Слайд 1Решим ВПР.
Варианты задания №3 с ключами. «Объяснение смысла основных хронологических понятий,
терминов» История Древнего мира
5 класс.
Выполнено: Белозеровой Мариной Васильевной,
учителем истории и обществознания
МБОУ СОШ пос. Санболи
Слайд 2Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Иероглифы, брахманы, клинопись, полис, патриции, конфуцианство.
2. Объясните смысл этого слова.
Слайд 3Проверим свои знания
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Соответствие тем и
слов: для темы А — клинопись, Б — брахманы, В — иероглифы, Г — полис.
2. Объяснение смысла слов:
клинопись — древняя письменность, распространённая в Месопотамии. Знаки этой письменности выдавливались палочкой на влажной глине и были похожи на клинья;
брахманы — высшая варна в Древней Индии, жрецы;
иероглифы — древние рисуночные знаки египетского письма;
полис — небольшое независимое государство в Древней Греции, центром которого был город.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Слайд 4Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Пурпурная краска, зиккурат, Аттика, Осирис, термы, двенадцать родов (колен).
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 5Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — Осирис, Б
— пурпурная краска, В — зиккурат, Г — двенадцать родов (колен).
2. Объяснение смысла слов:
Осирис — владыка загробного мира;
пурпурная краска — добываемая финикийцами из морских моллюсков яркая краска, которую использовали для окраски тканей;
зиккурат — многоступенчатое культовое сооружение в виде башни;
двенадцать родов (колен) — племенной союз Израиля.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Слайд 6Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Веды, Ковчег Завета, Поднебесная, аккадцы, «Илиада», консулы.
2. Объясните смысл этого слова.
Слайд 7Проверим
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Соответствие тем и слов: для
темы А — Веды, Б — «Илиада», В — аккадцы, Г — Поднебесная;
2. Объяснение смысла слов:
Веды — священные тексты древних индийцев;
«Илиада» — поэма Гомера;
аккадцы — один из народов древнего Двуречья;
Поднебесная — самоназвание Китайской империи.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Слайд 8Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Законы Хаммурапи, сфинкс, кшатрии, остракизм, плен египетский, этруски.
2. Объясните смысл этого слова.
Слайд 9Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — законы Хаммурапи,
Б — плен египетский, В — кшатрии, Г — остракизм.
2. Объяснение смысла слов:
законы Хаммурапи — законодательный свод, созданный при царе Хаммурапи;
кшатрии — члены варны воинов в Индии;
плен египетский — пребывание иудеев под властью египетских фараонов;
остракизм — суд черепков в Афинах.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Слайд 10Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Гвардия бессмертных, шадуф, Иерусалимский храм, даосизм, гладиаторы, Геракл.
Объясните смысл этого слова.
Слайд 11Проверим
1. Cоответствие тем и слов: для темы А — гладиаторы, Б
— даосизм, В — гвардия бессмертных, Г — Иерусалимский храм.
2. Объяснение смысла слов:
гладиаторы — бойцы, участвующие в сражениях для зрителей в Древнем Риме;
даосизм — учение мудреца Лао-Цзы;
гвардия бессмертных — отборное войско в персидской державе;
Иерусалимский храм — храм, построенный царём Соломоном в Иерусалиме.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Слайд 12Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Джунгли, Пелопоннес, магистраты, Ашшур, ном, Пятикнижие Моисея.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 13Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — Пелопоннес, Б
— Пятикнижие Моисея, В — Ашшур, Г — ном.
2. Объяснение смысла слов:
Пелопоннес — полуостров в южной части Балканской Греции;
Пятикнижие Моисея — священная книга иудеев и христиан;
Ашшур — бог, покровитель ассирийского царства (ИЛИ город в Ассирии);
ном — город-государство (область) в Древнем Египте.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Слайд 14Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Законы XII таблиц, раджа, филистимляне, Амон-Ра, Великая Китайская стена, нимфа.
2. Объясните смысл этого слова.
Слайд 15Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — Амон-Ра, Б
— Законы XII таблиц, В — нимфа, Г — Великая Китайская стена.
2. Объяснение смысла слов:
Амон-Ра — древнеегипетское божество солнца;
Законы XII таблиц — свод законов, изданный в Древнем Риме;
нимфа — речное божество в древнегреческой мифологии;
Великая Китайская стена — стена, ограждающая Китай от кочевников.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Слайд 16Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Первый алфавит, ворота Иштар, глиняные таблички для письма, колоны, Брахма, орхестра.
2. Объясните смысл этого слова.
Слайд 17Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — первый алфавит,
Б — глиняные таблички для письма, В — колоны, Г — Брахма.
2. Объяснение смысла слов:
первый алфавит — изобретённое финикийцами письмо, состоящее из знаков-букв, обозначающих лишь согласные звуки;
глиняные таблички для письма — таблички из мягкой глины, используемые для письма;
колоны — в Древнем Риме крестьяне, прикреплённые к земле её владельца;
Брахма — создатель и правитель мира в индуизме.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Слайд 18Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Царская дорога, Лаконика, десять заповедей, клинопись, санскрит, ликторы.
2. Объясните смысл этого слова.
Слайд 19Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — Царская дорога,
Б — санскрит, В — десять заповедей, Г — клинопись.
2. Объяснение смысла слов:
царская дорога — построенная по приказу персидских царей дорога с регулярной почтовой связью;
санскрит — древнейшая, сохранившаяся до наших дней форма языка индоевропейцев;
десять заповедей — десять законов, которые согласно Пятикнижию были даны Моисею Богом;
клинопись — письменность, знаки которой состоят из комбинаций клинообразных чёрточек. Такие знаки выдавливались на сырой глине.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Слайд 20Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Храм Мардука, легион, илоты, фараон, сатрап, раджа.
2. Объясните смысл этого слова.
Слайд 21Проверим
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Соответствие тем и слов: для
темы А — легион, Б — фараон, В — храм Мардука, Г — сатрап.
2. Объяснение смысла слов:
легион — крупное воинское соединение в Древнем Риме;
фараон — правитель Древнего Египта;
храм Мардука — храм, посвящённый Мардуку, богу-покровителю Вавилона;
сатрап — чиновник, управляющий провинцией Персидской империи.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Слайд 22Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Ушебти, Колизей, Рамаяна, терракотовая армия, Парфенон, висячие сады.
2. Объясните смысл этого слова.
Слайд 23Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — Парфенон, Б
— терракотовая армия, В — Колизей, Г — висячие сады.
2. Объяснение смысла слов:
Парфенон — храм Афины Паллады в Афинах;
терракотовая армия — захоронение тысяч полноразмерных статуй китайских воинов у мавзолея императора Цинь Шихуанди;
Колизей — крупнейший амфитеатр в Риме;
висячие сады — одно из чудес света, вавилонские висячие сады, — это сооружение, состоящее из нескольких уровней, обильно украшенных растениями.
Слайд 24Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Филистимляне, мумия, брахманы, великий понтифик, Иония, ворота Иштар.
2. Объясните смысл этого слова.
Слайд 25Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — мумия, Б
— великий понтифик, В — брахманы, Г — ворота Иштар.
2. Объяснение смысла слов:
мумия — сохранённое бальзамированием тело;
великий понтифик — верховный жрец в Древнем Риме;
брахманы — члены варны жрецов в Индии;
ворота Иштар — ворота в Вавилоне, посвящённые богине Иштар.
Слайд 26Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Пороги Нила, сыновья школы, Авеста, колония, Великий шёлковый путь, олимпионик.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 27Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — сыновья школы,
Б — Авеста, В — Великий шёлковый путь, Г — колония.
2. Объяснение смысла слов:
сыновья школы — название учеников школ в шумерских городах;
Великий шёлковый путь — торговый путь между Китаем и странами Средиземноморья;
Авеста — священная книга зороастризма — религии древних персов;
колония — поселения, основывавшиеся финикийцами в чужих землях.
Слайд 28Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Зороастризм, вольноотпущенники, скрижали, пороги Нила, кентавр, раджа.
2. Объясните смысл этого слова.
Слайд 29Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — скрижали, Б
— кентавр, В — зороастризм, Г — раджа.
2. Объяснение смысла слов:
скрижали — каменные плиты с божественными заповедями;
кентавр — в греческой мифологии получеловек-полулошадь;
зороастризм — религия древних персов;
раджа — правитель в Древней Индии.
Слайд 30Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Первая государственная почта, дравиды, диктатор, пеплос, иероглифы, Эа.
2. Объясните смысл этого слова.
Слайд 31Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — пеплос, Б
— первая государственная почта, В — Эа, Г — иероглифы.
2. Объяснение смысла слов:
пеплос — женская одежда в Древней Греции;
первая государственная почта — создана по приказу персидского царя Дария для быстрой доставки царских приказов;
Эа — шумерский бог; создатель реки Тигр;
иероглифы — рисуночное письмо Древнего Египта.
Слайд 32Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Шахматы, вольноотпущенники, фаланга, Аккад, Ахура-Мазда, конфуцианство.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 33Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — Аккад, Б
— шахматы, В — конфуцианство, Г — Ахура-Мазда.
2. Объяснение смысла слов:
Аккад — город-государство в Двуречье;
шахматы — настольная логическая игра со специальными фигурами, изобретённая в Индии;
конфуцианство — учение китайского мудреца Конфуция;
Ахура-Мазда — бог света и добра, создатель мира у древних персов.
Слайд 34Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Саркофаг, сенат, хитон, сатрапия, библиотека Ашшурбанапала, индуизм.
2. Объясните смысл этого слова.
Слайд 35Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — сатрапия, Б
— сенат, В — библиотека Ашшурбанапала, Г — саркофаг.
2. Объяснение смысла слов:
сатрапия — провинция в персидском государстве, во главе которой стоял назначенный царём сатрап;
сенат — совет старейшин в Древнем Риме;
библиотека Ашшурбанапала — библиотека, состоящая из книг, сделанных из глиняных табличек, собранная царём Ассирии ашшурбанапалом в Ниневии;
саркофаг — гробница для захоронения.
Слайд 36Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Шадуф, шудры, Хуанхэ, акрополь, тога, Шамаш.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 37Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — шадуф, Б
— акрополь, В — тога, Г — шудры.
2. Объяснение смысла слов:
шадуф — приспособление для подъёма воды из реки или колодца;
акрополь — верхняя часть древнегреческого города;
тога — римская верхняя одежда;
шудры — члены варны слуг в Индии.
Слайд 38Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Санскрит, Янцзы, сады Семирамиды, Персей, патриции, исход евреев из Египта.
2. Объясните смысл этого слова.
Слайд 39Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — сады Семирамиды,
Б — исход евреев из Египта, В — санскрит, Г — патриции.
2. Объяснение смысла слов:
сады Семирамиды — одно из Семи чудес света, висячие сады в Вавилоне;
исход евреев из Египта — бегство евреев из египетского плена;
санскрит — древнейший, сохранившийся до наших дней язык индоевропейцев;
патриции — родовая аристократия Древнего Рима.
Слайд 40Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Гвардия бессмертных, герусия, Кришна, трибун, Ниневия, империя Цинь.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 41Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — Ниневия, Б
— трибун, В — империя Цинь, Г — герусия.
2. Объяснение смысла слов:
Ниневия — столица древней Ассирии;
трибун — должностное лицо в Древнем Риме, защитник прав народа;
империя Цинь — империя, основанная первым китайским императором Цинь Шихуанди;
герусия — совет старейшин в Спарте.
Слайд 42Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Двойная корона фараона, Юнона, Карфаген, пагода, век Перикла, Урук.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 43Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — Урук, Б
— век Перикла, В — Карфаген, Г — пагода.
2. Объяснение смысла слов:
Урук — древний шумерский город-государство;
век Перикла — период правления в Афинах Перикла;
Карфаген — крупная финикийская колония;
пагода — культовое сооружение в Китае.
Слайд 44Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Плебеи, Посейдон, Ниневия, строительный кедр, дао, Тот.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 45Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — строительный кедр,
Б — плебеи, В — Ниневия, Г — Тот.
2. Объяснение смысла слов:
строительный кедр — ценная древесина, поставляемая финикийцами в соседние страны;
плебеи — первоначально неполноправные (незнатные) жители Древнего Рима (ранней Римской республики);
Ниневия — столица Ассирийского государства;
Тот — бог мудрости в Древнем Египте.
Слайд 46Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Мумия, Колосс Родосский, этруски, дважды рождённые, Земля обетованная, зороастризм.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 47Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — мумия, Б
— дважды рождённые, В — этруски, Г — Земля обетованная.
2. Объяснение смысла слов:
мумия — сохранённое бальзамированием тело;
дважды рождённые — представители трёх первых варн в Индии;
этруски — племена Древней Италии;
Земля обетованная — земля, обещанная богом иудеям.
Слайд 48Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме:
Цинь Шихуанди, Ур, гвардия бессмертных, Иерусалим, полис, преторианцы.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 49Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — полис, Б
— преторианцы, В — гвардия бессмертных, Г — Иерусалим.
2. Объяснение смысла слов:
полис — древнегреческий город-государство;
преторианцы — гвардия (личные телохранители императора) в Древнем Риме;
гвардия бессмертных — отборное войско в Персидской державе;
Иерусалим — столица древнего Иудейского царства, священный город евреев.
Слайд 50Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Гоплит, термы, иероглифы, зиккурат, первый алфавит, Вишну.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 51Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — гоплит, Б
— первый алфавит, В — Вишну, Г — зиккурат.
2. Объяснение смысла слов:
гоплит — тяжеловооружённый греческий пехотинец;
первый алфавит — алфавит, состоящий из согласных букв, изобретённый в Финикии;
Вишну — один из верховных богов в индуизме;
зиккурат — храм в форме ступенчатой башни.
Слайд 52Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Пирей, сфинкс, гладиатор, сады Семирамиды, десять заповедей, Будда.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 53Проверим
1. Соответствие тем и слов: для темы А — сады Семирамиды,
Б — сфинкс, В — десять заповедей, Г — Пирей.
2. Объяснение смысла слов:
сады Семирамиды — одно из чудес света, висячие сады в Вавилоне;
сфинкс — фигура с телом льва и головой человека в головном уборе фараона;
десять заповедей — десять законов, которые согласно Пятикнижию были даны Моисею Богом;
Пирей — афинский порт.
Слайд 54Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Зиккурат, консулы, остракизм, Гор, сатрап, санскрит.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 55Проверим
1) соответствие тем и слов: для темы A — сатрат, Б
— консулы, B — остракизм, Г — зиккурат.
2) объяснение смысла слов:
сатрап — чиновник, управляющий провинцией Персидской империи;
консулы — два высших должностных лица в римской республике;
остракизм — процедура объявления жителя Афин изгоем с помощью народного голосования, суд черепков в Афинах;
зиккурат — храм в форме многоступенчатой башни.
Слайд 56Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Пороги Нила, Авеста, скрижали, ахейцы, иероглиф, вайшьи, Юпитер.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 57Проверим
1) соответствие тем и слов: для темы A — Юпитер, Б
— скрижали, B — ахейцы, Г — вайшьи.
2) объяснение смысла слов:
Юпитер — бог неба, света, грома и молнии, царь богов в римской мифологий, отождествлялся с греческим богом Зевсом;
ахейцы наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён, при этом наиболее древними;
скрижали — доски, таблица с написанным на ней текстом (преимущ. священным, культовым);
ва́йшьи — представители третьей по значимости варны древнеиндийского общества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.
Слайд 58Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Пурпурная краска, Илиада, этруски, гвардия бессмертных, ном, терракотовая армия.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 59Проверим
1) соответствие тем и слов: для темы A — пурпурная краска,
Б — терракотовая армия, B — ном, Г — гвардия бессмертных.
2) объяснение смысла слов:
пурпурная краска — краска, добываемая финикийцами из моллюсков;
терракотовая армия — захоронение тысяч полноразмерных статуй китайских воинов у мавзолея императора Цинь Шихуанди;
ном — административная единица в Древнем Египте;
гвардия бессмертных — отборное войско в Персидской державе.
Слайд 60Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Первый алфавит, вольноотпущенники, Ашшур, первая государственная почта, конфуцианство, мумификация.
2.Объясните смысл этого слова.
Слайд 61Проверим
1) соответствие тем и слов: для темы A — мумификация, Б
— вольноотпущенники, B — первый алфавит, Г — Ашшур.
2) объяснение смысла слов:
мумификация — процесс создания мумии из тела умершего человека или животного, происходящий в специальных условиях;
вольноотпущенники — рабы, отпущенные в Риме на свободу;
первый алфавит — изобретённый финикийцами алфавит. Состоял только из согласных букв;
Ашшур — бог-покровитель ассирийского царства (или город в Ассирии).
Слайд 62Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только
по выбранной Вами теме.
1.Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Амон-Ра, легион, фаланга, зороастризм, Брахма, Иерусалимский храм.
2. Объясните смысл этого слова.
Слайд 63Проверим
1) соответствие тем и слов: для темы A — Иерусалимский храм,
Б — зороастризм, В — Амон-Ра, Г — фаланга.
2) объяснение смысла слов:
Иерусалимский храм — храм, построенный царём Соломоном в Иерусалиме;
Зороастризм — религия древних персов;
Амон-Ра — древнеегипетское божество солнца;
фаланга — построение воинов в Древней Греции.