Презентация, доклад Золотой век русской культуры

Содержание

Содержание1 Характеристика России в пореформенное время2 Символы государства3 Музыкальная культура4 Живопись5 Выводы

Слайд 1
«Золотой» век русской культуры
© Коваленко Г.А., ГАПОУ СМПК, 2015 г.

«Золотой» век русской культуры© Коваленко Г.А., ГАПОУ СМПК, 2015 г.

Слайд 2Содержание
1 Характеристика России в пореформенное время
2 Символы государства
3 Музыкальная культура
4 Живопись
5

Выводы
Содержание1 Характеристика России в пореформенное время2 Символы государства3 Музыкальная культура4 Живопись5 Выводы

Слайд 3Характеристика России в пореформенное время
Содержание

Характеристика России в пореформенное времяСодержание

Слайд 4Лавров Н. Император Александр II Освободитель. 1868
(Годы правления 1855-1881)

Лавров Н. Император Александр II Освободитель. 1868 (Годы правления 1855-1881)

Слайд 5Во второй половине ХIХ в. не было ни одной отрасли управления,

где бы ни произошли перемены. Не без оснований можно утверждать, что правление императора Александра II (1855-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества.
Император Александр вполне заслуживает названия не только освободителя, но и преобразователя.
Во второй половине ХIХ в. не было ни одной отрасли управления, где бы ни произошли перемены. Не

Слайд 6Общественный демократический подъём периода первых лет после падения крепостного права внёс

много изменений в культурную жизнь России.
1860-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений.
Общественный демократический подъём периода первых лет после падения крепостного права внёс много изменений в культурную жизнь России.

Слайд 7Символы государства
Содержание

Символы государстваСодержание

Слайд 8Отмена крепостного права в 1861 г. дополнилась реформами в политической и

идеологической сферах.
Так, ещё накануне «крестьянской» реформы, в 1858 г. наравне с уже существующим триколором, был учреждён новый черно-жёлто-белый флаг.
Отмена крепостного права в 1861 г. дополнилась реформами в политической и идеологической сферах. Так, ещё накануне «крестьянской»

Слайд 9Флаг Российской Империи 1858-1883 гг.

Флаг Российской Империи 1858-1883 гг.

Слайд 10В ходе геральдической реформы тип государственного орла был изменен под влиянием

германских образцов.
В 1857 г. был утвержден комплект гербов. В него вошли: Большой, Средний, Малый, гербы членов императорской фамилии, «титульные» гербы.
В ходе геральдической реформы тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов.В 1857 г. был утвержден

Слайд 11Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западно-евро-пейской геральдики

стал смотреть влево.
Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западно-евро-пейской геральдики стал смотреть влево.

Слайд 12Большой государственный герб Российской Империи (1883 год)

Большой государственный герб Российской Империи (1883 год)

Слайд 13Малый государственный герб Российской Империи (1883 год)

Малый государственный герб Российской Империи (1883 год)

Слайд 14Музыкальная культура
Содержание

Музыкальная культура Содержание

Слайд 15Вторая половина ХIХ в. – время могучего расцвета русской музыки.
Большое

значение в этом сыграла организация в 1859 г. в Петербурге
и в 1860 г. в Москве Императорского русского музыкального общества (ИРМО).
Вторая половина ХIХ в. – время могучего расцвета русской музыки. Большое значение в этом сыграла организация в

Слайд 16В 1862 г. в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её

директором стал А. Рубинштейн.
В 1866 г. состоялось открытие Московской консерватории, которую возглавил Н. Рубинштейн.
В 1862 г. в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А. Рубинштейн. В 1866

Слайд 17В музыкальном творчестве 1860-х гг. ведущее место заняла группа композиторов, вошедших

в «Новую русскую школу», больше известной как «Могучая кучка» по выражению музыкального критика В.В. Стасова.
В неё вошли М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков. Композиторы «Могучей кучки» называли себя наследниками М.И. Глинки.

Далее – аудио фрагмент

В музыкальном творчестве 1860-х гг. ведущее место заняла группа композиторов, вошедших в «Новую русскую школу», больше известной

Слайд 18Крупнейшим явлением музыки ХIХ в. было творчество П.И.Чайковского (1840-1893).
Его 6

симфоний, скрипичные и фортепьянные концерты принадлежат к мировым шедеврам.
(Звучит фрагмент Концерта для фортепиано с оркестром №1)

Крупнейшим явлением музыки ХIХ в. было творчество П.И.Чайковского (1840-1893). Его 6 симфоний, скрипичные и фортепьянные концерты принадлежат

Слайд 19Чайковский создал новый тип оперы, сосредоточив всё внимание на раскрытии внутреннего,

душевного мира своих героев. Всего им было написано 10 опер, из них «Евгений Онегин» (1878) и «Пиковая дама» (1890) не сходят со сцены театров многих стран.
Чайковский создал новый тип оперы, сосредоточив всё внимание на раскрытии внутреннего, душевного мира своих героев. Всего им

Слайд 20Реформатор балета Чайковский, сделал музыку ведущим компонентом балетной драматургии. Его балеты


«Лебединое озеро» (1876),
«Спящая красавица» (1889),
«Щелкунчик» (1892)
признаны как классические балеты в мировой культуре.
Реформатор балета Чайковский, сделал музыку ведущим компонентом балетной драматургии. Его балеты «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889),

Слайд 21Живопись
Содержание

ЖивописьСодержание

Слайд 22Важным по значимости и влиянию, которое она оказывала на россиян, стала

живопись. Передовые люди пореформенной России поддерживали художников. Одним из меценатов искусства был московский купец и промышленник П.М. Третьяков.
С 1856 г. он систематически покупал лучшие холсты художников и создал картинную галерею русской живописи. В 1893 г. он принёс её в дар Москве.
Важным по значимости и влиянию, которое она оказывала на россиян, стала живопись. Передовые люди пореформенной России поддерживали

Слайд 23Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея

Слайд 24Репин И.Е. Портрет П.М. Третьякова. 1883

Репин И.Е. Портрет П.М. Третьякова. 1883

Слайд 25Выраженная нравственная и гражданская позиция искусства способствовали утверждению нового творческого метода

– критического реализма.
Ориентация искусства на отражение актуальных жизненных ситуаций и обличение социальных конфликтов привели к преобладанию жанровой живописи.
Выраженная нравственная и гражданская позиция искусства способствовали утверждению нового творческого метода – критического реализма. Ориентация искусства на

Слайд 26Одним из основоположников критического реализма был В.Г. Перов (1834-1882). По его

творчеству можно проследить эволюцию русской живописи 60 – 80-х гг.:
многофигурные сатирические полотна;
эмоционально-лирические композиции;
выделение из жанровых композиций психологического портрета;
жанровые произведения, потерявшие публицистическую остроту.
Одним из основоположников критического реализма был В.Г. Перов (1834-1882). По его творчеству можно проследить эволюцию русской живописи

Слайд 27Перов В.Г. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861

Перов В.Г. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861

Слайд 28Перов В.Г. Тройка. 1866

Перов В.Г. Тройка. 1866

Слайд 29Перов В.Г. Портрет Ф.М.Достоевского. 1872

Перов В.Г. Портрет Ф.М.Достоевского. 1872

Слайд 30Перов В.Г. Охотники на привале. 1871

Перов В.Г. Охотники на привале. 1871

Слайд 31В 70 - 80-е гг. тенденции развития русской живописи определяли художники,

объединившиеся в 1870 г. под руководством И.Н. Крамского в «Товарищество художественных передвижных выставок».
Начало движения связывают с 1863 г., когда 14 выпускников Петербургской АХ отказались писать конкурсные работы на заданную тему. Это событие вошло в историю под названием «бунт 14».
В 70 - 80-е гг. тенденции развития русской живописи определяли художники, объединившиеся в 1870 г. под руководством

Слайд 32Передвижники расширили аудиторию русского искусства, доставляя свои картины в города, связанные

железной дорогой.
Товарищество просуществовало до 1923 года.
В выставках принимали участие художники Мясоедов, Перов, Ге, Крамской, Саврасов, Шишкин, братья Маковские, Репин, Суриков, Васнецов, Серов, Левитан, Поленов и другие.
Передвижники расширили аудиторию русского искусства, доставляя свои картины в города, связанные железной дорогой. Товарищество просуществовало до 1923

Слайд 33Крупнейший художник-реалист, наиболее яркий и характерный представитель передвижничества И.Е. Репин (1844-1930)

глубоко и разносторонне в портретах, пейзажах, исторической живописи, жанровых композициях отразил современную ему русскую действительность.
Крупнейший художник-реалист, наиболее яркий и характерный представитель передвижничества И.Е. Репин (1844-1930) глубоко и разносторонне в портретах, пейзажах,

Слайд 34Первой крупной работой Репина, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина

«Бурлаки на Волге».
Первой крупной работой Репина, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина «Бурлаки на Волге».

Слайд 35Репин И.Е. Бурлаки на Волге. 1870-1873

Репин И.Е. Бурлаки на Волге. 1870-1873

Слайд 36В конце 70-х – 80-е гг. художник пишет ряд историко-революционных картин

«Арест пропагандиста», «Не ждали».
В конце 70-х – 80-е гг. художник пишет ряд историко-революционных картин «Арест пропагандиста», «Не ждали».

Слайд 37Репин И.Е. Не ждали. 1888

Репин И.Е. Не ждали. 1888

Слайд 38В то же время создаются основные произведения исторического жанра:
«Царевна Софья»,
«Иван

Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581»,
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В то же время создаются основные произведения исторического жанра:«Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16

Слайд 39Репин И.Е. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1891

Репин И.Е. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1891

Слайд 40Грандиозной фигурой передвижничества был В.И. Суриков (1848-1916). Им был совершён поворот

к «историческому мышлению».
Первое прославленное произведение Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Главными героями являются стрельцы. Доминантой композиции служит непокорный взгляд рыжебородого стрельца, скрещивающийся с взглядом Петра I.
Грандиозной фигурой передвижничества был В.И. Суриков (1848-1916). Им был совершён поворот к «историческому мышлению». Первое прославленное произведение

Слайд 41Суриков В.И. Утро стрелецкой казни. 1881

Суриков В.И. Утро стрелецкой казни. 1881

Слайд 42Занимаясь эпохой Петра Суриков, пришёл к образу Меньшикова. На очередной передвижной

выставке 1883 г. появилось его картина «Меньшиков в Березове». Сурикова привлекали личности героические.
Занимаясь эпохой Петра Суриков, пришёл к образу Меньшикова. На очередной передвижной выставке 1883 г. появилось его картина

Слайд 43Суриков В.И. Меньшиков в Березове. 1883

Суриков В.И. Меньшиков в Березове. 1883

Слайд 44Художником Н.Н. Ге (1831-1894) исторические сюжеты подавались через психологическую драму отдельного

человека.
Художником Н.Н. Ге (1831-1894) исторические сюжеты подавались через психологическую драму отдельного человека.

Слайд 45Ге Н.Н. Пётр I допрашивает царевича Алексея. 1872

Ге Н.Н. Пётр I допрашивает царевича Алексея. 1872

Слайд 46В конце 80-х – 90-е гг. передвижничество потеряло свою социальную направленность.

Художники уже не стремились к раскрытию конфликтов, не поднимались до идейных обобщений.
Бытовой жанр уступил первенство портрету и пейзажу, которые в большей степени несли в себе позитивное, общечеловеческое начала.
В конце 80-х – 90-е гг. передвижничество потеряло свою социальную направленность. Художники уже не стремились к раскрытию

Слайд 47Крамской И.Н. Портрет Л.Н. Толстого. 1873

Крамской И.Н. Портрет Л.Н. Толстого. 1873

Слайд 48Репин И.Е. Портрет Л.Н. Толстого. 1887

Репин И.Е. Портрет Л.Н. Толстого. 1887

Слайд 49Ге Н.Н. Портрет Л.Н.Толстого. 1884

Ге Н.Н. Портрет Л.Н.Толстого. 1884

Слайд 50В эти годы продолжает творить выдающийся российский маринист И.К. Айвазовский (1817-1900),

создавший за свою долгую жизнь около 6000 произведений.
В эти годы продолжает творить выдающийся российский маринист И.К. Айвазовский (1817-1900), создавший за свою долгую жизнь около

Слайд 51Айвазовский И.К. Чёрное море. 1881

Айвазовский И.К. Чёрное море. 1881

Слайд 52Несмотря на многочисленные путешествия художника по миру, большинство его произведений написано

им в его родном городе Феодосии по памяти в мастерской.
Несмотря на многочисленные путешествия художника по миру, большинство его произведений написано им в его родном городе Феодосии

Слайд 53Айвазовский И.К. Феодосия. 1890

Айвазовский И.К. Феодосия. 1890

Слайд 54И.К. Айвазовский получил известность и международное признание ещё в молодые годы.

Как выдающийся меценат художник в 1880 г. основал в Феодосии картинную галерею, названную позже его именем.
И.К. Айвазовский получил известность и международное признание ещё в молодые годы. Как выдающийся меценат художник в 1880

Слайд 55Айвазовский И.К.
Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями. 1892

Айвазовский И.К. Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями. 1892

Слайд 56Настоящее художественное систематическое освоение русской природы началось во второй половине ХIХ

века. Русская природа, неброская и «неидеальная» – болотистые низменности, слякотные распутицы, однообразные равнины – стала главным «героем» пейзажей.
Само понятие «национальный пейзаж» предполагает портретирование конкретной природы.
Настоящее художественное систематическое освоение русской природы началось во второй половине ХIХ века. Русская природа, неброская и «неидеальная»

Слайд 57В развитии русского пейзажа можно выделить несколько направлений:
пейзаж критического реализма.

Мастера вкладывали в пейзаж социальный смысл;
В развитии русского пейзажа можно выделить несколько направлений: пейзаж критического реализма. Мастера вкладывали в пейзаж социальный смысл;

Слайд 58Владимирка, Владимирский тракт - дорога, по которой на протяжении многих лет

через всю Россию шли ссыльные, отправленные на каторгу в Сибирь

Левитан И.И. Владимирка. 1892

Владимирка, Владимирский тракт - дорога, по которой на протяжении многих лет через всю Россию шли ссыльные, отправленные

Слайд 59лирический пейзаж. Открывается творчеством А.К. Саврасова, который с тонкой проникновенностью мог

выразить весеннее настроение. К этому направлению можно отнести творчество Ф.А. Васильева, В.Д. Поленова;
лирический пейзаж. Открывается творчеством А.К. Саврасова, который с тонкой проникновенностью мог выразить весеннее настроение. К этому направлению

Слайд 60Саврасов А.К. Грачи прилетели. 1871

Саврасов А.К. Грачи прилетели. 1871

Слайд 61Васильев Ф.А. Оттепель. 1871

Васильев Ф.А. Оттепель. 1871

Слайд 62Поленов В.Д. Московский дворик. 1878

Поленов В.Д. Московский дворик. 1878

Слайд 63И.И. Шишкин представляет своим творчеством эпическое направление, в некотором смысле идеальный

образ русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями, могучими реками;

И.И. Шишкин представляет своим творчеством эпическое направление, в некотором смысле идеальный образ русской земли, славной своими лесными

Слайд 64Шишкин И.И. Рожь. 1878

Шишкин И.И. Рожь. 1878

Слайд 65Шишкин И.И. Лесные дали. 1884

Шишкин И.И. Лесные дали. 1884

Слайд 66Шишкин И.И. Дубы. 1887

Шишкин И.И. Дубы. 1887

Слайд 67Шишкин И.И. Дождь в дубовом лесу. 1891

Шишкин И.И. Дождь в дубовом лесу. 1891

Слайд 68в последнее десятилетие ХIХ в. и в начале ХХ в. эпический

пейзаж и лирический соединились, и выразилось это соединение в творчестве И.И. Левитана.

в последнее десятилетие ХIХ в. и в начале ХХ в. эпический пейзаж и лирический соединились, и выразилось

Слайд 69Левитан И.И. Вечерний звон. 1892

Левитан И.И. Вечерний звон. 1892

Слайд 70Левитан И.И. Над вечным покоем. 1894

Левитан И.И. Над вечным покоем. 1894

Слайд 71Выводы
Содержание

ВыводыСодержание

Слайд 72В 1880 – 1890-е гг. заканчивался «золотой век» русской культуры XIX

в., принесший России и миру в целом замечательные произведения искусства, научные открытия.
Россия стала одной из передовых стран в культурном отношении. Далее намечался следующий взлёт русской культуры – «серебряный» век.
В 1880 – 1890-е гг. заканчивался «золотой век» русской культуры XIX в., принесший России и миру в

Слайд 73Список литературы
Жидков В.С., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности. – СПб.,

2001.
Русская художественная культура второй половины ХIХ века. Картина мира. – М., 1991.
Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. – М., 1984.
Список литературыЖидков В.С., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности. – СПб., 2001.Русская художественная культура второй половины ХIХ

Слайд 74



«Золотой» век русской культуры


Электронный образовательный ресурс Автор-составитель – канд. ист. наук,

доцент Г.А. Коваленко

«Золотой» век русской культурыЭлектронный образовательный ресурс   Автор-составитель – канд. ист. наук, доцент Г.А. Коваленко

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть