Слайд 1Районная конференция – фестиваль творчества обучающихся
«EXCELSIOR 2010»
МОУ «Моргаушская СОШ»
Руководитель
проекта
Тимофеева Галина Николаевна
Учитель истории и обществознания
Слайд 2Цели и задачи проекта:
1. Изучить советскую пропаганду
в годы Великой Отечественной войны и показать ее роль и значение в достижении победы 2. Раскрыть особенности советской пропаганды, направленной на гражданское население и вооруженные силы страны в период Великой Отечественной войны
3. Исследовать советское пропагандистское воздействие на войска и население гитлеровской Германии и ее союзников
4. Воспитание патриотизма и уважения к истории Отечественной войны.
Слайд 4Гипотеза
Пропаганда в годы войны велась систематически, комплексно, целеустремленно, с учетом уровня
культуры и потребностей объектов воздействия: на мирное население СССР,
вооруженные силы, на окуппированные территории и
на противника.
Слайд 5Пропаганда - это планомерное использование любых средств общения для воздействия на
ум, чувства и поведение данной группы людей с определенной, имеющей общественное значение целью
Что такое пропаганда?
Слайд 6Художественные произведения
Агитационные плакаты
листовки
журналы
пресса
газеты
радио
ПРОПАГАНДА
Слайд 7Совсем недавно мы отмечали 65-летие начала Великой отечественной войны
Война с фашизмом
была не просто борьбой за «жизненное пространство», это была битва добра со злом, сражение идеологий и национальных характеров. Перед народами СССР стояла задача не только выживания и защиты своей государственности, но и сохранения национального самосознания.
Слайд 8Великая Отечественна пропагандистская война
Учитывая значение идеологии и пропаганды для воюющих стран,
а также масштаб использования всех средств воздействия на сознание людей, идеологическую и психологическую борьбу в те годы можно назвать Великой Отечественной пропагандистской войной.
Слайд 9Все СМИ во время Великой Отечественной войны работали в особом режиме
24
июня 1941 года было создано “Совинформбюро”
Важнейшей задачей которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. С этого времени и до окончания войны каждый день миллионов людей начинался и заканчивался сообщениями “Совинформбюро”.
Левитан Ю. Б.
Слайд 10В газетах и на Всесоюзном радио появились военные отделы
Создана сеть новых
изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней – армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны.
к концу 1942 г. около 700 таких газет
Выходили и журналы (20) для армии и флота
Газеты
тыловые
фронтовые
Подпольные
издания
Партизанские
издания
Слайд 11Военные корреспонденты в дни обороны Москвы:
К.Симонов, В. Темин, Е. Кригер, И.
Уткин
Советская пресса была тем инструментом, который убеждал, мобилизовывал людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление неимоверных трудностей. На службу этой идеологической задаче были поставлены лучшие журналистские и писательские силы.
Слайд 12Знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны
Русский поэт
«Бьется в тесной печурке огонь»
А.Сурков
К. Симонов
4 года –фронтовой
корреспондент
«Красной Звезды»
В.С Гроссман
Слайд 14Агитационные плакаты на начальном этапе войны:
Сюжеты героических плакатов были насыщены сценами
атак на фашистов, передают яростное устремление на врага
Слайд 15 В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены
сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага.
Слайд 16Наше дело правое, враг будет разбит!
Р. Гершаник
Слайд 17За Родину Мать!
В таких плакатах защитники часто изображены плечом к плечу
готовыми стоять насмерть, не делая «ни шагу назад».
Слайд 18Первые военные плакаты
"Беспощадно разгромим и уничтожим врага!"
22 июня 1941 г.
(Кукрыниксы)
Позже
первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.
Слайд 19Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и
"Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику
Слайд 20Кукрыниксы
(псевдоним по первым слогам фамилий)
Творческий коллектив советских графиков и живописцев:
Куприянов Михаил Васильевич ,
Крылов Порфирий Никитич ,
Соколов Николай Александрович
Слайд 21Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов
военных лет
«Родина-Мать зовет!»
И.Тоидзе.
Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте
Слайд 22Работа КокорекинаА. А.
июнь 1941 г.
Найдена удачная эмблематическая характеристика
фашизма. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии.
Слайд 23 Пропаганда формировала образ фашиста-нелюдя, чужака, человека-оборотня, порожденным нечеловеческим строем
фашистской Германии
Слайд 26Здесь Гитлер изображён в виде обезьяны в головном уборе времён наполеоновских
войн. Сравнение ГитлераЗдесь Гитлер изображён в виде обезьяны в головном уборе времён наполеоновских войн. Сравнение Гитлера с Наполеоном встречалось неоднократно
Слайд 27В СССР в период войны в пропагандистских целях стало использоваться историческое
наследие добольшевистской России
Начиная с 1943 года советские военнослужащие стали носить погоныНачиная с 1943 года советские военнослужащие стали носить погоны, были введены новые награды в честь русских полководцев и флотоводцев — Александра НевскогоНачиная с 1943 года советские военнослужащие стали носить погоны, были введены новые награды в честь русских полководцев и флотоводцев — Александра Невского, А. В. СувороваНачиная с 1943 года советские военнослужащие стали носить погоны, были введены новые награды в честь русских полководцев и флотоводцев — Александра Невского, А. В. Суворова, М. И. КутузоваНачиная с 1943 года советские военнослужащие стали носить погоны, были введены новые награды в честь русских полководцев и флотоводцев — Александра Невского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф. УшаковаНачиная с 1943 года советские военнослужащие стали носить погоны, были введены новые награды в честь русских полководцев и флотоводцев — Александра Невского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова
Слайд 30Такие плакаты не могли оставить равнодушными…
Слайд 32С точки зрения общечеловеческих ценностей эти плакаты имеют сильный эффект на
восприятие.
Слайд 33Призывы к бдительности и плакаты с темой «Не болтай!» существовали не
только в СССР, но и на Западе
Слайд 34Не оставили тему партизанского
движения
Слайд 36Одним из распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт
мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна.
Слайд 38Заключение:
Пропаганда была оборотной стороной силового воздействия воюющего государства, занятого одновременно вооружённым
противоборством на фронте и обеспечением эффективной работы тыла.
Пропаганда в нашей стране полностью оформилась и укрепилась в 1941-1945 г
Советскую пропаганду в годы Великой Отечественной войны можно назвать идеологическим оружием, которая боролась против фашизма
Она была призвана воспитать у советского народа классовую ненависть к немецко-фашистским захватчикам, мобилизовать вооружённые силыь вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны против врага ,звал советских людей на беспощадную борьбу с гитлеровцами, посягнувшими на честь, свободу и независимость Родины
А так же пропагандистская работа была призвана снизить уровень социального стресса, способствовать повышению боевого духа в армии и производительности труда в тылу
Почти все материалы подобного рода можно условно разделить на две категории — изображающие «своих» и врагов
Слайд 39Почти все материалы подобного рода можно условно разделить на две категории
— изображающие «своих» и врагов
Свои» в пропагандистских материалах предстают сильными, уверенными в себе людьми. Сама война в таких материалах предстаёт справедливой, обусловленной необходимостью решения важной общенациональной задачи
Враги в пропагандистских материалах предстают то жалкими и беспомощными, то бесчеловечными монстрами. В некоторых случаях центральным звеном пропагандистского материала становится не сам враг, а бесчеловечность и разрушительность его действий. Это связано с необходимостью одновременно подавить в своих солдатах страх по отношению к врагу, вселить в них решительность
Слайд 40Использованная литература:
1. «Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство». М.,Мысль,1995
2. Головков
А. «Вчера была война». Журнал «Огонек»,№25 1991
3. История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева. Издательство "Высшая школа", Москва – 1970
4. Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третьеМосква, "Советский писатель", 1985
5. Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000
Слайд 41Интернет ресурсы.
http://www.davno.ru/ Давно.Ру. История Советского государства в плакатах и открытках.
http://www.iisg.nl/exhibitions/chairman/sovintro.php
Soviet Posters из коллекции International Institute of Social History.
http://energo.vstu.vinnica.ua/photo_of_war/ Великая Отечественная война. Фотографии.
http://mina.ru/posters/ Коллекция пропагандистских советских плакатов
http://www.pobeda.ru/m4145/imiges/medkar.html Из медиа- коллекции Великой Отечественной.