Слайд 1
Исторический сериал
«София»
правда или вымысел
Работу выполнила: Дмитрик Ирина Григорьевна, учитель
истории и обществознания ГБОУ школа № 630 Приморского района СПБ
Слайд 2В сериале «София», посвященном Софье Палеолог, великой княгине московской, жене Ивана
III, матери Василия III, бабушке Ивана Грозного, происходившей из византийской императорской династии Палеологов. Роль Софии исполняет Мария Андреева, а великого князя московского Ивана III, хорошо известный по фильму «Оттепель» Евгений Цыганов
Слайд 3 В фильме задействовано много известных актеров:
А. Балуев, Б. Невзоров,
Н. Козак, П. Зайченко и другие. Режиссер фильма Алексей Андрианов
Слайд 5Сохранилось огромное количество документов той эпохи, десятки летописей, несколько объёмных посольских
книг, грамоты, наказы, прочие материалы, которые подтверждают достоинство той эпохи и тех людей.
Слайд 6Финансовую поддержку при создании сериала «София» каналу «Россия-1» оказало Министерство культуры
РФ, а благодаря поддержке Министерства обороны РФ авторы проекта смогли задействовать в съемках десяток различных локаций, включая помещения Московского Кремля.
Слайд 7Специально для съемок сериала
на территории ВДНХ была выстроена декорация
Московского
Кремля в том виде, в котором он существовал
в пятнадцатом веке, то есть с белыми,
а не красными стенами.
Слайд 8Реконструкция белокаменного Кремля для съёмок сериала «София»
Слайд 9Чувствуется низкий бюджет картины. Мало массовки и натурных съемок. Полное отсутствие
масштабных батальных сцен. Архитектура того времени почти вся воссоздана на компьютере. Значительная часть сериала снята на фоне кирпичных либо деревянных стен с множеством крупных планов. Ощущение правдоподобности создается лишь за счет исторических костюмов и предметов быта.
Слайд 10Замечательная работа декораторов и костюмеров, тщательно воссоздавших быт, костюмы, оружие далекого
15 века. Особо следует отметить успех создателей многочисленных и разнообразных костюмов, как княжеского двора, так и простолюдинов.
Слайд 11 Замечательная работа декораторов и костюмеров, тщательно воссоздавших быт, костюмы, оружие далекого
15 века. Особо следует отметить успех создателей многочисленных и разнообразных костюмов, как княжеского двора, так и простолюдинов.
Слайд 12Актриса сериала: «На мне было три одежды, потоньше, потолще и завершающая
плотная (лен). Одежда очень добротная, в ней не холодно и не жарко. Натуральное сырье! Кожаные сапоги за 10 часов беспрерывной носки не причиняли какого-либо дискомфорта».
Слайд 13
Костюмы использованные в сериале сшиты в соответствии с музейными экспонатами той
эпохи, дошедших до нашего времени и хранящихся в музеях.
Слайд 14Свое мнение о сериале «София» специально для журнала «Телепрограмма» высказала Людмила
Гордеева, историк, писатель, автор романа «Иоанн III Великий» и монографий «Иоанн III Великий. Первый российский государь. Летопись жизни» и «Софья Палеолог – последняя византийская принцесса, первая русская государыня
Слайд 15Что касается Софьи, то просто поражает совершенное незнание авторов сценария ни
её биографии, ни характера. А ведь о ней тоже написано немало. Судя по изображениям её родственников – отца, родного дяди – предпоследнего императора Алексея, портретов её предков, — Софья была рыжеволосой, а немецкие летописцы описывают её светлокожей красавицей. И это не удивительно, так как её мать, и бабушка были славянки. Возможно, она была немного полноватой. Возможно, не очень хорошо образованной, но в любом случае неплохо воспитанной, неспешной и сдержанной. В фильме она напоминает суетливую вертлявую служанку
Слайд 16Конечно, привезла с собой царевна Софья и женщин, в первую очередь
гречанок. В фильме она почему-то постоянно бегает кругом одна или в сопровождении какой-то итальянки. И обе говорят по-итальянски. Но Софья была гречанкой! И все её близкие и прислуга были греками. Её опекун кардинал Виссарион тоже был греком. Так что, возможно, она и по-итальянски -то говорила плохо! И уж конечно с близкими говорила на родном языке.
Слайд 17В фильме Софью часто называют наследницей византийских императоров. Но она не
была никакой наследницей! Ко времени бракосочетания с Иоанном ещё жив был старший брат отца Софьи деспот Дмитрий и его дочь Елена, в Риме жили два её брата Мануил и Андрей, была жива родная старшая сестра Елена. По византийским правилам Софья, скорее всего, даже не имела право использовать византийский символ – двуглавых орлов, так как не была порфирородным ребёнком. Порфирородный – это рождённый в особой порфирной комнате Константинопольского императорского дворца в семье действующего императора, либо награждённый этим титулом самим императором как претендент на константинопольский престол.
Слайд 18Смешно и грустно смотрится сюжет о строительстве якобы Софьей Успенского собора.
Это строительство, его неудачи и успехи подробно и очень интересно описаны в наших летописях. Объясняется, почему рухнул первый недостроенный собор, как великий князь отправил Аристотеля Фьораванти знакомиться с русским зодчеством прежде, чем проектировать храм, написано, кто руководил строительством. Ничего этого в фильме нет, только сплошная глупость, о том, как Софья мчится и братьев мирить, и собор строить. И швец, и жнец и на дуде игрец, будто у неё своих дел не было.
Слайд 19А дела конечно были. И свой двор, и хозяйство, и большое
количество детей со своими заботами и болезнями. Несколько детей умерли. Были загородные дворцы и сады, которые тоже требовали внимания. Было пешее паломничество в Троице-Сергиев монастырь, чтобы вымолить сына – после трёх дочерей. До сих пор сохранились прекрасные вышивки – судари, пелены, покрывала, которые вышивались в её мастерской, немало из них она дарила монастырям.
Слайд 20В фильме, например, постоянно звучат русофобский термин «Московия». Его придумали поляки
и значительно позже – примерно с середины XVI века. В ту пору польские короли владели западнорусскими землями, в том числе и Киевом и носили в своём титуле приставку «и русский». А потому пытались прикрепить к Русскому государству кличку Московия, чтобы не путать со своей Киевской Русью, а заодно и унизить огромную страну, которая, конечно же, выходила далеко за рамки Московского региона. Сами русские никогда свою страну Московией не называли. С момента объединения государства в 1497 году Иоанн III придумал ему и название «Руссия», которое неизменно использовалось во всей дипломатической переписке в течение двухсот лет, а затем плавно перешло в «Россию».
Слайд 21Стефан Великий Молдавский, в отличие от эпизода фильма, никогда на Русь
не приезжал. Да и не мог отлучаться из страны, ибо постоянно воевал то с турками, то с литовцами и поляками. Хотя он в фильме единственный более-менее похож на Государя.
Слайд 22Иван Молодой перед Стефаном говорит: «Я не князь, а княжич». На
самом деле он с детства носил титул великого князя и был соправителем отца.
То есть был не просто князем, а ещё и великим.
Слайд 23Вместо волевого, мужественного государя Иоанна Великого, от взгляда которого по свидетельствам
современников женщины падали в обморок, мы видим бесхарактерного расхлябанного рохлю с одутловатым лицом и лохматыми волосами, который разговаривает каким-то блатным жаргоном, суетится,
в основном бездельничает.
Слайд 24А ведь Иоанн Великий был не только человеком, создавшим нашу страну
в нынешнем её облике, не только мудрецом и гением, он был полководцем, который сам водил войска в самые рискованные походы. Он сам принимал и отправлял послов, делал наставления, диктовал многочисленные послания, несомненно, участвовал в разработке первого свода законов России – Судебника, осуществлял многочисленные реформы, судил, вникал во все хозяйственные дела, занимался бесконечным строительством в своём государстве. Его слушались с одного взгляда, с одного слова.
Слайд 25Князь Юрий Васильевич, брат великокняжеский, умер за месяц до прибытия в
Москву Софьи Палеолог, так что её служанка никак не могла его отравить.
Слайд 26После «Стояния на Угре» великий князь в фильме кричит: «Триста лет
ига!», «Поборов!» и т. п.». Откуда он насчитал триста лет? На Северную Владимиро-Суздальскую Русь татары впервые явились в 1237 году,
дань начали собирать с 1257 года: «Изочтоша всю землю Русьскую». А с середины XV века уже нет никаких известий о том, чтобы Русь платила Орде дань. Есть упоминание не очень достоверное, что хан Ахмат в 1480 году требовал с Иоанна дань за восемь лет. Но он мог требовать её только за годы своего правления. В любом случае получается, что дань выплачивали около двухсот лет. Это — во-первых.
Слайд 27Во-вторых, великий князь, да и все люди русские не могли знать,
что «Стояние на Угре 1480-го года» — это конец ига. Великий князь после отхода татар не уводил своих войск от пограничного Можайска почти два месяца – опасался возвращения хана Ахмата. Да и после этого не было никаких гарантий, что татары не вернуться. Их нашествия и набеги на протяжении двух столетий были делом регулярным. На Руси поняли, что окончательно свободны, лишь спустя более двадцати лет после 1480 года, когда была окончательно разгромлена Большая Орда.
Слайд 28Совершенно очевидно, что автор сценария этого фильма совершенно не знаком с
эпохой, о которой взялся писать. Его героям не о чем говорить, нечем заполнять бессмысленные паузы, они слоняются по экрану какие-то помятые и отёкшие, словно после попойки, сутулые и неряшливые. Они почему-то все злобные, мямлят какие-то глупости, говорят ни о чём, делают то, что в те времена никогда не смогли бы и даже не посмели делать. Все друг друга не любят, почему-то обижают и оскорбляют. Вокруг великого князя мы видим не блистательных полководцев, которые выигрывали множество сражений, которые с детства держали в руках мечи, тренировались в верховой езде и приёмах битвы, сражались и постоянно рисковали жизнью. Мы видим постоянно некрасивых расслабленных мужиков с покатыми плечами и вялыми походками.
Слайд 29Чудовищные ошибки лепятся одна на другую, создавая ощущение неловкости за героев,
которые в действительности были Героями своего времени, полководцами, Личностями. Людьми верующими и цельными.
Слайд 30Согласно историческим фактам, как-то молодой князь заболел подагрою и после того,
как лекарь лечил его неким снадобьем, умер. Часть двора обвинила в его смерти Софию - дескать, она могла подговорить лекаря отравить молодого князя, чтобы наследником престола стал не он, а сын Софии. Лекарь был казнён, София выслана в монастырь. Но спустя несколько лет симпатии царя поменялись, он вернул жену в Москву, а с ней - и право наследования трона её сыну Василию. По сей день историки спорят - была ли София коварной отравительницей (что в принципе вполне допустимо для средневекового политического стиля 'цель оправдывает средства'), или это был лишь несчастный случай. Да, и ещё - Елена, жена покойного молодого князя, скончалась лишь через два года после смерти Софии...
Слайд 31Поражает образ матушки Марии Ярославны. Грубая, неопрятная, озлобленная на экране, на
самом деле она была совершенно другая. Она была прямым потомком двух великокняжеских родов – литовских Гедеминовичей и русских Рюриковичей, была внучкой кузена и сподвижника Дмитрия Донского — Владимира Храброго, имевшего такие же права на Московский престол, как и сам Дмитрий. Её и замуж выдали за сына Дмитрия Донского, чтобы примирить два рода. Муж любил её и оставил ей в наследство большое состояние, которое она содержала в примерном порядке, получала хорошие доходы и делала огромные вклады в разные монастыри. Её делопроизводство поражает до сих пор, – ни одна из великих княгинь не оставила после себя так много важных документов, как она.
Слайд 32Великая княгиня Мария Ярославна просит невесту внука Елену Волошанку рассказать, откуда
она родом и кто её мать. На самом деле именно Мария Ярославна искала невесту внуку среди своих киевских родственников и лучше невесты знала, кто она и откуда. Елена Волошанка была прямым потомком Дмитрия Донского по материнской линии.
Слайд 33Жила она в основном в принадлежащем ей Ростове Великом, имела собственный
двор, бояр, воевод и свои полки, которые ходили в военные походы. И нет в документах и летописях никакого намёка на то, чтобы она ссорилась с невесткой или с кем-то ещё. Сыновья слушались её и уважали.
Слайд 34Помещения, где происходят все события, более похожи на крестьянские избы, а
не на царские палаты и дворцы. Всё какое-то тесное, тёмное, мрачное, грязное. А ведь именно в это время в Москве построили Грановитую палату, Успенский собор и ещё десятки прекрасных храмов, для Софьи возвели отдельные палаты. В это же время построены кремлевские стены с башнями, которые стоят до сих пор.
Слайд 35
Даже обычные княжеские хоромы были уже в то время хоть и
деревянными – это считалось более полезным для жизни, — но высокими, светлыми и просторными, со светёлками и приёмными палатами.
Слайд 36В моем понимании сериал «София»
можно разделить на 2 части.
Слайд 37
Мои рекомендации: обязательно посмотрите этот интересный фильм, что бы составить
своё собственное впечатление и о самом сериале, и о том как актёры смогли передать образ героев и самой эпохи.
Первая, "историческая",
содержит крупные события исторического характера,
включая "Великое стояние на Угре",
действительно имеющие документальные подтверждения.
Вторая часть, которую справедливо назвать "приключенческой", в большей части дань творчеству сценаристов, а не работе историков. Тем не менее, в целом фильм интересен как любителям острых приключений, так и любителям русской истории 15 века.