Слайд 1РАЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ
Выполнила: Трапезникова Юлия
уч-ся 11 «Б» класса МОУ Лицей №8
Руководитель: Жадан С.Ю.
учитель истории обществознания
Слайд 2ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПАРЛАМЕНТА В РОССИИ
*Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить)
— высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
Слайд 3В общественно-политической жизни России, деятельность законодательных и представительных учреждений занимает важное
место. И хотя исторически исполнительная власть в нашей стране преимущественно доминировала над властью законодательной, со времен вечевых собраний те или иные правители вынуждены были считаться с мнением народным.
Общеизвестна роль Земских Соборов в XVI-ХVII веках в развитии российской государственности, решении многих ключевых вопросов внутренней и внешней политики. Ныне повышенный интерес вызывает деятельность дореволюционных Государственных Дум, поскольку во многом по их образцу и подобию ныне действующая Государственная Дума сконструирована творцами Конституции 1993 года.
Слайд 4Первым подобием парламента в России были законосовещательные орган - Боярская Дума
XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.
В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия. Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.
Первые, вначале умеренные шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу".
Слайд 5Парламент - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный
законодательный орган. В Великобритании он называется парламент, в США - конгресс, в Норвегии - стортинг, в Швеции - риксдаг и т.д.
В большинстве стран состоит из двух палат.
Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента.
Слайд 6Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем
Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданные в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др.
Слайд 7Этапы становления парламента в России в начале 20века
Слайд 8В начале ХХ века Государственная дума – первый общегосударственный российский парламент.Государственная
дума в Российской империи в 1906–1917 годах – представительное учреждение (нижняя палата парламента) с ограниченными законодательными правами, созданное в результате революции 1905–1907 годов. Избиралась по куриальной системе, выборы были неравными и непрямыми. Государственная дума не имела права изменять основные государственные законы Российской империи (Конституцию 1906 года), ее решения могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство. Ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года.
Слайд 9Выборы в Первую Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 г., когда
в стране все еще были накалены общественные страсти, когда ежедневно из различных мест империи поступали сообщения о погромах, поджогах, насилиях и убийствах на политической почве. В общей сложности в Первую думу было избрано 478 депутатов. Первая Дума просуществовала чуть больше двух месяцев и основную часть времени уделила обсуждению самого жгучего вопроса социальной жизни – аграрного.
Слайд 11ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ДУМА
20 февраля 1907 года -3 июня 1907года
Слайд 12Открытие Второй Государственной Думы
Слайд 13Выборы во Вторую Государственную думу проходили в начале 1907 г., и
первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов. Довольно быстро власти стало ясно, что ждать конструктивной работы от новой Думы не приходится. К тому же поступали сведения, что левые, прикрываясь депутатским иммунитетом, занялись откровенной антиправительственной деятельностью и вне стен Таврического дворца. Дума отказалась лишить депутатских полномочий социал-демократическую фракцию. В ночь на 3 июня 1907 г. полиция арестовала, а затем предала суду группу думских социалистов. Через несколько часов последовало сообщение о роспуске представительства и был опубликован новый избирательный закон.
Слайд 14Председатель Второй Государственной Думы Ф.А Головин
Слайд 15Председатель Совета Министров
П . А. Столыпин
Слайд 16Схема размещения фракций Второй Государственной Думы
Слайд 17Заседание одной из комиссий Второй Государственной Думы
Слайд 18Собрание актива партии кадетов в доме В .Д .Набокова
Слайд 19Фракция эсеров во Второй Государственной Думе
Слайд 20Казаки – депутаты Второй Государственной Думы от Кубанской области
Слайд 21Мусульмане-депутаты Второй Государственной Думы от Туркестана
Слайд 22Манифест императора Николай II от 3 июня 1907 года о роспуске
Второй Государственной Думы.
Слайд 23ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
(1 ноября 1907-12 июня 1912)
Слайд 28Новая Дума начала работу 1 ноября 1907 года.
III
Государственная дума состояла в основном из сторонников монархии и правительства. В Думе было 442 депутата, из которых 148 октябристов и 144 правых. Вместе эти партии составляли большинство, необходимое для принятия решения. Председателями III Думы были октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н.А.Хомяков, лидер октябристов А.И.Гучков, Екатеринославский помещик М.В.Родзянко. Состав Думы в целом устраивал правительство и получил право на существование полного срока - III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. Срок её полномочий истёк 9 июня 1912 года.
Слайд 29ЧЕТВЕРТАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
(15 ноября 1912 года – 25 февраля 1917 года)
15
ноября 1912 года начал свою работу последний, четвёртый созыв Государственной думы. Во время Первой мировой войны IV Дума стала ареной ожесточённой борьбы либералов с правыми. Октябристы, кадеты и часть националистов образовали “Прогрессивный блок”, получивший в Думе большинство голосов. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года. Последнюю Думу возглавлял М.В.Родзянко.
Слайд 30Председатель четвертой Государственной Думы
М.В.Родзянко
Группа депутатов
Четвёртой Государственной Думы
И
иностранных офицеров,
прибывших в Петроград на военную
Конференцию стран Антанты
Февраль 1917г.
Слайд 31Председатель
Четвертой Государственной Думы
М.В.Родзянко с группой депутатов
И служителей Канцелярии Государственной
Думы, призванных
в армию
Во время Первой мировой войны
Слайд 39Конституционные основы Российского парламентаризма
Слайд 41Конституционные основы современного Российского парламентаризма.
В ст. 94 Конституции РФ указывается, что
Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.
В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.
Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.
Слайд 46ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА
(29 декабря 2003 года – 16
ноября 2007 года)
Председатель
Государственной Думы четвертого созыва
Б.В.Грызлов
Первое заседание
Государственной Думы
четвертого созыва
29 декабря 2003
Слайд 47
Общая фотография депутатов Государственной Думы четвертого созыва после завершающего заседания.
16
ноября 2007 г.
Слайд 48Современный парламентаризм на региональном и местном уровнях власти в Российской федерации
Слайд 52Достижения и недостатки и проблемы в работе законодательных и представительных органов
власти всех уровней современной политической системы РФ
Слайд 53Основной недостаток парламентаризма вытекает из самой его природы - парламент является
промежуточным звеном, посредником между народом и процессом законотворчества. В этих условиях возникает потенциальная возможность того, что закон будет отражать личные мнения депутата. Это грозит неполным и даже искаженным отражением в законах и других принимаемых документах воли народа, несбалансированностью интересов различных его групп и т.п. Потенциальная возможность, как мы знаем, увы, давно стала реальностью в большинстве стран. Коррупция проникла в среду политиков, и многие парламентарии руководствуются в своей деятельности узкогрупповыми и даже личными интересами в ущерб общенациональным.
Слайд 55Еще один недостаток парламентской системы - ее неэкономичность. Затраты на функционирование
парламента и многочисленного обслуживающего персонала весьма значительны. Велики также расходы, связанные с перевыборами парламентов. Если же учесть косвенные и другие расходы и потери (в частности, прекращение в период выборов законотворческой деятельности), то они окажутся значительно больше. Несовершенство существующих форм власти отмечалось многими. Характеризуя ее, У.Черчилль сказал примерно следующее: "Институты демократии, конечно же, имеют недостатки, однако ничего лучшего человечество еще не предложило". Попытаемся это сделать.