Презентация, доклад на тему Разработка урока АГРАРНАЯ РЕФОРМА ПЕТРА АРКАДЬЕВИЧА СТОЛЫПИНА

Содержание

Актуализация знанийНазовите главные причины первой российской революции.Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?Какие изменения произошли в политической системе Российской империи в ходе первой российской революции?Какой представительный орган появился в России в ходе первой революции?Какие гражданские

Слайд 1Урок по истории России для 9 класса
РЕФОРМА
ПЕТРА АРКАДЬЕВИЧА СТОЛЫПИНА



Учитель истории

МБОУ СОШ № 53
Тюнин Сергей Андреевич

Урок по истории России  для 9 классаРЕФОРМА ПЕТРА АРКАДЬЕВИЧА СТОЛЫПИНАУчитель истории МБОУ СОШ № 53Тюнин Сергей

Слайд 2Актуализация знаний
Назовите главные причины первой российской революции.
Был ли решен аграрный вопрос

в ходе революции?
Какие изменения произошли в политической системе Российской империи в ходе первой российской революции?
Какой представительный орган появился в России в ходе первой революции?
Какие гражданские права получило население России?
Как вы понимаете слова Ленина о первой Государственной Думе: «Самый революционный и самый бессильный в мире парламент»?
Что послужило причиной прекращения работы I и II Думы?

Актуализация знанийНазовите главные причины первой российской революции.Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?Какие изменения произошли в

Слайд 3Причины подъёма революционных выступлений после издания Манифеста 19 октября 1905 года
В

конце XIX в. средний крестьянский надел составлял до 2,6 десятины (в то время как, по подсчетам экономистов, для рентабельного ведения хозяйства было необходимо иметь минимум 10,5 десятины). Поэтому главным требованием крестьян в начале ХХ в. был раздел между ними помещичьей земли. Отказ правительства удовлетворить это требование стал главной причиной участия крестьян в революции 1905–1907 гг., выразившегося в массовых крестьянских волнениях.
Причины подъёма революционных выступлений после издания Манифеста 19 октября 1905 годаВ конце XIX в. средний крестьянский надел

Слайд 4 Тема урока: АГРАРНАЯ РЕФОРМА ПЕТРА АРКАДЬЕВИЧА СТОЛЫПИНА

Тема урока:    АГРАРНАЯ РЕФОРМА  ПЕТРА АРКАДЬЕВИЧА СТОЛЫПИНА

Слайд 5 Эпиграф урока

Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие

народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы.

П. А. Столыпин
Эпиграф урока   Народы забывают иногда о своих  национальных задачах, но такие народы

Слайд 6План урока
1. Третьеиюньская монархия 1907 г.
2. Аграрная реформа: ее цели, суть,

направления.
3. Методы проведения реформы.
4. Сопротивление реформе.
5. Результаты аграрной реформы П.А. Столыпина.

План урока1. Третьеиюньская монархия 1907 г.2. Аграрная реформа: ее цели, суть,    направления.3. Методы проведения

Слайд 7Третьеиюньская монархия
23 апреля 1906г. – назначение на пост министра внутренних дел

П.А. Столыпина. 7 июля 1906г. – председатель Совета министров.
3 июня 1907г. – издание манифеста о роспуске II Думы.
П. А. Столыпин определял новый политический курс, который собирался проводить словами «порядок и реформы».
Отношение Столыпина к Думе.
Считал, что Дума полезна для поддержания порядка в стране, но она должна стать «послушной», управляемой со стороны власти. Для этого и был принят новый избирательный закон.
Положение о выборах, принятое 3 июня 1907 г. изменило процедуру голосования.
Городская курия была разделена на два разряда, четко отделявших крупных предпринимателей и купцов от основной массы городского населения. Теперь 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам городской мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих.
По сравнению со старым избирательным законом соотношение между представительством помещиков и крупных буржуа изменилось не очень значительно (раньше было 1:3). Зато по сравнению с крестьянством и рабочими помещики и буржуа выбирали во много раз больше депутатов, чем раньше.
Третьеиюньская монархия23 апреля 1906г. – назначение на пост министра внутренних дел П.А. Столыпина. 7 июля 1906г. –

Слайд 8Задание: На основании высказываний П.А. Столыпина определить цели реформы.
Документ 1
«Дикая, полуголодная

деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу.»
Задание: На основании высказываний П.А. Столыпина определить цели реформы.Документ 1«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою,

Слайд 9Документ 2
«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой

век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников - «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий.»
Закон должен быть ориентирован на «разумных и сильных, а не слабых и пьяных. Нельзя ставить преграды обогащению сильного — для того чтобы слабые разделили с ним его нищету».



Документ 2«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы

Слайд 10Документ 3
«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном

имуществе, а в богатеющем и крепком населении».
«Необходимо поднять нашу обнищавшую... слабую, истощенную землю, так как земля — это залог нашей силы в будущем, земля — это Россия».

Документ 3«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком

Слайд 11Документ 4
«Государственная власть не может признавать права собственности на земли за

одними и в то же время отнимать это право у других».
«Никто не будет прилагать свой труд к земле, зная, что плоды его трудов могут быть через несколько лет отчуждены».
«В настоящее время государство у нас хворает. Самою больною, слабой частью, которая хиреет, является крестьянство. Ему надо помочь... Цель у правительства вполне определенная: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода... дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность».

Документ 4«Государственная власть не может признавать права собственности на земли за одними и в то же время

Слайд 12ЦЕЛИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА
Снятие социальной напряженности на селе. Отвлечение

крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель
Создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян - широкого слоя мелких собственников
Продолжение модернизации России
Сохранение всех форм частной собственности (включая помещичью)
ЦЕЛИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ  П. А. СТОЛЫПИНАСнятие социальной напряженности на селе. Отвлечение крестьян от идеи принудительного отчуждения

Слайд 13Направления АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА
Разрушение крестьянской общины.
Создание хуторов

и отрубов (ликвидация «черезполосицы»).
Переселенческая политика.
Развитие крестьянской
производственной кооперации.
Оказание государственной помощи крестьянским хозяйствам (создание Крестьянского банка).
Обеспечение юридического
равноправия крестьянства.
Направления АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ  П. А. СТОЛЫПИНА Разрушение крестьянской общины. Создание хуторов и отрубов (ликвидация «черезполосицы»). Переселенческая

Слайд 14 Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. 9 ноября 1906 года –

начало аграрной реформы Столыпина.



Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.

Слайд 15Термины
Отруб — объединение всех наделов в один равноценный им участок.
Перенесение

на этот участок двора с жилыми и хозяйственными постройками превращало его в хутор.
Кооперация — (от лат. cooperatio - сотрудничество), первоначально добровольное товарищество, содействующее своим членам в ведении хозяйства, промысла, мелкого производства, осуществляющее посреднические функции (сбыт продукции, ее транспортировка и т. д.).
«Столыпинские» вагоны — специальные вагоны, предназначенные для переезда крестьян на новое место проживания (из расчета «40 человек = 8 лошадей»).
ТерминыОтруб — объединение всех наделов в один равноценный им участок. Перенесение на этот участок двора с жилыми

Слайд 16Сопротивление реформе.
В проведении реформы Столыпин столкнулся с мощным сопротивлением почти всех

общественных сил.

Левые партии увидели в его действиях опасную для них попытку утвердить в русской деревне частнособственнические отношения и тем самым предотвратить новую революцию (В. И. Ленин назвал реформу «последним клапаном»).
Многим кадетам были чужды идеи Столыпина о крепком государстве, опирающемся на богатых крестьян.
Крайне правые обрушились на премьера за попытку вырастить в деревне «чумазое дворянство» — в нем они углядели конкурента настоящему дворянству.
Царь тоже стал тяготиться деятельным премьером. Способность Столыпина находить общий язык с III Думой вызывала политическую ревность царской четы, что стало одной из причин быстрого их охлаждения к Столыпину.
Сопротивление реформе.В проведении реформы Столыпин столкнулся с мощным сопротивлением почти всех общественных сил. Левые партии увидели в

Слайд 17Но, самое главное, реформа встретила сопротивление значительной части крестьян.

Выход из общины

означал разрыв привычных, давно сложившихся связей. Крестьяне боялись остаться без помощи в случае неурожая или другого несчастья. Нередко выход сопровождался опасением мести общинников. И страх этот был оправдан: так, только в 1909—1910 гг. полиция зарегистрировала около 11 тыс. случаев поджога хуторов. В некоторых местностях мешали создавать отруба вполне практические соображения: получишь единый участок на возвышенности — жди неурожай в засушливое лето, в низине — в дождливое.
Власти нередко проводили реформу формально, как очередную кампанию. Многие чиновники насильно насаждали хутора, думая лишь о том, как отчитаться перед начальством. Переселения сопровождались неразберихой.

Но, самое главное, реформа встретила сопротивление значительной части крестьян.Выход из общины означал разрыв привычных, давно сложившихся связей.

Слайд 18Таблица. Результаты аграрной политики

Таблица. Результаты аграрной политики

Слайд 19Результаты реформы:
Столыпин рассчитывал на длительные преобразования. «Дайте государству 20 лет покоя...

и вы не узнаете нынешнюю Россию», — говорил он. Но история не дала ему такого срока. В сентябре 1911 г. в Киеве Столыпин был убит анархистом Богровым.

В. Н. Коковцев продолжил проведение реформы, но без прежней энергии. С началом Первой мировой войны вообще стало не до преобразований, так что всего реформа продолжалась около 8 лет.
В политическом плане реформа провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенция и предприниматели считали их недостаточными.
Результаты реформы: Столыпин рассчитывал на длительные преобразования. «Дайте государству 20 лет покоя... и вы не узнаете нынешнюю

Слайд 20За время проведения реформы из общины вышли около четверти крестьян, что

можно признать хорошим результатом. Анализ географии выходов показывает, что община разрушалась на окраинах, но сохранилась в центральных районах страны. Львиная доля вышедших из общины — деревенские бедняки. Они тут же продавали свой отруб и переселялись в город, где зачастую пополняли ряды городской бедноты.
Относительно немного было тех, кто решился самостоятельно хозяйствовать на земле: примерно 1/6 часть вышедших создала хуторские хозяйства. Хозяйствовать новым фермерам было трудно: на банковских хуторах и отрубах им приходилось существенную часть дохода отдавать банку, на надельных же землях хутора и отруба получались слишком малых размеров.
Более 5 млн. крестьян оставили свою малую родину и отправились на поиск лучшей доли за Урал. Не все смогли закрепиться на новых местах, сотни тысяч переселенцев вернулись назад. Тем не менее освоение окраин России ускорилось.


За время проведения реформы из общины вышли около четверти крестьян, что можно признать хорошим результатом. Анализ географии

Слайд 21Итог урока
«Главная трудность проведения столыпинской аграрной реформы коренилась не столько в

технически-землемерных проблемах, сколько в коллективистской психологии крестьянства. Большинство крестьян не умели действовать единолично, по-фермерски и боялись лишиться помощи общины в борьбе за выживание.
И вот когда Столыпин предложил крестьянам журавля в небе – хутора и отруба, даже специальный Крестьянский банк открыл,– русский крестьянин всё-таки предпочёл синицу в руках – остался в общине.
Увы, и сегодня не очень-то идут из колхозов и совхозов в фермеры, на арендный подряд»

В.Г. Сироткин – современный историк
Итог урока«Главная трудность проведения столыпинской аграрной реформы коренилась не столько в технически-землемерных проблемах, сколько в коллективистской психологии

Слайд 22Домашнее задание: §§ 32-34. Подготовиться к контрольной работе по теме: «Первая

российская революция 1905-1907 гг. Реформы П.А. Столыпина»
Домашнее задание:   §§ 32-34. Подготовиться к контрольной работе по теме: «Первая российская революция 1905-1907 гг.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть