железная воля Императора Александра III удержала его царствование от ската в

пропасть революции. Чудом избежав гибель при революционном покушении на него у станции Борки и уйдя в Гатчинское затворничество, Император высочайшим указом впервые в истории России стабилизирует русского Орла.
В 1892 году в Своде Законов Российской Империи, в томе I, часть I — впервые появляется точное описание Государственного герба, который с «того момента становится незыблемым.
Динамика символизации окончилась.
Отныне он уже только мертвый геральдический символ. Ему больше не надо пластики. Его тело становится только графическим плоским орнаментом. И что это именно так с разительной очевидностью подчеркивается Андреевской цепью. Раньше она, как и всякая нагрудная цепь или ожерелье, надевалось, как на трехмерное тело, т. е. перекидывалась за головы, проходила за шеями и спускалась на грудь. Теперь она только наложена на плоское тело. Ощущение третьего измерения исчезает. Живого Орла больше нет! Это только его графическое, орнаментальное изображение.
Железная воля Императора Александра III удержала его царствование от ската в пропасть революции. Чудом избежав гибель при

Слайд 44И когда в 1917 году чернь, руководимая демагогией «прекраснодушных» либералов и

прогрессистов, с бессмысленным улюлюканьем вседозволенности, сбивала старых золотых Императорских Орлов со всех архитектурных украшении, на банкнотах Временного Правительства вдруг появляется новый Орел. Странным образом его форма почти точно возвращается к тому первичному истоку, который привезла с собою на Русь Византийская Принцесса Софья Палеолог.
С него слетают все атрибуты какой-нибудь власти, но все же он снова наливается плотью и становится трехмерным

И когда в 1917 году чернь, руководимая демагогией «прекраснодушных» либералов и прогрессистов, с бессмысленным улюлюканьем вседозволенности, сбивала

Слайд 45Однако длится это не долго. Очень быстро художники Экспедиции заготовления Государственных

бумаг поняли, что они ошиблись. На банкнотах Временного Правительства (единственное место, где еще появлялся двуглавый орел) появляется изумительная трансформация. Плоть Орла развеществляется.
Он становится прозрачным и сквозь него, в лучах какой-то неведомой еще зари, проступает знак Свастики.
Попробуем здесь снова строить некую философию. Она может быть примерно такова: Орел, характеризовавший государство был символом ДНЯ — Света, Полета. Орел существо дневное. Его глаза могут не мигая смотреть на Солнце. Умирая, он завещал свое историческое наследие сродному ему дневному СОЛНЕЧНОМУ символу. Но государство стало под знак ЗВЕЗДЫ, символ НОЧИ и пророчество не нашло точки приложения. Однако мы уже раньше говорили, что для мистиков хронология, как и вообще самоощущение времени не имеет формального значения. Если России суждено в будущем уйти из-под знака Звезды и снова стать под знак СОЛНЦА, то, кто знает, не сбудется ли тогда это пророчество.
Однако длится это не долго. Очень быстро художники Экспедиции заготовления Государственных бумаг поняли, что они ошиблись. На

Слайд 4619 ноября 1993 г Орел вернулся в Россию.
Форма герба воспроизводила герб

Российской Империи 1883 года согласно Своду законов Российской Империи.
Орел утратил щиты царств на крыльях, но при этом сохранил атрибуты державности – скипетр и державу и 3 императорских короны.
19 ноября 1993 г Орел вернулся в Россию.Форма герба воспроизводила герб Российской Империи 1883 года согласно Своду

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть