Презентация, доклад на тему Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе на уроках истории и обществознания

Сущность реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…».

Слайд 1Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе на уроках истории

и обществознания

Выполнила: преподаватель истории и обществознания Макарова Наталья Ивановна

Каменск-Уральский , 2017

Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе на уроках истории и обществознания Выполнила:  преподаватель истории

Слайд 2Сущность реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.Цукерман: «Не вводить знания в

готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…».
Сущность реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой

Слайд 3 Прием «Анализ текста по предложенной схеме»
Цель: - развитие навыков

анализа текста исторического документа.
Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.
Описание приема.
- Студенты получают распечатку текста документа. (Текст должен быть доступен для понимания студентов)
- Преподаватель предлагает студентам провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в карточке. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли студентам сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа.
- Студенты производят предварительное ознакомление с текстом документа и списком предложенных вопросов; преподаватель дает комментарии, обращая внимание на субъективизм различных видов письменных исторических источников.
- Студенты выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов.
- Обсуждение различных вариантов ответов; разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы
Прием «Анализ текста по предложенной схеме»   Цель: - развитие навыков анализа текста исторического документа.

Слайд 4Пример списка тем и вопросов по анализу исторических документов
Темы:
1.Крепостное право в

России
2. Сталинские репрессии
3.Афганская война
4.Хрущевские реформы
5.Распад СССР
6.Символика России т.д.
Примерные вопросы:
1. Определить название, автора, дату создания, выходные данные предложенного документа;
2. определить вид документа (государственные документы, мемуары, художественные произведения и т. д.)
3. охарактеризовать историческую обстановку, на фоне которой создавался документ;
4. установить адресат документа (кому конкретно, или какой социальной группе он предназначался?);
5. установить цели документа (официальные - неофициальные, главные - второстепенные);
6. охарактеризовать факты, содержащиеся в документе;
7. охарактеризовать проблемы, затронутые в документе;
8. охарактеризовать идеологическую позицию автора документа;
9. определить историческое значение документа

Пример списка тем и вопросов по анализу исторических документов Темы:1.Крепостное право в России2. Сталинские репрессии3.Афганская война4.Хрущевские реформы5.Распад

Слайд 6Прием «Лови ошибку»

Цель: - актуализация имеющихся у студентов знаний по

изучаемой теме, развитие у студентов критического подхода к получаемой информации.
Время выполнения:3-5 минут
Описание приема.
- Преподаватель заранее подготавливает текст, содержащий, ошибочную информацию и предлагает студентам выявить допущенные ошибки.





Прием «Лови ошибку»  Цель: - актуализация имеющихся у студентов знаний по изучаемой теме, развитие у студентов

Слайд 7Задание по тексту Конституции РФ
Раздел первый. Основные положения
Глава 1. Основы конституционного

строя
Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть тоталитарное, федеративное не правовое государство с парламентской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия не равнозначны, только Россия.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность семьи.
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее русский народ.
Раздел первый. Основные положения
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Задание по тексту Конституции РФРаздел первый. Основные положенияГлава 1. Основы конституционного строяСтатья 11. Российская Федерация - Россия

Слайд 8«Круглый стол»
Занятия в форме «круглого стола» обычно связаны с обсуждением дискуссионных

вопросов (например, «Терроризм и экстремизм?» и т.п.). В форме «круглого стола» могут обсуждаться вопросы об итогах и о значении важнейших исторических событий, политических и социальных преобразований (из многих возможных примеров назовем опричнину, преобразования Петра 1, Великие реформы 1860- 1870-х гг., внутриполитический курс Н.С.Хрущева, перестройку).
«Круглый стол»Занятия в форме «круглого стола» обычно связаны с обсуждением дискуссионных вопросов (например, «Терроризм и экстремизм?» и

Слайд 10«эссе»

Цель: - развитие у студентов культуры письменной речи;
- развитие умения

аргументировано отстаивать свою позицию.
Время выполнения: в зависимости от сложности и неоднозначности исследуемого вопроса.
Описание приема.
данную работу предлагаю в качестве домашнего задания.
- Обсуждение написанных эссе на уроке. Важно давать положительную оценку творчеству студентов, обращать особое внимание на логическую завершенность размышления.
Эссе-размышление — направлено на выявление позиции студента относительно вариантов решения исследуемой проблемы, как правило, начинается с фразы: «Я считаю, что ...», далее следует аргументация взглядов автора. Основание -предположение о случайном характере многих исторических явлений. Задание — дать прогноз дальнейшего развития событий при исключении (изменении) определенных исторических явлений.
Темы:
1.Вопросы, заданные человечеству войной.
Темы данного направления ориентируют студента на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
2. Спор поколений: вместе и врозь.
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной, культурной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
3. Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
4.Чем опасна свобода без ограничений?
5.Во имя чего человек может идти на самопожертвование?
6.Как Вы понимаете слово «долг»?


«эссе» Цель: - развитие у студентов культуры письменной речи; - развитие умения аргументировано отстаивать свою позицию. Время

Слайд 11Ролевые игры планируются, как правило, при рассмотрении исторических ситуаций, событий, в

которых ярко проявились разные интересы, позиции людей.

Суд над историческими личностями
( Урок проводится один раз в год)
Цель: закрепить и углубить знания, полученные студентами при изучении темы; дать нравственную оценку историческим персоналиям :Сталину И.В., Гитлеру А., Муссолини Б.
Личности закрепляются по рядам (1 ряд: Сталин..и т.д.).
Роли:
Судья, прокурор, адвокат, обвиняемый, свидетели (1, 2, 3)
Роли выбирают студенты или раздает преподаватель.
Урок строится в виде суда, где студенты самостоятельно обвиняют и защищают историческую личность по трем любым эпизодам( учебники, документы, информация из интернета и т. д.)
В конце подводится итог виновен или нет перед историей.

Ролевые игры планируются, как правило, при рассмотрении исторических ситуаций, событий, в которых ярко проявились разные интересы, позиции

Слайд 12Социологический опрос (10.04.2015г)

Социологический опрос (10.04.2015г)

Слайд 13ИТОГ
Чем более самостоятельно работают студенты, тем более внимательным и гибким должно

быть наблюдение преподавателя за учебным процессом. Очевидно, что в данном случае принятый некогда термин «управление учением» не очень подходит. Скорее стоит говорить о продуманном педагогическом обеспечении, сопровождении самостоятельной деятельности студентов.
ИТОГЧем более самостоятельно работают студенты, тем более внимательным и гибким должно быть наблюдение преподавателя за учебным процессом.

Слайд 14Спасибо за внимания

Спасибо за внимания

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть