Слайд 1Биографический очерк
Кокшина Алексея Терентьевича,
Участника Великой Отечественной войны,
педагога МБОУ «СШ №23
г.Йошкар-Олы».
Исследовательский историко-краеведческий проект
«Путь педагога»
Авторы:
Колбина Любовь , Никулина Полина
Научные руководители:
Крупин В.А. учитель истории,
Сотова К.И. учитель истории.
Йошкар-Ола
2018
Слайд 2Актуальность исследования
Создание проекта актуально, так как важно изучать историю родной страны
и родного края через знакомство с жизнью человека, внесшего свой вклад в победу над фашизмом, в обучение и достойное воспитание новых поколений.
Исследовательский материал пополнит архив нашей школы, будет необходим для создания школьного музея.
Проект о Кокшине А.Т. будет использован в патриотической работе. Полученная информация будет рассказана лекторской группой во всех классах каждой параллели школы.
Слайд 3Объект и предмет исследования:
Жизнь и деятельность Кокшина А.Т., педагога образовательного учреждения
Марийского края первых послевоенных десятилетий, участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.
Слайд 4Цель: приобщение подрастающего поколения к истории родного края через увековечивание памяти
А.Т. Кокшина.
Задачи:
собрать документы для будущего школьного музея.
Написать биографический очерк о жизни и деятельности А.Т. Кокшина.
ознакомить с материалами исследования обучающихся школы №23 и их родителей.
пополнить выставочные экспозиции о Великой Отечественной войне Национального музея им. Т.Евсеева.
Слайд 5Этапы работы
Подготовительный
Изучение в школьном архиве сведений о ветеранах школы.
Выбор темы
проекта.
Исполнительный
1. Работа в библиотеке школы и Республиканской научной библиотеке им. Чавайна.
Встречи и интервью с учениками и коллегами Кокшина А.Т.
Посещение Национального музея им. Евсеева, музея гимназии №4 им. Пушкина, музея лицея №11 им. Александровой.
Поиск информации в интернете.
Завершающий
Систематизация и оформление полученного материала.
Слайд 6Методы исследовательской работы
Изучение архивных документов.
Изучение результатов процесса деятельности людей.
Анализ и описание
фотоматериалов.
Беседы, интервью, письменный опрос.
Работа с фондами библиотек.
Поиск информации в интернете.
Слайд 7Глава 1. Кокшин А.Т.- участник Великой Отечественной войны советского народа с
фашистскими захватчиками 1941-1945 г. г.
Слайд 8Алексей Терентьевич родился 30 марта 1918 г. в д. Старая Тура
Высокогорского района Татарии.
Слайд 91940- 1943 г.г.
Осенью 1940г. Алексея Терентьевича призвали в ряды Красной Армии.
Курс молодого бойца он прошёл в подразделении 48-й авиабазы в г. Брянске, затем учился на стрелка-радиста бомбардирующей авиации. На пятый день войны Алексей Терентьевич прибыл в распоряжение командования 42-й стрелковой дивизии 4-й Армии, которая находилась восточнее города Брест. Вскоре Алексей Терентьевич стал переводчиком в штабе 6-й Армии Западного фронта.
Слайд 101944- 1945 г.г.
В марте 1944 года Алексея Терентьевича перевели в разведроту,
подчиненную разведывательному отделу штаба 3-го Белорусского фронта. Моторизированная разведрота выполняла важные задачи. Не раз разведчик Кокшин был в тылу вражеских войск, добывал важные сведения о противнике.
Слайд 11Из рассказов А.Т.Кокшина о войне (воспоминания коллег и учеников).
-В июне 1944
года наша разведгруппа во главе с капитаном Блиновым совершила неожиданное нападение на фашистов в г. Новая Вилейка и не дала взорвать два моста, отправить на запад четыре эшелона с ценным военным имуществом.
- В феврале 1945 года нас, шестерых разведчиков, направили в тыл немецких войск, на косу Фиш, связывающую Кенигсберг с районом Данцига. Мы должны были выяснить, кто эвакуируется из Кенигсберга - армия или гражданское население. Мы увидели крытые фургоны, двигавшиеся по дороге. Решили забраться в одну из машин и взять «языка». Первая попытка едва не закончилась провалом. Но в другой машине мы смогли захватить унтерофицера. Я допросил его и выяснил, что эвакуируется только гражданское население и военные госпитали. Немцы были намерены любой ценой защищать город.
-Фашисты считали нас, советских солдат «ватниками», дикарями. Их очень удивляло, что многие советские офицеры хорошо знают немецкий язык.
Слайд 12Из рассказов А.Т.Кокшина о войне (воспоминания коллег и учеников).
«В июне 1944
года наша разведгруппа во главе с капитаном Блиновым совершила неожиданное нападение на фашистов в г. Новая Вилейка и не дала взорвать два моста, отправить на запад четыре эшелона с ценным военным имуществом.»
Слайд 13«В феврале 1945 года нас, шестерых разведчиков, направили в тыл немецких
войск, на косу Фиш, связывающую Кенигсберг с районом Данцига. Мы должны были выяснить, кто эвакуируется из Кенигсберга - армия или гражданское население. Мы увидели крытые фургоны, двигавшиеся по дороге. Решили забраться в одну из машин и взять «языка». Первая попытка едва не закончилась провалом. Но в другой машине мы смогли захватить унтерофицера. Я допросил его и выяснил, что эвакуируется только гражданское население и военные госпитали. Немцы были намерены любой ценой защищать город.»
Из рассказов А.Т.Кокшина о войне (воспоминания коллег и учеников).
Слайд 14«Фашисты считали нас, советских солдат «ватниками», дикарями. Их очень удивляло, что
многие советские офицеры хорошо знают немецкий язык.»
Из рассказов А.Т.Кокшина о войне (воспоминания коллег и учеников).
Слайд 151944- 1945 г.г.
Алексей Терентьевич участвовал в освобождении городов Киева, Вильнюса, Каунаса,
во взятии Кенигсберга. Был ранен в 1943 году под г.Оршей, тяжело ранен в1945 году под Кенигсбергом.
Слайд 16А.Т. Кокшин был награжден Орденами Славы 3-й и 2-й степени и
медалями, Орденом Отечественной войны 2 степени
за мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистскими оккупантами.
Слайд 18В 1972 г. В «Марийской правде» был опубликован очерк Гребнева А.П.
о Кокшине А.Т.
Слайд 19Послевоенные годы жизни и деятельности Кокшина А.Т.
Слайд 20Многие участники войны, возвратившись с фронта, посвятили себя благородному делу обучения
и воспитания подрастающего поколения.
Одни из них вернулись к прерванному войной любимому делу, другие получили педагогические профессии уже в мирное время. Свои знания и опыт они отдавали детям и пользовались их ответной благодарностью. Благородный труд Алексея Терентьевича Кокшина был отмечен высоким званием «Заслуженный учитель РСФСР».
Слайд 211945- 1966 г.
Вернувшись с войны, Кокшин А.Т. окончил педагогический институт им.
Н.К.Крупской, факультет иностранных языков. Работал учителем немецкого языка, потом был назначен директором школы №4, затем работал директором школы № 11. Алексей Терентьевич много сделал для организации производственного обучения, по сплочению нового коллектива учителей и учащихся школы №11. При нём были построены новые производственные мастерские, организованы хорошие цехи по производственному обучению на заводах Торгмаш и Электроавтоматика.
школа №4 старое здание
школа №11 старое здание
Слайд 22Стенды музея гимназии № 4 им. Пушкина
Слайд 23Стенды музея лицея № 11 им.Александровой
Слайд 241966-1980 г.г.
С момента основания школы № 23 А.Т.Кокшин становится ее директором
и работает им до сентября 1980 года. Чуткость, внимательность, искренняя сердечная доброта, отзывчивость - отличительные черты характера этого замечательного человека.
Слайд 25Алексей Терентьевич заботился о престиже школы: тщательно подходил к формированию педагогического
коллектива.
Слайд 26Директор создал первый в городе класс с углубленным изучением химии.
В химической
лаборатории ученики проходили практику. Все кабинеты были оснащены по последнему слову техники.
Республиканский семинар учителей химии
Слайд 27Сотрудничество с заводом полупроводниковых приборов.
Много времени и сил директор уделял взаимодействию
коллектива школы и ЗПП. Учителя читали лекции педагогического всеобуча на территории завода. Заводчане приходили с беседами о рабочих профессиях в классы.
Ученики школы №23 выступают в актовом зале ЗПП
Слайд 281966-1980 г.г.
Кокшин А.Т. Заботился о духовном развитии учеников. В школе
был единственный в городе духовой оркестр под руководством Авенира Игнатьевича Кузнецова.
На демонстрациях вся школа с гордостью шествовала под музыку, исполняемую учениками и шефами с завода ЗПП.
Слайд 29Для учеников директор был авторитетом и образцом для подражания
Слайд 30Будни и праздники школы
Педагоический коллектив на субботнике
Алексей Терентьевич на торжественной линейке
Слайд 31Кокшин А.Т. с выпускниками школы
Слайд 3280-90-е г.г. 20 века
В сентябре 1980 г. Алексей Терентьевич ушел с
поста директора школы № 23.
В 1980-1982 г.г. работал методистом в ГорОНО.
Позднее Алексей Терентьевич уехал с семьей в г. Ивантеевка Московской области. Скончался в 1995 г.
Слайд 33Учителя, ученики школы №23 о любимом директоре и педагоге
Слайд 34Зверева Руфина Васильевна -учитель биологии
Алексей Терентьевич был отличный руководитель. Он помогал
молодым учителям мудрыми советами, был очень требовательный, но всегда шел навстречу людям, понимал их нужды. Как-то Алексей Терентьевич посетил мой урок, когда я первый год работала в школе, и сказал: « Вы, Руфина Васильевна, будете хорошим учителем!». Он любил музыку, с удовольствием пел в школьном хоре.
Алексей Терентьевич и Руфина Васильевна с учениками на демонстрации.
Слайд 35Луценко Ольга Александровна –завуч, учитель математики
Кокшин А.Т. воспитывал в нас, учениках,
прежде всего патриотизм и умение нести ответственность за свои поступки. Был интеллигентным, обращался на «Вы» к старшеклассникам. Знал большинство родителей учеников по имени-отчеству.
Слайд 36Кузнецова Людмила Авенировна-учитель истории
Это был профессионал высокого уровня.
Для учеников он
был очень авторитетным человеком- спокойный, немногословный, всегда уравновешенный, интеллигентный. В его кабинете иностранного языка всегда был идеальный порядок. И внешний вид был образцом для подражания.
Слайд 37Лапина Ольга Ипатьевна –участница Великой Отечественной войны, учитель начальных классов в
1966-1976 г.
Алексей Терентьевич внимательно следил за работой каждого учителя. Он считал меня хорошим специалистом и часто приводил ко мне в класс «трудных» учеников. Это был умный, проницательный руководитель. Мы, два фронтовика, хорошо понимали друг друга. Алексей Терентьевич приходил на мои мероприятия, где я рассказывала о своем участии в Битве за Москву.
Слайд 38Зоя Петровна Мерзлякова- учитель русского языка и литературы, социальный педагог
Алексей Терентьевич
создал сильный педагогический коллектив. Предпочитал принимать в школу учителей с опытом работы. Школа «гремела» в городе: у нас работали педагоги-мастера, партийная и комсомольская организации играли важную роль в жизни школы.
Слайд 39Выводы
В ходе работы был создан очерк о жизни и деятельности солдата
и педагога Кокшина А.Т.
Успеху исследования способствовало наличие информации в архиве школы, помощь бывших учеников и коллег Алексея Терентьевича.
Трудность сбора информации состояла в том, что Кокшин А.Т. родился за пределами Марийской республики и последние годы жизни провел с семьёй в Московской области.
Проект не содержит подробной информации. Воссоздать особенности жизни Алексея Терентьевича не совсем удалось.
Слайд 40Заключение
В ходе работы были собраны документы для будущего школьного музея.
Был написан
биографический очерк о жизни и деятельности А.Т. Кокшина.
С материалами исследования были ознакомлены обучающихся школы №23.
Материал проекта пополнит выставочные экспозиции о Великой Отечественной войне Национального музея им. Т.Евсеева.
Каждый россиянин должен вложить частицу души в общую дань памяти о тех героических людях, сражавшихся ради великой Победы!
Слайд 41Список литературы
Гребнев А.П. Солдатская слава/ Йошкар-Ола, 1974.
Марийская биографическая энциклопедия/ Йошкар-Ола, Марийский
биографический центр, 2007.
«Марийская правда» 1972 г. 22 марта
Они защищали Родину/ Йошкар-Ола, Издательство Марийского полиграфкомбината, 2004.
Слайд 42Список литературы
http://vk.com/narodniypodvig
http://23-shk.ru/
http://komanda-k.ru/
http://foto-planeta.com/photo/123103.html
http://textarchive.ru/c-2220753-pall.html
http://olacity.ru/details.php?image_id=713
http://pages.marsu.ru/school11/past_1.htm