Слайд 1Образовательный проект на тему: «В гаванях афинского порта Пирей»
Урок по истории
Древнего мира для учащихся 5 класса
Автор: Семенцова Дарья Юрьевна
учитель истории и обществознания
Место работы :МБОУ СОШ № 18
Слайд 3Инновационность проекта
Использованы современные технологии:
Групповая работа
Технология « Шесть шляп мышления»
Проблемное обучение
Применяется дискуссионная техника «Микрофон» для активизации работы слабоактивных ребят
Слайд 4План урока
1. Организационный момент:
Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
и способов действий:
Выявить уровень усвоенных знаний через беседу, через соревнование на самое быстрое и правильное разгадывание кроссворда.
3.Усвоение новых знаний:
Класс делится на 6 групп жеребьевкой.
1 группа «Белая шляпа» выполняет задания на выявление фактов, установление причинно-следственных связей.
2 группа « Желтая шляпа» выполняет задания на группировку и выявляет положительные стороны ситуации.
3 группа «Черная шляпа» анализирует исторический документ и выявляет все негативные стороны события.
4 группа «Красная шляпа» составляет яркий, красочный рассказ от лица жителя Афин.
5 группа «Зеленая шляпа» выполняют творческое задание.
6 группа «Синяя шляпа» выполняет проблемное задание и обобщает материал.
3. Закрепление полученных знаний:
Группы предоставляют результаты своих работ, весь класс решает проблемное задание
4. Рефлексия:
Подведение итогов урока, выявление отношения ребят к проделанной работе.
Слайд 5Учебный материал на этапе объяснения
1. Всеобщая история. История Древнего мира.
5 класс : учеб для общеобрзоват. организаций / А.А. Ивгасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая ; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с. : ил., карт.
2. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл. : учеб. Для организаций/ Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, А.А. Николаева. – М. : Баласс, 2015. – 288 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Шевченко. — М. : Просвещение, 2012. — 128 с.
4. Андрюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории древнего мира: 5 кл.: пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.: ил.
5. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древ- него мира: 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011. – 512 с. – (В помощь школьному учителю)
Слайд 6Учебный материал на этапе закрепления
Метод «Шесть шляп мышления» позволяет превратить урок
в интересное и увлекательное путешествие. Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.
Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени. Сохраняется активность учащихся. На этом этапе решались познавательная задача и развивающая задача формирование навыков самостоятельной работы, с источниками информации.
Слайд 7Учебное задание на этапе опроса (КИМы)
Для отслеживания уровня знаний применялись следующие
виды заданий:
1. Проблемное задание:
«Докажите, что Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли»
2. Задания на группирование и обобщение:
«Охарактеризуйте жизнь раба в полисе»
3. Задания на установление причинно-следственных связей:
«Обсудите в группах, почему в освобождённых полисах утвердилась
демократия, а не другая форма правления.
4. Творческое задание:
«На листах ватмана в красочной форме изобразите путешествие по городу Афины»
Слайд 8Проблемные вопросы и задания
1. В процессе работы группы 6 «Синей шляпы»
озвучивается проблемный вопрос «Докажите, что Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли»
2. На этапе закрепления учитель и учащиеся вспоминают термин «демократия». Учитель предлагает охарактеризовать демократию в Афинах.
Слайд 9Примерные ответы учащихся
1. Афины в V в. превратились в крупнейший торговый
и ремесленный центр. Торговля с разных стран огромным разнообразием товаров говорит о популярности порта Пирей. Наличе налогов и пошлин только подтверждает высокий статус города Афины, потому что не каждый торговец готов был платить пошлину если не был уверен в том, что продаст товар. Ремесленные изделия в больших количествах вывозились за море, тем самым подтверждая качество и мастерство греческих ремесленников.
2.Демократия в Афинах носила ограниченный характер, с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам
Слайд 10Рефлексия (самооценка урока)
Критерии факта:
На уроке учениками отлично было усвоено
«Торговое и
военное развитие города Афины»
Хорошо усвоен состав населения Афины
Удовлетворительные результаты не были выявлены
Возникли затруднения с определением характера демократии в городе Афины