Презентация, доклад на тему Различные подходы к изучению истории.

Содержание

В чем слава? В том, чтоб именем своим Столбцы газет, заполнить поплотнее.Что слава? Просто холм, а мы спешим Добраться до вершины поскорее.Мы пишем, поучаем, говорим, Ломаем копья и ломаем шеи, Чтоб после нашей смерти помнил светФамилию

Слайд 1Смысл и направленность общественного развития.
Различные подходы к изучению истории.

Смысл и направленность общественного развития.Различные подходы к изучению истории.

Слайд 2В чем слава? В том, чтоб именем своим
Столбцы газет, заполнить

поплотнее.
Что слава? Просто холм, а мы спешим
Добраться до вершины поскорее.
Мы пишем, поучаем, говорим,
Ломаем копья и ломаем шеи,
Чтоб после нашей смерти помнил свет
Фамилию и плохонький портрет!
Египта царь Хеопс, мы знаем с вами,
Для памяти и мумии своей
Себе воздвиг над многими веками
Гигантский, небывалый мавзолей.
Он был разграблен жадными руками
И не осталось от царя царей
Увы, ни горсти праха. Так на что же
Мы, грешные, надеяться то можем.
Все погибает слепо и фатально:
Ахилл зарыт и Троя сожжена
И будущего нового герои
Забудут Рим, как мы забыли Трою

В чем слава? В том, чтоб именем своим Столбцы газет, заполнить поплотнее.Что слава? Просто холм, а мы

Слайд 3Все на Земле изменяется, все скоротечно; всего же, что ни цветет,


Ни живет на Земле, Человек скоротечней;…
Листьям в дубравах древесных
подобны сыны человеков:
ветер одних по Земле развевает,
другие дубравы, вновь расцветая,
Рождают, с новой весной взрастают;
Так человеки; сии порождаются, те – погибают…
Гомер, Илиада
XIV в.до н.э.

Все на Земле изменяется, все скоротечно; всего же, что ни цветет, Ни живет на Земле, Человек скоротечней;…Листьям

Слайд 4ЦЕЛЬ УРОКА:
Если верить поэтам, жизнь человека не только коротка. В силу

своей краткости (подобно листьям, облетающим каждую осень) , исчезает смысл жизни и человека, и человечества (…все погибает слепо и фатально). В чем же смысл жизни и человека, и общества? Какова направленность общественного развития?
ЦЕЛЬ УРОКА:Если верить поэтам, жизнь человека не только коротка. В силу своей краткости (подобно листьям, облетающим каждую

Слайд 5ЗАДАЧИ УРОКА:
Каковы основные значения понятия «история»?
В чем главная

трудность исторического познания?
Чем характеризуется стадиально – линейный подход к истории?
Каковы основные черты локально – циклического подхода к общественно – историческому развитию?
В чем состоят основные различия между теорией формацией и теорией цивилизационных волн развития общества?
Как соотносятся понятия «цивилизация» и «культура»?
ЗАДАЧИ УРОКА:Каковы основные значения понятия «история»?   В чем главная трудность исторического познания?Чем характеризуется стадиально –

Слайд 6История - это коллективная память народа.
Потеря исторической памяти разрушает общественное

сознание. Делает жизнь бессмысленной, варварской. «Убить память народа - значит убить сам народ , превратить его в раба, манкурта»
(Ч. Айтматов).
Поиск смысла истории упирается в современность, а историческая наука предстает как способ выявления пути к этой современности.
История - это коллективная память народа. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание. Делает жизнь бессмысленной, варварской.

Слайд 7«Мы вопрошаем и допрашиваем
прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и

намекнуло о нашем будущем».
В.Г.Белинский
«Мы вопрошаем и допрашиваемпрошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем».В.Г.Белинский

Слайд 8«Златообильные Микены», найденные Генрихом Шлиманом. Бедный приказчик из немецкой лавки, начитавшийся

Илиады, поставил себе цель: найти Трою Гомера. И нашел! Нашел и Трою, и Микены – все, о чем писал Гомер
«Златообильные Микены», найденные Генрихом Шлиманом. Бедный приказчик из немецкой лавки, начитавшийся Илиады, поставил себе цель: найти Трою

Слайд 9Над Шлиманом смеялся весь научный мир Европы, а он, заработав состояние

в России, потратил его на раскопки и нашел все, о чем писал Гомер за 35 веков до него, Ученый явил XIX веку забытую цивилизацию
Над Шлиманом смеялся весь научный мир Европы, а он, заработав состояние в России, потратил его на раскопки

Слайд 10Фреска из дворца на Крите
находка Артура Эванса, поверившего в миф


о Тезее и Минотавре: еще одна забытая ,
считавшаяся до Эванса легендой, цивилизация Крита.

Фреска из дворца на Крите находка Артура Эванса, поверившего в миф о Тезее и Минотавре: еще одна

Слайд 11Что же такое «Цивилизация»?
Как родилось это понятие?
Какие бывают цивилизации?
Формация,

введенная в научный оборот Марксом, это –то же самое или эти понятия различны?


Что же такое «Цивилизация»?Как родилось это понятие?Какие бывают цивилизации?  Формация, введенная в научный оборот Марксом, это

Слайд 12Сложились несколько точек зрения на историю:
История есть смена общественно- экономических формаций

(Маркс)
История- совокупность локальных цивилизаций
Сложились несколько точек зрения на историю:История есть смена общественно- экономических формаций (Маркс)История- совокупность локальных цивилизаций

Слайд 13 Рождение понятия «цивилизация»
Цивилизация – сivis

(латин.) –городской, государственный, гражданский.
Впервые ввел в научный оборот в XVIII в. Мирабо Старший (Франция, 1756 г.)
Для просветителей она означала смягчение нравов , просвещение в обществе, высокий уровень духовного развития, утонченные манеры поведения.
Цивилизация противопоставлялась варварству. Ее появление неизбежно. Это своеобразное «взросление» человечества.
В XVIII в. идея о том, что история направляется Божественным промыслом, заменяется идеей грядущего торжества цивилизации, построенной с помощью человеческого разума.


Рождение понятия «цивилизация»    Цивилизация – сivis (латин.) –городской,    государственный,

Слайд 14Противоречие:
история представлялась просветителям линейным процессом, единым потоком в русле

прогресса, «от хорошего к лучшему». Однако неравномерность развития различных народов не вписывалась в эту картину!
Противоречие:  история представлялась просветителям линейным процессом, единым потоком в русле прогресса, «от хорошего к лучшему». Однако

Слайд 15Локальная цивилизация
Учет неповторимости, своеобразия национальных культур было осознано благодаря теории
локальных

цивилизаций.
Основатель – Вико Д. (Италия, 1725) трактат «Основание новой науки об общей природе наций» -
история каждого народа включает три фазы: «эпоху богов», «эпоху героев», «эпоху людей», затем следует упадок.

Локальная цивилизацияУчет неповторимости, своеобразия национальных культур было осознано благодаря теории локальных цивилизаций.Основатель – Вико Д. (Италия, 1725)

Слайд 16Главная идея Вико:
История представляет собой не однолинейный или стадиальный процесс,


а состоит из отдельных потоков, историй отдельных народов с их особыми культурами
Главная идея Вико: История представляет собой не однолинейный или стадиальный процесс, а состоит из отдельных потоков, историй

Слайд 17Гредер И. (Германия), развивая теорию Вико, выдвинул идею , что духовная

культура, идеалы, нравственные нормы, верования народа являются основой для разграничения культур:
Китай – развитие утонченной учтивости и морали;
Индия – идеал терпения, небесной чистоты и святости;
Финикия – дух мореплавания и торговли;
Рим – дух патриотизма и героической доблести.
Индивидуальности разных народов, взятые вместе, в своем развитии и составляют исторический процесс.

Гредер И. (Германия), развивая теорию Вико, выдвинул идею , что духовная культура, идеалы, нравственные нормы, верования народа

Слайд 18 Гредер представлял исторический процесс в образе дерева истории, где народы

- его ветви.
С Гредером соглашались немецкие философы, историки Гегель, Шеллинг, русские ученые славянофилы 20-50-х гг. XIX в.
Особый вклад – Данилевский Н.Я.
«Россия и Европа» (взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо - Романскому).

Гредер представлял исторический процесс в образе дерева истории, где народы - его ветви.С Гредером соглашались немецкие

Слайд 19идея Данилевского о культурно – исторических типах близка идее локальных цивилизаций:

любая культура, независимо от того, насколько велик был ее вклад в общую сокровищницу человечества, заслуживает право на самостоятельное существование и представляет ценность прежде всего своим своеобразием, несхожестью с другими.
Цивилизационный процесс развивается от простого к сложному, от рабства к свободе.


Культурно – исторический тип по Данилевскому.

идея Данилевского о культурно – исторических типах близка идее локальных цивилизаций: любая культура, независимо от того, насколько

Слайд 20Становление и развитие материалистических взглядов на мир.
Идея о большом влиянии материальных

факторов, природной, географической среды на жизнь общества, его культуру, традиции породила материалистическое понимание истории :
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)
Ш. Л. де Монтескье (1689 - 1775)
Маркс К.(1818 – 883) и Ф.Энгельс(1820 -1895)
Становление и развитие материалистических взглядов на мир.Идея о большом влиянии материальных факторов, природной, географической среды на жизнь

Слайд 21Марксизм
Марксизм рассматривает историю человечества как естественно - исторический процесс.
Его движущая

сила – борьба между классами, т.е. между имущими и неимущими.
Классы – большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности на средства производства , месту в системе отношений, в которые они вступают в процессе производства материальных благ, их распределения и обмена
МарксизмМарксизм рассматривает историю человечества как естественно - исторический процесс. Его движущая сила – борьба между классами, т.е.

Слайд 22Формация
Прогресс ассоциировался с последовательной сменой ОЭФ (общественно – экономических формаций)






Прогресс
Первобытно –

общинная формация (строй)

Рабовладельческая формация

Феодальная формация(строй)

Капиталистическая формация

Коммунистическая формация

ФормацияПрогресс ассоциировался с последовательной сменой ОЭФ (общественно – экономических формаций)ПрогрессПервобытно – общинная формация (строй)Рабовладельческая формация Феодальная формация(строй)Капиталистическая

Слайд 23Признаки формации
Наличие преобладающих форм собственности на средства производства
Социальная структура

общества, присущая только данной формации и характерные отношения между составляющими ее классами.
Уровень развития производительных сил.
Способ производства материальных благ конечен, он обязательно исчерпает себя в исторической перспективе.
Роль духовной сферы –вторична.
Роль личности, по сравнению с ролью народных масс – второстепенна.


Признаки формацииНаличие преобладающих форм собственности на средства производства  Социальная структура общества, присущая только данной формации и

Слайд 24Формация
Общественно Экономическая Формация - это исторический тип общества, основывающийся

на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества.
Формация  Общественно Экономическая Формация - это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий

Слайд 25Шпенглер и цивилизация
К многолинейному пониманию исторического процесса вернул науку
Шпенглер О.

(Германия, 1880 – 1936) в книге
«Закат Европы»

история есть восемь высших культур, замкнутых в себе и развивающихся отдельно друг от друга

Это: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко – римская, византийско- арабская, майя, русско – сибирская.

Все цивилизации подчинены жесткому биологическому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, «закат».

Химера , украшающая
собор Парижской Богоматери

Шпенглер и цивилизацияК многолинейному пониманию исторического процесса вернул науку Шпенглер О. (Германия, 1880 – 1936) в книге

Слайд 26«Каждая культура создавала собственную картину души», т.о. надо найти, то, что

является стержнем культуры конкретной цивилизации.
Нет никаких общих закономерностей. Культура не содействует прогрессу и не является его ступенью.


«Каждая культура создавала собственную картину души», т.о. надо найти, то, что является стержнем культуры конкретной цивилизации.Нет никаких

Слайд 27Например:
Античная – апполоновская, ибо в ней выражена гармония, а красота ее

прежде всего телесная, материальная.
Западноевропейская – фаустовская. В образе доктора Фауста, одержимого жаждой познания, заключена ее квинтессенция.

Например:Античная – апполоновская, ибо в ней выражена гармония, а красота ее прежде всего телесная, материальная.Западноевропейская – фаустовская.

Слайд 28Стадии мирового цивилизационного развития.
Вторая половина XXвека, американские

экономисты, социологи, политологи (Дж. Гэлбрейт,
У.Ростоу, Д.Белл, Э.Тоффлер)
видели движущую силу истории в расширении горизонтов знания, позволявшего совершенствовать орудия труда, что обеспечивало новыми формами производственной деятельности.
Прогресс связывался с переходом от присваивающего хозяйства к производящему, от традиционного общества к индустриальному, к обществу высоких технологий.

Стадии мирового цивилизационного развития.Вторая половина XXвека, американские          экономисты,

Слайд 30Переход к каждой ступени не является жестко предопределенным законами истории (как

у Маркса). Он – возможность, при наличии соответствующих предпосылок.
Предпосылки: историко- культурные, политические особенности, международные условия, традиции отдельных цивилизаций, определявшие положение личности в обществе.
Особое внимание процессу модернизации: ускоренный переход от традиционных обществ к индустриальным.
Переход к каждой ступени не является жестко предопределенным законами истории (как у Маркса). Он – возможность, при

Слайд 31Задание: сравнить два подхода к изучению истории

Задание: сравнить два подхода к изучению истории

Слайд 32Формационный подход
Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают

себе путь через деятельность людей, они непреложны.
Материальным факторам(прежде всего производству)принадлежит решающая роль в развитии общества
Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития . Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений.
Современная эпоха – переход к социализму,
Более высокой , чем капитализм ступени развития.
Формационный подходОбъективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они

Слайд 33Цивилизация – это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами,

имеющие устойчивые особые черты в социально – политической цивилизации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому обществу.
Цивилизация – это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально

Слайд 34Цивилизационный подход
Человек –единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего.

Общественно – историческое познание – это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и иной деятельности.
Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.
Цивилизационный подходЧеловек –единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно – историческое познание – это

Слайд 35Каждая цивилизация неповторима. Каждая вносит свой оттенок в неповторимую палитру человеческого

многообразия.
Прогресс – относителен. Он может охватывать отдельные сферы общества : экономику, технологию. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограничено.
1.Современный мир представлен двумя типами цивилизаций: западной (индустриальной) и традиционным обществом.
2.Современный мир – множество локальных цивилизаций.
Т.О. Цивилизационный подход к истории вносит в нее человеческое измерение.
Каждая цивилизация неповторима. Каждая вносит свой оттенок в неповторимую палитру человеческого многообразия. Прогресс – относителен. Он может

Слайд 36Типы цивилизаций.
Первичные, очаговые. Древние цивилизации. Их еще называют речными. (древнеегипетская, шумерская,

вавилонская, древнекитайская, древнеиндийская, древнегреческая, древнеримская и др.)
Типы цивилизаций.Первичные, очаговые. Древние цивилизации. Их еще называют речными. (древнеегипетская, шумерская, вавилонская, древнекитайская, древнеиндийская, древнегреческая, древнеримская и

Слайд 37Вторичные, возникшие на месте древних цивилизаций (средне -вековая европейская)

Вторичные, возникшие на месте древних цивилизаций (средне -вековая европейская)

Слайд 38Периферийные, возникшие под влиянием экономических, политических , культурных и иных контактов

с развитыми цивилизациями (российская цивилизация)

Периферийные, возникшие под влиянием экономических, политических , культурных и иных контактов с развитыми цивилизациями (российская цивилизация)

Слайд 39Культурологический подход
Культура – социально – прогрессивная творческая деятельность человечества во

всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создание ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразовании действительности. Она делится на материальную(техника, вещи) и духовную (наука, искусство, мораль, религия и т.д.)
Культурологический подход Культура – социально – прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся

Слайд 40Культура есть все то, что создано разумом, руками человека.
Ее определяют

как «систему норм и ценностей», как «память человечества», как «способ жизни», «способ адаптации к природе». Существуют знаковые личности, предметы, явления (личность Петра Великого знак для эпохи реформ первой четверти XVIII; Храм Святой Софии в Киеве – для истории Киевской Руси)
Культура есть все то, что создано разумом, руками человека. Ее определяют как «систему норм и ценностей», как

Слайд 41Задача: Как соотносятся понятия «цивилизация » и «культура»?

Задача: Как соотносятся понятия «цивилизация » и «культура»?

Слайд 42Домашнее задание
Учебник
Загладин Н.В., Всемирная история,
10 класс, §2,.§ 3; вопросы 5,6

устно,
Проект на 16.09
Семинар на 28.09

Домашнее заданиеУчебникЗагладин Н.В., Всемирная история, 10 класс, §2,.§ 3; вопросы 5,6 устно,Проект на 16.09Семинар на 28.09

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть