Презентация, доклад на тему Реализация системно-деятельностного подхода в обучении через работу с с историческими документами

Содержание

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»

Слайд 1Реализация системно-деятельностного подхода в обучении через работу с историческими документами
Презентация
учителя истории

и обществознания
МБОУ СОШ №12 города Бердска
Пичуриной Татьяны Витальевны
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении через работу с историческими документамиПрезентацияучителя истории и обществознанияМБОУ СОШ №12 города БердскаПичуриной

Слайд 2
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам

нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»
(Ж.Ж.Руссо)
«Вводя документ в преподавание истории, преподаватель знакомит учащихся с методом исторического знания и его источниками и тем способствует сближению истории как учебного предмета с историей как наукой. Привлечение документа приводит к развитию у учащихся приемов критического анализа текста».
(В.Н. Бернадский)
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила

Слайд 3Системно-деятельностный подход в обучении
Переход  от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении


Приоритет - формированию общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения.
Системно-деятельностный подход в обученииПереход  от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении Приоритет - формированию общеучебных умений и

Слайд 4Исторический документ
Понятие исторического источника (документа) рассматривается в нескольких значениях,

в частности
- в узком смысле слова — это «письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование»;
-в широком смысле слова — то, что «дает, сообщает какие-либо сведения».

Исторический документ  Понятие исторического источника (документа) рассматривается в нескольких значениях, в частности- в узком смысле слова

Слайд 5Механизм формирования общеучебных и предметных навыков при работе с текстом

Механизм формирования общеучебных и предметных навыков при работе с текстом

Слайд 6Механизм формирования общеучебных навыков при работе с текстом

Механизм формирования общеучебных навыков при работе с текстом

Слайд 7Механизм формирования общеучебных навыков при работе с текстом

Механизм формирования общеучебных навыков при работе с текстом

Слайд 8Механизм формирования общеучебных навыков при работе с текстом
Модели:
А) классическая: адаптированный текст

учебника- объяснение учителя- документ
Б) документ- совместная работа учителя с учениками
Механизм формирования общеучебных навыков при работе с текстомМодели:А) классическая: адаптированный текст учебника- объяснение учителя- документБ) документ- совместная

Слайд 9Приемы работы с историческим документом:
– «без вопроса нет документа»: постановка репродуктивных

вопросов, направленных на выборочный пересказ текста, и вопросов, акцентирующих авторскую позицию, критическое восприятие источника, критическое восприятие источника;
-проверка подлинности, правильности чего-либо : элементы критики источника;
-терминологическая работа

Приемы работы с историческим документом:– «без вопроса нет документа»: постановка репродуктивных вопросов, направленных на выборочный пересказ текста,

Слайд 10Алгоритм работы с текстом исторического документа:
1.Проведите атрибуцию источника путем внимательного просмотра

и выделения ключевых слов и фрагментов текста.
2.Определите смысл текста на основе ключевых слов и фрагментов.
3.Постарайтесь вспомнить сопутствующие факты, контекстную информацию.
4.Постройте ассоциативные связи. Чем больше фактов, явлений, процессов, участников событий вы вспомните, тем результативней будет выполнение задания.
5.Проверяйте себя, отбрасывая ненужные факты, явления, процессы, участников событий.

Алгоритм работы с текстом исторического документа:1.Проведите атрибуцию источника путем внимательного просмотра и выделения ключевых слов и фрагментов

Слайд 11Алгоритм работы с публикациями из периодической печати:
1.Знакомство с содержанием статьи начинайте

с заголовка. В заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателей.
2.Определите, какую информацию содержит подзаголовок. Определите автора статьи, время написания, место, в которых происходят описываемые события.
3.Определите, на каких фактах автор заостряет внимание. Это позволит вам получить разностороннюю информацию о событии, ситуации.
4.Определите, какую идею поддерживает или опровергает фактический материал публикации, сформулируйте свой вывод одним- двумя предложениями.

Алгоритм работы с публикациями из периодической печати:1.Знакомство с содержанием статьи начинайте с заголовка. В заголовок выносятся ключевые

Слайд 12Алгоритм работы с документами личного происхождения:
1.Кто является автором документа? Каковы его

социальное положение, занятия, должность? Какова причастность к событиям, описываемым в документе?
2.Какие события и как описал автор? Какова позиция автора в описанных событиях? Подтвердите это словами из документа.
3.Чем вы объясните такую позицию автора (отношение к описываемым событиям, к их участникам)?
4.Сравните позицию автора с другими свидетельствами данных исторических событий, процессов. Чем можно объяснить совпадение (несовпадение) точек зрения?
5.Оцените, насколько достоверна и обоснована точка зрения автора. Сделайте аргументированный вывод о том, можно ли доверять автору данного документа.

Алгоритм работы с документами личного происхождения:1.Кто является автором документа? Каковы его социальное положение, занятия, должность? Какова причастность

Слайд 13Приемы работы с иллюстрациями как историческими источниками
описание картины: анализ изображения, соотнесение

с текстом письменного источника ;
интерпретация картины: определение и объяснение позиции автора художественного произведения
Приемы работы с иллюстрациями как историческими источникамиописание картины: анализ изображения, соотнесение с текстом письменного источника ;интерпретация картины:

Слайд 14Алгоритм анализа иллюстрации (представление картины):
-Какое событие или явление изображено? К чему

оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к повседневной жизни?
-Когда создано это произведение? Каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации изображения?
-Каково место действия изображенного на картине: поле битвы, город и т.п.?
-Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?
- Где опубликовано изображение —в официальных или оппозиционных источниках?
Алгоритм анализа иллюстрации (представление картины):-Какое событие или явление изображено? К чему оно относится: к политическому событию, к

Слайд 15Алгоритм анализа иллюстрации (интерпретация картины):
-Как расположены фигуры —поодиночке или группами, все

ли изображенные на картине люди показаны равноценно?
-Какие художественные средства использованы автором для своего произведения: цвета, символы?
-Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечательно время создания этой картины?
-Объективно ли это изображение? Достаточно ли полно отражено на нем событие?
-Какова общественная позиция автора картины, он поддерживает или не одобряет изображенное им событие/явление?
-В чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение?

Алгоритм анализа иллюстрации (интерпретация картины):-Как расположены фигуры —поодиночке или группами, все ли изображенные на картине люди показаны

Слайд 16Алгоритм работы с исторической картой:
1.Работа с любой картой начинается с изучения

легенды карты.
2. Границы страны обводятся указкой по замкнутой кривой, города отмечаются прикосновением к кружку, а не к названию, реки показываются по направлению от истока к устью, направления военных походов, наступлений войск- по стрелочкам, имеющимся на карте.

Алгоритм работы с исторической картой:1.Работа с любой картой начинается с изучения легенды карты.2. Границы страны обводятся указкой

Слайд 17Использованная литература:
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального

мастерства. М., издательство ВЛАДОС, 2001.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика – на http://pozdnyakova.ucoz.ru/MPI/sem7/vjazemskij_strelova_lekcii_5-8.pdf
Короткова М.В. Наглядность на уроке истории – на https://docviewer.yandex.ru/view/229273237/?*=KlCQU9Qh2j00ngTqYNXPn3NFlNt7InVybCI6Imh0dHA6Ly9wb3pkbnlha292YS51Y296LnJ1L01QSS9sYWI4L2tvcm9
Материалы курсов повышения квалификации центра онлайн-обучения «Фоксфорд» - на https://foxford.ru/library?recommendations=true&user_type=teacher


Использованная литература:Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства. М., издательство ВЛАДОС, 2001.Вяземский Е.Е.,

Слайд 18


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть