Презентация, доклад на тему Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Содержание

«Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…» С.М. СоловьевГлавный смысл эпохи Петра заключен в словах историка

Слайд 1Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и неистового протопопа

Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием.

Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и неистового протопопа Аввакума. Уходило время старой России с

Слайд 2«Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси,

чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…»
С.М. Соловьев

Главный смысл эпохи
Петра заключен в словах историка

«Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…»

Слайд 3О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте

уздой железной
Россию поднял на дыбы?
«Медный всадник» А.С. Пушкин

« Наш народ, яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают… но когда выучатся, благодарят».

О, мощный властелин судьбы!Не так ли ты над самой бездной,На высоте уздой железнойРоссию поднял на дыбы?

Слайд 4




Учитель истории и обществознания
Исламгириев Сулейман Султанович
МБОУ «СОШ №8»


г. Грозный.
Март 2013

Учитель истории и обществознанияИсламгириев Сулейман СултановичМБОУ «СОШ №8» г. Грозный.Март 2013

Слайд 5Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о периоде детства, юности

и начале царствования Петра Алексеевича.

Задачи:
• образовательная – рассмотреть политическую обстановку после смерти Алексея Михайловича, выявить предпосылки и причины периода двоецарствия, познакомиться с событиями предшествующими началу единоличного правления Петра;
• развивающая – продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать исторические явления;
• воспитательные – показать ребятам, на сколько сильна была детская психологическая травма Петра Алексеевича, полученная им во время восстания войска стрельцов и какое в дальнейшем она оказала влияние на правление будущего царя.

Форма урока: традиционный урок с фронтальным опросом, с элементами лекции

Тип: урок изучения нового материала
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о периоде детства, юности и начале царствования Петра Алексеевича.Задачи: •

Слайд 6План урока:
Правление Федора Алексеевича (1676-1682)
Детство царя.
Двоецарствие.
Династическая борьба.
Азовские походы.
Великое посольство.
Рефлексия

План урока:Правление Федора Алексеевича (1676-1682)Детство царя.Двоецарствие.Династическая борьба.Азовские походы.Великое посольство.Рефлексия

Слайд 7Алексей Михайлович
(1645-1676)
Под утро 30 января 1676 года царь Алексей Михайлович

скончался тихо, словно подтвердив свое прозвание Тишайший.

Алексей Михайлович(1645-1676) Под утро 30 января 1676 года царь Алексей Михайлович скончался тихо, словно подтвердив свое прозвание

Слайд 8Фрагмент родословного древа Романовых
Мария Милославская
Алексей Михайлович
1645 - 1677
Наталья Нарышкина
Фёдор
1676 - 1682
Иван
1682 - 1689
Софья
1682

- 1689

Пётр 1
1682 - 1725

Наталья


т р и у м в и р а т





Фрагмент родословного древа РомановыхМария МилославскаяАлексей Михайлович1645 - 1677Наталья НарышкинаФёдор1676 - 1682Иван1682 - 1689Софья1682 - 1689Пётр 11682 -

Слайд 9В хоромы царевича Федора пришли ближние бояре, думные люди и объявили:


« Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, оставя царство земное, переселился в вечные обители». Царевич хворал, у него опухли ноги, да тут еще такое потрясение. Но его подхватили под руки, повели в Грановитую палату и усадили на трон.

Федор Алексеевич

1. Правление Федора Алексеевича (1676-1682)

В хоромы царевича Федора пришли ближние бояре, думные люди и объявили: « Алексей Михайлович всея Великия и

Слайд 10В 1682 г. отменил местничество;
дума стала постоянно действующим органом, увеличил

ее состав на треть, ослабил боярские группировки;
установил сроки принятия решений в приказах;
был введен трехмесячный срок рассмотрения дел в судах.

В 1682 г. умер царь Федор.

1. Правление Федора Алексеевича (1676-1682)

В 1682 г. отменил местничество; дума стала постоянно действующим органом, увеличил ее состав на треть, ослабил боярские

Слайд 11Пётр 1 был младшим сыном царя Алексея Михайловича. Родился Пётр 30

мая 1672 года в Москве. Он рос радостным и здоровым мальчиком. Почти три с половиной года был всеобщим любимцем.

Петр 1 в детстве
Неизвестный художник

2. Детство Петра

Пётр 1 был младшим сыном царя Алексея Михайловича. Родился Пётр 30 мая 1672 года в Москве. Он

Слайд 12Первым учителем и наставником Петра 1 был дьяк Никита Зотов. Никита

Моисеевич Зотов научил Петра читать, писать.

Петр и Н.Зотов.
Миниатюра к.17 в.

Первым учителем и наставником Петра 1 был дьяк Никита Зотов. Никита Моисеевич Зотов научил Петра читать, писать.Петр

Слайд 133. Двоецарствие
Болезненный Иван
Род Милославских
Здоровый Петр
Род Нарышкиных
1682г. – провозглашение царем Петра
1682г.

– мятеж стрельцов – смерть Ивана ?

Установление двоецарствие Петра и Ивана

Софья – регентша

3. Двоецарствие Болезненный ИванРод МилославскихЗдоровый ПетрРод Нарышкиных1682г. – провозглашение царем Петра1682г. – мятеж стрельцов – смерть Ивана

Слайд 14
Фактически власть принадлежала Софье
Пётр с матерью выехал в село Преображенское
Связь с

Немецкой слободой (Гордон, Лефорт)
«Потешные полки» - Семеновский и Преображенский
Петр, находясь в Преоб-раженском, создал из ровесников потешные полки – Семеновский и Преображенский, которые
проходили военную подготовку под руководством иностранцев. В 1686 г. на р. Яузе он на
шел полуразвалившийся ботик, на котором после ремонта начал ходить под парусом

развитие физической силы и ловкости детей 9—12 лет;
развитие в детях смелости и предприимчивости путём ввода в игры доли опасности и риска
обучение владеть оружием, не только ружейным приёмам, но и умению стрелять и колоть.
выработка дисциплины, чувства чести и духа товарищества;
развитие любви к государю и отечеству;
привитие «потешным» любви к армии.

Фактически власть принадлежала СофьеПётр с матерью выехал в село ПреображенскоеСвязь с Немецкой слободой (Гордон, Лефорт)«Потешные полки» -

Слайд 15В 1686 г. на р. Яузе он на шел полуразвалившийся ботик,

на котором после ремонта начал ходить под парусом
В 1686 г. на р. Яузе он на шел полуразвалившийся ботик, на котором после ремонта начал ходить

Слайд 16

Преображенское


Немецкая слобода


Семеновское


Измайлово

ПреображенскоеНемецкая слободаСеменовскоеИзмайлово

Слайд 174. Династическая борьба.
1689г. – свадьба Петра и Евдокии Лопухиной = совершеннолетие

Петра!
Столкновение интересов Софьи и Петра, готовился заговор против Петра Софьей
В августе 1689 года Петр выехал в Троице-Сергиеву лавру.
Его поддержали дворяне, духовенство, военные
Сентябрь – Петр вступил в Москву
Софья заточена в Новодевичий монастырь
1696г. – смерть Ивана
Петр единоличный правитель!


4. Династическая борьба. 1689г. – свадьба Петра и Евдокии Лопухиной = совершеннолетие Петра!Столкновение интересов Софьи и Петра,

Слайд 18Иван V (1666 – 1696)
Сын царя Алексея Михайловича.
Болезненный и неспособный к
государственным

делам, он был
провозглашён царём в 1682 г.
вместе с младшим братом Петром.
До 1689 г. за них правила сестра -
царевна Софья.
После 1689 г. единолично правил
Пётр I.
Правление Ивана V было
номинальным.



Иван V (1666 – 1696)Сын царя Алексея Михайловича.Болезненный и неспособный кгосударственным делам, он былпровозглашён царём в 1682

Слайд 19Софья Алексеевна (1657 – 1704)
Дочь царя Алексея Михайловича.
Стала регентом при Иване

V и
Петре I, фактически определяя
Правительственный курс. Опираясь
на В.Голицына и Ф. Шакловитого,
провела некоторые реформы
внутри страны. В 1689 г. была
вынуждена передать Петру I власть.
Вскоре была насильно отправлена
в Новодевичий монастырь, где и
умерла 14 июля 1704 г. в возрасте 46 лет. (В Москве, Новодевичьем монастыре).



Софья Алексеевна (1657 – 1704)Дочь царя Алексея Михайловича.Стала регентом при Иване V иПетре I, фактически определяяПравительственный курс.

Слайд 20Евдокия Фёдоровна Лопухина (1669 – 1731)
Первая жена Петра Великого.
Получила домашнее воспитание

в
старинном духе. Не разделяла
взглядов мужа. Через 9 лет брака
по желанию Петра I была насильно
пострижена в монахини. До самой
смерти содержалась в различных
монастырях.



Евдокия Фёдоровна Лопухина (1669 – 1731)Первая жена Петра Великого.Получила домашнее воспитание встаринном духе. Не разделялавзглядов мужа. Через

Слайд 21Наталья Кирилловна Нарышкина (1651 – 1694)
Вторая супруга царя Алексея
Михайловича, мать Петра

I. После
смерти мужа вступила в борьбу за
престол с родственниками первой
жены царя – Милославскими.
Потерпев поражение, попала в
опалу и проживала в селе
Преображенском. Только с 1689 г.
(начало правления Петра I), её
положение при дворе восстановилось.



Наталья Кирилловна Нарышкина (1651 – 1694)Вторая супруга царя АлексеяМихайловича, мать Петра I. Послесмерти мужа вступила в борьбу

Слайд 22Патрик Гордон (1635 – 1699)
Сподвижник Петра I. Шотландец,
профессиональный военный. На
русской службе

с 1661 г. Участник
Крымских и Азовских походов.
Генерал русской армии. В 1689 г.
открыто поддержал Петра I в борьбе
за власть, чем расположил к себе
молодого царя.



Патрик Гордон (1635 – 1699)Сподвижник Петра I. Шотландец,профессиональный военный. Нарусской службе с 1661 г. УчастникКрымских и Азовских

Слайд 23Франц Яковлевич Лефорт (1656 – 1699)
Сподвижник Петра I. Родился в Женеве.

Свою жизнь посвятил военной службе. В 1675 г. Прибыл в Россию и поступил на службу. Был женат на сестре Патрика Гордона. Служил в Малороссии, учувствовал в Крымских походах князя В. Галицына (1687, 1689). В начале 1690-х гг. попал в окружение Петра I, где пользовался большим влиянием, однако в дела не вмешивался. В петровское время учувствовал в Азовских походах, Великом посольстве.



Франц Яковлевич Лефорт (1656 – 1699)Сподвижник Петра I. Родился в Женеве. Свою жизнь посвятил военной службе. В

Слайд 24Азовские походы 1695 и 1696 годов.
Задание:
на бланке № 1 отметьте

правильные утверждения о том, что являлось причинами неудачи первого Азовского похода.


Азовские походы 1695 и 1696 годов.	Задание: 	на бланке № 1 отметьте правильные утверждения о том, что являлось

Слайд 25
5. Азовские походы Петра I в 1695-1696 годах

5. Азовские походы Петра I в 1695-1696 годах

Слайд 26Итоги Азовских походов 1695 и 1696 годов:

первый поход 1695 г. оказался

неудачным, т.к.
отсутствовало единое командование, слабая
артиллерия, отсутствовал флот;






Петр учел недостатки первого похода и в 1696 году предпринял 2-й поход на Азов;
в результате второго похода Россия получила выход к Чёрному морю;
положено начало военно-морскому флоту России;
основан г. Таганрог – первый русский порт на Азовском море.

А.С. Шеин

Итоги Азовских походов 1695 и 1696 годов:первый поход 1695 г. оказался неудачным, т.к.   отсутствовало единое

Слайд 27Великое посольство 1697 – 1698 годов

Великое посольство 1697 – 1698 годов

Слайд 286. Великое посольство 1697 – 1698гг.
Заручиться поддержкой европейских стран в борьбе

против Османской империи и Крымского ханства;
Благодаря поддержке европейских держав получить северное побережье Чёрного моря;
Поднять престиж России в Европе сообщениями о победе в Азовских походах;
Пригласить на русскую службу иностранных специалистов, заказать и закупить военные материалы, вооружение;
Знакомство царя с жизнью и порядками европейских стран.

Великими полномочными послами были назначены:

Лефорт

Головин

П.Б. Возницын

Урядник Преображенского полка Пётр Михайлов

6. Великое посольство 1697 – 1698гг.Заручиться поддержкой европейских стран в борьбе против Османской империи и Крымского ханства;Благодаря

Слайд 29
Петр отправился инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Он

изучил военные науки, морское дело, кораблестроение. Эта поездка утвердила Петра в необходимости выхода России к Балтийскому морю и в борьбе против Швеции.
Но вынужден был прервать поездку, т.к. стрельцы устроили заговор с Софьей против Петра.
Петр отправился инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Он изучил военные науки, морское дело, кораблестроение.

Слайд 30Стрелецкий бунт в Москве 1698 г.
Стрелецкий бунт 1698 г.
Срочно возвратившийся из-за

границы 25 августа 1698 года Пётр I возглавил «великий розыск».
В Москве казни начались 10 октября 1698 г.
Всего было казнено около 2000 стрельцов, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 (преимущественно малолетние).
Пятерым стрельцам Петр I отрубил головы лично

В. И. Суриков
«Утро стрелецкой казни»

Поездка в Европу утвердила Петра в необходимости выхода России к Балтийскому морю и в борьбе против Швеции. Наметились и союзники в этой борьбе.

Стрелецкий бунт в Москве 1698 г.Стрелецкий бунт 1698 г.Срочно возвратившийся из-за границы 25 августа 1698 года Пётр

Слайд 32Домашнее задание:
§13, вопросы и задания к уроку.

2) подготовить ответ на

вопрос: Каковы итоги поездки Петра 1 за границу.

3) Выписать новые слова в словарь и выучить.
Домашнее задание: §13, вопросы и задания к уроку.2) подготовить ответ на вопрос: Каковы итоги поездки Петра 1

Слайд 33Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть