Слайд 1Смысл и направленность общественного развития.
Различные подходы к изучению истории.
Слайд 2В чем слава? В том, чтоб именем своим
Столбцы газет, заполнить
поплотнее.
Что слава? Просто холм, а мы спешим
Добраться до вершины поскорее.
Мы пишем, поучаем, говорим,
Ломаем копья и ломаем шеи,
Чтоб после нашей смерти помнил свет
Фамилию и плохонький портрет!
Египта царь Хеопс, мы знаем с вами,
Для памяти и мумии своей
Себе воздвиг над многими веками
Гигантский, небывалый мавзолей.
Он был разграблен жадными руками
И не осталось от царя царей
Увы, ни горсти праха. Так на что же
Мы, грешные, надеяться то можем.
Все погибает слепо и фатально:
Ахилл зарыт и Троя сожжена
И будущего нового герои
Забудут Рим, как мы забыли Трою
Слайд 3Все на Земле изменяется, все скоротечно; всего же, что ни цветет,
Ни живет на Земле, Человек скоротечней;…
Листьям в дубравах древесных
подобны сыны человеков:
ветер одних по Земле развевает,
другие дубравы, вновь расцветая,
Рождают, с новой весной взрастают;
Так человеки; сии порождаются, те – погибают…
Гомер, Илиада
XIV в.до н.э.
Слайд 4ЦЕЛЬ УРОКА:
Если верить поэтам, жизнь человека не только коротка. В силу
своей краткости (подобно листьям, облетающим каждую осень) , исчезает смысл жизни и человека, и человечества (…все погибает слепо и фатально). В чем же смысл жизни и человека, и общества? Какова направленность общественного развития?
Слайд 5ЗАДАЧИ УРОКА:
Каковы основные значения понятия «история»?
В чем главная
трудность исторического познания?
Чем характеризуется стадиально – линейный подход к истории?
Каковы основные черты локально – циклического подхода к общественно – историческому развитию?
В чем состоят основные различия между теорией формацией и теорией цивилизационных волн развития общества?
Как соотносятся понятия «цивилизация» и «культура»?
Слайд 6История - это коллективная память народа.
Потеря исторической памяти разрушает общественное
сознание. Делает жизнь бессмысленной, варварской. «Убить память народа - значит убить сам народ , превратить его в раба, манкурта»
(Ч. Айтматов).
Поиск смысла истории упирается в современность, а историческая наука предстает как способ выявления пути к этой современности.
Слайд 7«Мы вопрошаем и допрашиваем
прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и
намекнуло о нашем будущем».
В.Г.Белинский
Слайд 8«Златообильные Микены», найденные Генрихом Шлиманом. Бедный приказчик из немецкой лавки, начитавшийся
Илиады, поставил себе цель: найти Трою Гомера. И нашел! Нашел и Трою, и Микены – все, о чем писал Гомер
Слайд 9Над Шлиманом смеялся весь научный мир Европы, а он, заработав состояние
в России, потратил его на раскопки и нашел все, о чем писал Гомер за 35 веков до него, Ученый явил XIX веку забытую цивилизацию
Слайд 10Фреска из дворца на Крите
находка Артура Эванса, поверившего в миф
о Тезее и Минотавре: еще одна забытая ,
считавшаяся до Эванса легендой, цивилизация Крита.
Слайд 11Что же такое «Цивилизация»?
Как родилось это понятие?
Какие бывают цивилизации?
Формация,
введенная в научный оборот Марксом, это –то же самое или эти понятия различны?
Слайд 12Сложились несколько точек зрения на историю:
История есть смена общественно- экономических формаций
(Маркс)
История- совокупность локальных цивилизаций
Слайд 13 Рождение понятия «цивилизация»
Цивилизация – сivis
(латин.) –городской, государственный, гражданский.
Впервые ввел в научный оборот в XVIII в. Мирабо Старший (Франция, 1756 г.)
Для просветителей она означала смягчение нравов , просвещение в обществе, высокий уровень духовного развития, утонченные манеры поведения.
Цивилизация противопоставлялась варварству. Ее появление неизбежно. Это своеобразное «взросление» человечества.
В XVIII в. идея о том, что история направляется Божественным промыслом, заменяется идеей грядущего торжества цивилизации, построенной с помощью человеческого разума.
Слайд 14Противоречие:
история представлялась просветителям линейным процессом, единым потоком в русле
прогресса, «от хорошего к лучшему». Однако неравномерность развития различных народов не вписывалась в эту картину!
Слайд 15Локальная цивилизация
Учет неповторимости, своеобразия национальных культур было осознано благодаря теории
локальных
цивилизаций.
Основатель – Вико Д. (Италия, 1725) трактат «Основание новой науки об общей природе наций» -
история каждого народа включает три фазы: «эпоху богов», «эпоху героев», «эпоху людей», затем следует упадок.
Слайд 16Главная идея Вико:
История представляет собой не однолинейный или стадиальный процесс,
а состоит из отдельных потоков, историй отдельных народов с их особыми культурами
Слайд 17Гредер И. (Германия), развивая теорию Вико, выдвинул идею , что духовная
культура, идеалы, нравственные нормы, верования народа являются основой для разграничения культур:
Китай – развитие утонченной учтивости и морали;
Индия – идеал терпения, небесной чистоты и святости;
Финикия – дух мореплавания и торговли;
Рим – дух патриотизма и героической доблести.
Индивидуальности разных народов, взятые вместе, в своем развитии и составляют исторический процесс.
Слайд 18 Гредер представлял исторический процесс в образе дерева истории, где народы
- его ветви.
С Гредером соглашались немецкие философы, историки Гегель, Шеллинг, русские ученые славянофилы 20-50-х гг. XIX в.
Особый вклад – Данилевский Н.Я.
«Россия и Европа» (взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо - Романскому).
Слайд 19идея Данилевского о культурно – исторических типах близка идее локальных цивилизаций:
любая культура, независимо от того, насколько велик был ее вклад в общую сокровищницу человечества, заслуживает право на самостоятельное существование и представляет ценность прежде всего своим своеобразием, несхожестью с другими.
Цивилизационный процесс развивается от простого к сложному, от рабства к свободе.
Культурно – исторический тип
по Данилевскому.
Слайд 20Становление и развитие материалистических взглядов на мир.
Идея о большом влиянии материальных
факторов, природной, географической среды на жизнь общества, его культуру, традиции породила материалистическое понимание истории :
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)
Ш. Л. де Монтескье (1689 - 1775)
Маркс К.(1818 – 883) и Ф.Энгельс(1820 -1895)
Слайд 21Марксизм
Марксизм рассматривает историю человечества как естественно - исторический процесс.
Его движущая
сила – борьба между классами, т.е. между имущими и неимущими.
Классы – большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности на средства производства , месту в системе отношений, в которые они вступают в процессе производства материальных благ, их распределения и обмена
Слайд 22Формация
Прогресс ассоциировался с последовательной сменой ОЭФ (общественно – экономических формаций)
Прогресс
Первобытно –
общинная формация (строй)
Рабовладельческая формация
Феодальная формация(строй)
Капиталистическая формация
Коммунистическая формация
Слайд 23Признаки формации
Наличие преобладающих форм собственности на средства производства
Социальная структура
общества, присущая только данной формации и характерные отношения между составляющими ее классами.
Уровень развития производительных сил.
Способ производства материальных благ конечен, он обязательно исчерпает себя в исторической перспективе.
Роль духовной сферы –вторична.
Роль личности, по сравнению с ролью народных масс – второстепенна.
Слайд 24Формация
Общественно Экономическая Формация - это исторический тип общества, основывающийся
на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества.
Слайд 25Шпенглер и цивилизация
К многолинейному пониманию исторического процесса вернул науку
Шпенглер О.
(Германия, 1880 – 1936) в книге
«Закат Европы»
история есть восемь высших культур, замкнутых в себе и развивающихся отдельно друг от друга
Это: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко – римская, византийско- арабская, майя, русско – сибирская.
Все цивилизации подчинены жесткому биологическому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, «закат».
Химера , украшающая
собор Парижской Богоматери
Слайд 26«Каждая культура создавала собственную картину души», т.о. надо найти, то, что
является стержнем культуры конкретной цивилизации.
Нет никаких общих закономерностей. Культура не содействует прогрессу и не является его ступенью.
Слайд 27Например:
Античная – апполоновская, ибо в ней выражена гармония, а красота ее
прежде всего телесная, материальная.
Западноевропейская – фаустовская. В образе доктора Фауста, одержимого жаждой познания, заключена ее квинтессенция.
Слайд 28Стадии мирового цивилизационного развития.
Вторая половина XXвека, американские
экономисты, социологи, политологи (Дж. Гэлбрейт,
У.Ростоу, Д.Белл, Э.Тоффлер)
видели движущую силу истории в расширении горизонтов знания, позволявшего совершенствовать орудия труда, что обеспечивало новыми формами производственной деятельности.
Прогресс связывался с переходом от присваивающего хозяйства к производящему, от традиционного общества к индустриальному, к обществу высоких технологий.
Слайд 30Переход к каждой ступени не является жестко предопределенным законами истории (как
у Маркса). Он – возможность, при наличии соответствующих предпосылок.
Предпосылки: историко- культурные, политические особенности, международные условия, традиции отдельных цивилизаций, определявшие положение личности в обществе.
Особое внимание процессу модернизации: ускоренный переход от традиционных обществ к индустриальным.
Слайд 31Задание: сравнить два подхода к изучению истории
Слайд 32Формационный подход
Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают
себе путь через деятельность людей, они непреложны.
Материальным факторам(прежде всего производству)принадлежит решающая роль в развитии общества
Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития . Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений.
Современная эпоха – переход к социализму,
Более высокой , чем капитализм ступени развития.
Слайд 33Цивилизация – это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами,
имеющие устойчивые особые черты в социально – политической цивилизации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому обществу.
Слайд 34Цивилизационный подход
Человек –единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего.
Общественно – историческое познание – это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и иной деятельности.
Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.
Слайд 35Каждая цивилизация неповторима. Каждая вносит свой оттенок в неповторимую палитру человеческого
многообразия.
Прогресс – относителен. Он может охватывать отдельные сферы общества : экономику, технологию. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограничено.
1.Современный мир представлен двумя типами цивилизаций: западной (индустриальной) и традиционным обществом.
2.Современный мир – множество локальных цивилизаций.
Т.О. Цивилизационный подход к истории вносит в нее человеческое измерение.
Слайд 36Типы цивилизаций.
Первичные, очаговые. Древние цивилизации. Их еще называют речными. (древнеегипетская, шумерская,
вавилонская, древнекитайская, древнеиндийская, древнегреческая, древнеримская и др.)
Слайд 37Вторичные, возникшие на месте древних цивилизаций (средне -вековая европейская)
Слайд 38Периферийные, возникшие под влиянием экономических, политических , культурных и иных контактов
с развитыми цивилизациями (российская цивилизация)
Слайд 39Культурологический подход
Культура – социально – прогрессивная творческая деятельность человечества во
всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создание ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразовании действительности. Она делится на материальную(техника, вещи) и духовную (наука, искусство, мораль, религия и т.д.)
Слайд 40Культура есть все то, что создано разумом, руками человека.
Ее определяют
как «систему норм и ценностей», как «память человечества», как «способ жизни», «способ адаптации к природе». Существуют знаковые личности, предметы, явления (личность Петра Великого знак для эпохи реформ первой четверти XVIII; Храм Святой Софии в Киеве – для истории Киевской Руси)
Слайд 41Задача: Как соотносятся понятия «цивилизация » и «культура»?
Слайд 42Домашнее задание
Учебник
Загладин Н.В., Всемирная история,
10 класс, §2,.§ 3; вопросы 5,6
устно,
Проект на 16.09
Семинар на 28.09