Слайд 1 МБОУ Зубовская СОШ
Проектно-исследовательская деятельность (этапы работы)
Автор: учитель истории высшей квалификационной
категории Далецкой О.А.
2012
2014 год
Слайд 2Актуальность. Понятия.
Сегодня человечество переживает период бурного расширения сфер
проектирования, включая проектирование трудовых процессов социальное проектирование, генную инженерию, образовательные проекты и т.д.
Есть много определений понятия «проект». Давайте рассмотрим некоторые из них.
Проект – это отражение замысла создателя в виде какого-либо описания, рисунков, чертежей, макетов, технико-экономических расчетов, плана работы, и т.д. Это образ будущего, предшествующий его созданию.
На латыни projectus означает бросок вперед.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понимается:
1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;
2) предварительный текст какого-нибудь документа;
3) замысел, план.
Слайд 3Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в
самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.
Слайд 4 В Концепциимодернизации общего образования до 2010 г. написано: «…
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.»
Целостная система универсальных (или общеучебных) знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование.
Слайд 5 Работа над проектом способствует воспитанию у школьников: значимых общечеловеческих
ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно.
Участие в проектировании развивает: исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; коммуникативные умения и навыки (в том числе и участие в групповой работе), способность ориентироваться в информационном пространстве (отбирать информацию из разных источников, в том числе с использованием возможностей Интернета); умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа и умение представить результаты своей работы.
Слайд 6Виды проектной деятельности:
прикладные проекты, которые отличает четко обозначенный с самого начала
результат деятельности его участников (например, проект закона, справочные материалы, словарь, аргументированное объяснение какого-либо природного явления); проекты такого вида предполагают тщательное продумывание структуры, распределение функций между участниками, оформление итогов деятельности с их последующей презентацией и внешним рецензированием;
исследовательские проекты подразумевают деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом и предполагают наличие основных этапов, характерных для любой научной работы (обоснование актуальности темы исследования, его предмета и объекта, обозначение цели и задач, выявление методов поиска и источников информации, выдвижение гипотезы, определение путей решения проблемы, сбор данных, их анализ и синтез, обсуждение и оформление полученных результатов, выступление с сообщением или докладом, обозначение новых проблем для дальнейшего анализа);
информационные проекты направлены на изучение характеристик каких-либо процессов, явлений, объектов и предполагают их анализ и обобщение выявленных фактов; структура такого проекта сходна со структурой исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции;
ролево-игровые проекты, в которых участники исполняют определенные роли (литературных персонажей или выдуманных героев), обусловленные характером и содержанием проекта, имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями; структура таких проектов только намечается, оставаясь открытой до окончания работы. Такие проекты позволяют не только получить новые знания, но и способствуют приобретению определенного социального опыта.
Слайд 71 этап работы
Поиск или выбор проблемы среди спектра
вопросов, требующих решения; определение темы с точки зрения ее необходимости, реальности (т.е. соизмеримости с уровнем возможностей исполнителей), актуальности, востребованности, значимости; формулирование цели и постановка конкретных задач проектирования; обсуждение методов реализации проекта и используемых средств; планирование работы самим учителем.
например: Визитка
(программа Intel Обучение для будущего)
Слайд 8Основные направления работы:
Проектно-исследовательская деятельность по теме: «История рода в истории страны»;
Информатизация
процесса обучения.
Слайд 9Цель проекта:
развитие познавательной самостоятельности на основе личностно-ориентированного обучения;
гражданское и патриотическое воспитание,
развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся при изучении истории родного края.
Слайд 10Задачи:
формировать систематизированные знания об историческом прошлом;
формировать навыки самостоятельной работы;
развивать мотивацию к
предмету;
развитие аналитических способностей учащихся;
формирование грамотной монологической речи;
развитие творческой, исследовательской деятельности учащихся.
Слайд 11Основополагающий вопрос:
выяснить, как отразилась история Отечества на истории рода, родного края?
Вопросы учебной темы (проблемные):
Что происходило с вашими предками в период столыпинской реформы?
Кто из ваших родственников участвовал в этих событиях: гражданская война, коллективизация, раскулачивание, Великая Отечественная война, целинная эпопея?
Слайд 12Творческое название учебного проекта
«История рода в истории страны».
Виды творческих работ
учащихся:
Доклады, рефераты, эссе, фото-альбомы,
презентации, генеалогические таблицы
по истории рода (или отдельных людей), села,
региона, страны.
В проекте участвуют учащиеся 9 – 11 классов
при работе на уроках истории, элективных курсах
и во внеурочное
время.
Слайд 132 этап работы:
Мотивация учащихся, подбор творческих групп, выбор темы.
Я знакомлю ребят
с историей села, района, области. Стараюсь заинтересовать их историей родного края.
Выбор темы и планирование работы.
Слайд 14Планирование содержания презентации учащегося
Общая цель проведения самостоятельных исследований учащихся в рамках
проекта:
Проблема, обозначенная учащимся для проведения самостоятельного исследования:
На какие вопросы учебной темы даст ответы учащийся в своем исследовании:
Какие этапы и результаты исследования могут быть представлены в презентации учащегося:
Для достижения задач, поставленных в учебном проекте, презентация ученика будет в себя включать следующее:
Название презентации (в рамках основополагающего вопроса) индивидуального исследования ученика (или группы учеников):
Имя и фамилия автора (авторов) презентации: Краткое описание целей и задач исследования, которые решает конкретный участник (группа учеников) в рамках проекта:
Сравнение/противопоставление:
Ссылки на информационные ресурсы, используемые в исследовании, и описание необходимых для самостоятельного исследования ученика (группы учеников) веб-сайтов: Список использованной литературы:
Презентация ученика будет содержать:
Бланк планирования содержания презентации учащегося
Слайд 153 этап работы:
Поисковый этап предполагает сбор и анализ информации, полученной на
основе наблюдений, данных экспериментов, личного опыта, взаимодействия с компетентными специалистами или сведений, содержащихся в печатных изданиях, архивах. Результаты обсуждают в микрогруппах, после чего вырабатываются идеи, версии, варианты решения проблемы. Выдвинутые гипотезы проверяют, собранные же материалы готовят к защите.
Учу правильно составлять генеалогические таблицы.
(Древо жизни)
Даю задание составить генеалогию своего рода. Дальше ребята, собирают материл о предках, упомянутых в таблице, записывают воспоминания родственников.
Слайд 164 этап работы:
Успех проекта во многом зависит от оформления его макета
или модели.
Итогом проектной деятельности являются презентация и защита ее офинального продукта.
Завершающим этапом является защита презентаций.
Критерии оценки презентации
(программа Intel Обучение для будущего)
Слайд 17Генеалогические таблицы.
Презентации:
«Жизнь моей бабушки»
«Мой прадед»
«Солдат Великой войны» (фото – альбом)
«История моего
рода» и многих других.
Доклады.
Эссе.
Результаты работы по проекту представлены в работах учеников: