Слайд 1НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И
МОЛОДЁЖИ
21 ДЕКАБРЯ 2015 ГОДА
МКОУ «Киреевский центр образования №1»
Слайд 2ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
«Проблемы воспитания детей и молодежи через призму исторического и культурного
наследия России» (теоритический блок) Клепикова Е.А., учитель истории и обществознания
Слайд 3Актуальность проблемы
Угроза гуманитарного кризиса общества:
снижение интеллектуального и культурного уровня общества
девальвации общепринятых
ценностей и искажении ценностных ориентиров
рост агрессии и нетерпимости, проявление девиантного поведения
деформации исторической памяти, негативной оценки значительных периодов отечественной истории
разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских); рост индивидуализма пренебрежения правами других
Слайд 4Аксиологическая теория
Аксиология- (древнегреческое ἀξία «ценность») теория ценностей
Аксиология изучает вопросы, связанные с
природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Слайд 5Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Законодательная база
Конституция РФ, ст.
28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации)
Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4).
Федеральный Закон «Об образовании РФ»
Национальная доктрина образования
Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.
«Всеобщая декларация прав человека»
Гражданский кодекс РФ
«Основы законодательства РФ о культуре»
Слайд 6Из Указа Президента РФ
«Духовное единство народа и
объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Слайд 7
Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности
гражданина России
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Слайд 8Социальный заказ государства
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной
школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Слайд 9 ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором,
обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и
культурная жизнь школьника
Слайд 10Концепция определяет
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи
духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Слайд 11Система фундаментальных
понятий концепции
нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность с общими
политическими, историко-культурными и духовно-ценностными характеристиками и общим самосознанием. Многонациональный народ РФ – многоэтничная гражданская нация;
национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны;
национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основа его базовые национальные ценности и общая историческая судьба;
Слайд 12Система фундаментальных
понятий концепции
формирование национальной идентичности – формирование у личности представления
о многонациональном народе РФ как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом, чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, активная гражданская позиция, готовность к служению Отечеству;
гражданское общество – общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества;
Слайд 13Система фундаментальных
понятий концепции
многообразие культур и народов– культурное многообразие, диалог и
взаимообогащение всех этнических культур многонационального народа РФ и глобальных или мировых культурных явлений как условие развития, стабильности и гражданского согласия;
межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, культур, традиций многонационального народа РФ, равноправие граждан независимо от национальности, межэтнический мир, толерантность;
социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе жизни и образования, вхождения в социальную среду, принятия ценностей общества, активное воспроизводство системы общественных отношений;
Слайд 14Система фундаментальных
понятий концепции
развитие – процесс и результат перехода к новому,
более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности;
воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;
национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы и т.д.;
Слайд 15Система фундаментальных
понятий концепции
базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные
нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ;
духовно-нравственное развитие личности – последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
духовно-нравственное воспитание личности гражданина РФ – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Слайд 16 Базовые национальные ценности
патриотизм – любовь к России, к своему
народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
Слайд 17 Базовые национальные ценности
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа,
планета Земля, экологическое сознание;
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Слайд 18 Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
нравственный пример педагога;
социально-педагогическое партнёрство;
индивидуально-личностное
развитие;
интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
социальная востребованность воспитания.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу.
Слайд 19Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
Гражданское воспитание
:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей
Слайд 20Стратегия развития воспитания
в РФ на период до 2025 года
Гражданское воспитание
:
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Слайд 21Стратегия развития воспитания в
РФ на период до 2025 года
Патриотическое воспитание
и формирование российской идентичности предусматривает:
создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников по формированию российской гражданской идентичности;
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России;
повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов;
развитие у подрастающего поколения уважения к символам государства Российской Федерации и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
Слайд 22Стратегия развития воспитания
в РФ на период до 2025 года
Духовное
и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей :
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
Слайд 23Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
Духовное и
нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей :
расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Слайд 24Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
Приобщение детей
к культурному наследию предполагает:
эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
Слайд 25Стратегия развития воспитания
в РФ на период до 2025 года
Приобщение детей
к культурному наследию предполагает:
поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Слайд 26Указ Президента от 24.12.2014 «Основы государственной культурной политики»
Целями государственной культурной политики
являются:
укрепление гражданской идентичности
создание условий для воспитания граждан
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования
передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала
обеспечения доступа гражданам к знаниям и информации, культурным ценностям и благам
Слайд 27Указ Президента от 24.12.2014 «Основы государственной культурной политики»
Культурное наследие –материальные и
духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в цивилизацию.
Культурное наследие- составная часть исторического наследия.
Слайд 28
ФЗ объекты культурного наследия подразделяет на следующие виды:
памятники
ансамбли
достопримечательные места
исторические поселения
Слайд 29Историческое наследие- самостоятельная категория ценностей
«Память — основа совести и нравственности, память
— основа культуры, “накопленной” культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство» (Д.С.Лихачев)