Слайд 1ГАОУ СПО
Новосибирской области
Черепановский педагогический техникум
Тема: История иконописи.
Губарева Татьяна студентка 11
группы
Исследовательская работа.
Слайд 2Актуальность.
Древнерусское искусство - драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его
шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. И я хотела бы узнать по больше об иконе и об иконописи. Как и кто её писал.
Слайд 3Цель:
Рассмотреть историю появления иконописи
Задачи:
1.Найти понятия иконопись и икона;
2.Проследить историю появления иконописи;
3.Сбор
информации в готовом виде;
4.Узнать кто и как писал икону.
Методы:
1.Теоретические: анализ литературы по проблеме.
2.Практические: анкетирование, обработка анкет, опрос, обработка опроса
Слайд 4Теоретическая часть.
Иконопись- писание икон, вид живописи (главным образом средневековой православной), религиозной
по темам и сюжетам, культовой по содержанию, выполненной на деревянных досках, холсте и т.д. первоначально в технике энкаустики, затем главным образом темперы, редко мозаики, позже масляной живописи. Обычно иконы входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой и декоративным искусством и включались в иконостас (современная энциклопедия)
Иконопись- жен. Вид религиозной живописи писание икон. Древнерусская и.(толковый словарь Ожегова)
Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. (wikipedia.)
Икона ж. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое! Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль. Иконы не купят, а меняют (вместо: не покупают).
(В.И.Даль Толковый словарь)
Слайд 5 Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с
именем евангелиста Луки.
Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством.
В качестве культового изобразительного образа икона начала формироваться в раннехристианский и ранневизантийский периоды (IV-VI вв.) и приобрела свои классические формы в Византии IX-XI вв. после окончательной победы иконопочитания, а затем — в Древней Руси в XIV-XV вв.
О высокой значимости иконы для православного сознания свидетельствует установление специального церковного праздника в честь победы иконопочитания, который именуется как «Торжество Православия» и празднуется Церковью с 843 г. в первое воскресенье Великого Поста. В основе эстетики и богословия иконы лежат идеи византийских отцов Церкви. Они достаточно активно усваивались и толковались (нередко в противоположных смыслах) в Древней Руси Иосифом Волоцким, Максимом Греком, Зиновием Отенским, игуменом Артемием, участниками церковных соборов 1551 г. (Стоглав) и 1554 г., дьяком Иваном Висковатым, Евфимием Чудовским, протопопом Аввакумом, Симоном Ушаковым, Иосифом Владимировым, Симеоном Полоцким и другие ми мыслителями и иконописцами.
Слайд 6 Вместе с религией Русь унаследовала от Византии традиции украшения храмов росписями
и иконами.
Миниатюра концa XVI века. Андрей Рублев расписывает Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
Вначале мастеров-иконописцев приглашали из-за границы, а иногда привозили и сами иконы. Икона Владимирской Богоматери, привезенная из Византии в первой половине 12в. стала образцом для огромного числа русских списков. Сохранилось очень мало домонгольских русских икон; все они в большей или меньшей степени следуют иконографии и стилю византийских образцов. Мозаики в киевском соборе Святой Софии (заложен в 1037) тоже были выполнены византийскими мастерами.
Слайд 7Андрей Рублёв
Известно, что в 1405 г. вместе с Феофаном Греком и
иконописцем Прохором с Городца он расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле и создавал для него иконостас. Семь сохранившихся икон Рублёва отличаются от работ старых мастеров нежным сочетанием цветов и редкой гармоничностью композиции.
В 1408 г. Рублёв вместе с Даниилом Чёрным трудился над росписью Успенского собора во Владимире. С дошедших до нас фрагментов сцены Страшного суда вместо традиционных византийских ликов смотрят русские лица. День Страшного суда представлен как момент единения, согласия людей, воодушевляемых любовью, а не как возмездие за грехи. На иконах огромного Успенского иконостаса мягкость и душевность сочетаются с ясностью внутреннего мира Богоматери, Иоанна Предтечи, апостолов и отцов Церкви.
До нас дошли лишь три иконы из рублёвского иконостаса собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом. Одна из них — «Спас» — знаменует собой появление нового русского канона облика Христа Спасителя, в котором мудрость и доброта вытеснили византийскую суровость.
Самую известную свою икону — «Троицу» — Рублёв создал в память Сергия Радонежского для церкви, построенной на месте погребения святого в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде. Сергий особенно почитал Троицу, желая, чтобы «лицезрением её единства побеждалась ненавистная рознь мира сего». Андрей воплотил эту идею в несравненном образе, излучающем светлую мудрость, нежность и душевную чистоту.
В 1425—1427 гг. Рублёв и Чёрный работали над росписью и иконостасом Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Андрей расписывал Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (20-е гг. XV в.).
Иконописец умер в Москве в Андрониковом монастыре. Рублёв оказал огромное влияние на современников и потомков, изменив зрительный образ Царства Небесного. Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублёва как святого.
Слайд 9Симон Ушаков
Свой новый взгляд на задачи иконописи Ушаков формулирует в написанном
им не позднее 1667 г. "Слове к люботщательному иконного писания", где восхищается свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий мир, и желает уподобить ему живописный образ. Следуя этому стремлению, он пытается с помощью многослойных плавей (мелких, едва заметных мазков, дающих плавный переход одного тона в другой) применять светотеневую моделировку в трактовке ликов.
Он часто пишет изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя свое умение мягко моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка, припухлость губ. В иконе "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства)", написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея Михайловича, пытаясь передать его портретные черты.
Известно, что Ушаков писал парсуны. В изображении интерьера или пейзажа на иконах он иногда использует принципы линейной перспективы. В качестве образца для фонов икон художник порой пользуется западноевропейской гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконы "Троица" (1671) он повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского живописца XVI в. Паоло Веронезе "Пир у Симона-фарисея". Что же касается понимания иконописного образа в целом, то мастер остается в рамках средневековых представлений. (Двойственный характер, присущий его искусству, находит аналогии в творчестве позднегреческих иконописцев - таких, например, как Эммануил Тзанес.)
В отличие от иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения, сообщая дату написания образа и свое имя. Из сохранившихся документов известно, что с 1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в Серебряной палате, а с 1664 по 1686 г. - жалованным изографом Оружейной палаты. Сведения о "роде иконописца Симона Федорова сына Ушакова" содержатся в рукописном синодике московской церкви Грузинской Богоматери.
Из дошедшего до наших дней его наследия наиболее известны иконы, хранящиеся ныне в ГТГ и ГРМ. Среди них - повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской (оба 1668) и др. Известны также его гравюры на меди - "Отечество", "Семь смертных грехов"; гравюры к "Житию Варлаама и Иоасафа", к "Псалтыри Симеона Полоцкого".
Слайд 10Выводы:
Иконопись- писание икон, Икона-Образ, изображение.
Икона начала формироваться в раннехристианский и ранневизантийский
периоды(IV-VIвв.) и преобреда свои классические формы в Византии IX-Xiвв. После окончательной победы иконопочитания, а затем- в древней Руси в XIV-XVвв.
Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к XV веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством.
Самые известные иконописцы, это Андрей Рублёв, Симон Ушаков и другие.
Слайд 11Практическая часть.
Чтобы провести исследование, я разработала анкету:
Анкета.
Друзья!
Ответьте пожалуйста, на предложенные вопросы.
Отметьте выбранный вами вопрос « * »
1.Знаете ли вы что есть иконопись?
А. Да
Б.Нет
В.В первый раз слышу
2. Кто пишет икону?
А. Художники.
Б. Иконописцы.
В. Пейзажисты.
Г. Не знаю.
3. Где находятся иконы?
А. В церкви
Б. В музее
В. В доме
Г. Не знаю
4.Куда ходят крестить детей?
А. В больницу
Б. В церковь
В. Не знаю
5. Что называют «Намоленной иконой»?
А. Икона на которую молились.
Б. Икона на которую долго молились.
В. Икона, которая очень долгое время была предметом молитвы.
Г. Не знаю
6. С какими предметами нельзя размещать иконы?
А. С книгами.
Б. С телевизором.
В. Со всякими изображениями.
Г. Нельзя икону помещать в книжные шкафы или серванты.
7. Почему в церкви зажигают свечи?
А. просто так.
Б. Так надо.
В. Приходя в церковь человек покупает свечку которая является эвивалентом его трудов, жертва для Бога, и для построения церкви.
Г. Не знаю.
Спасибо за участие в анкетировании!
Подпишите пожалуйста своё имя и фамилию!
Слайд 12Проведено анкетирование в 11 группе . Результаты представлены в таблице:
Слайд 13Результаты представлены и в диаграмме:
Слайд 14Выводы по анкете:
Студенты 11 группы знают на 90% что есть иконопись.
11
гр. На 100% знают кто пишет икону.
11 гр. На 100% знают где находятся иконы, но у некоторых студентов были и другие варианты .
11гр. На 100% знают куда ходят крестить детей.
11 гр. На 30% знают что называют намоленой иконой, 50% не знают что называют икону намоленой, 30% вообще понятия не имеют.
Вся 11 гр. Знает с какими предметами нельзя ставить икону.
11 гр. На 90% знают почему зажигают в церкви свечи, 10% незнают.
Слайд 15Ещё был разработан лист опроса и был представлен студентам 11 группы:
Слайд 16Результаты представлены в таблице:
Слайд 17Выводы:
99% знают что такое иконопись
100% видели икону
80% были в церкви, 20%
небыли.
У 80% человек есть икона , у 20% нет иконы.
У каждого своё мнение.
70% верят в Бога, 20% нет, не верят, 10% не знают.
80% человек обращают внимание на икону, 20 % не обращают .
30% знают почему в церкви зажигают свечи, 70% вообще не знают.
60% знают, с какими предметами нельзя размещать икону, 40% не знают.
50% знают что называют намоленной иконой, 10% ответили нет,40% не знают.
«0% знают как часто нужно ходить в церковь,10% нет, 70% не знают.
30% не знают как переводится «эикон», 70% вообще не знают.
Слайд 18Проект.
Комплект иллюстраций по теме:
«История иконописи»
Слайд 19Замысел:
Я хочу сделать комплект иллюстраций, там будет изображение какой –либо иконы,
автор и описание.
+ будет сделано видео с рассказом об иконописи и будут представлены интересные факты об иконах.
Слайд 20Цель:
-Рассказать об иконописи своим одногруппникам и предподователям пед. техникума.
-Получить новые знания.
- Получить зачёт.
План работы:
- Найти иконы автора, и описание к иконе.
-Распечатать всё.
-Положить в папку.
-Сделать видео.