Слайд 1
«Золотой» век русской культуры
© Коваленко Г.А., ГАПОУ СМПК, 2015 г.
Слайд 2Содержание
1 Характеристика России в пореформенное время
2 Символы государства
3 Музыкальная культура
4 Живопись
5
Выводы
Слайд 3Характеристика России в пореформенное время
Содержание
Слайд 4Лавров Н. Император Александр II Освободитель. 1868
(Годы правления 1855-1881)
Слайд 5Во второй половине ХIХ в. не было ни одной отрасли управления,
где бы ни произошли перемены. Не без оснований можно утверждать, что правление императора Александра II (1855-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества.
Император Александр вполне заслуживает названия не только освободителя, но и преобразователя.
Слайд 6Общественный демократический подъём периода первых лет после падения крепостного права внёс
много изменений в культурную жизнь России.
1860-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений.
Слайд 7Символы государства
Содержание
Слайд 8Отмена крепостного права в 1861 г. дополнилась реформами в политической и
идеологической сферах.
Так, ещё накануне «крестьянской» реформы, в 1858 г. наравне с уже существующим триколором, был учреждён новый черно-жёлто-белый флаг.
Слайд 9Флаг Российской Империи 1858-1883 гг.
Слайд 10В ходе геральдической реформы тип государственного орла был изменен под влиянием
германских образцов.
В 1857 г. был утвержден комплект гербов. В него вошли: Большой, Средний, Малый, гербы членов императорской фамилии, «титульные» гербы.
Слайд 11Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западно-евро-пейской геральдики
стал смотреть влево.
Слайд 12Большой государственный герб Российской Империи (1883 год)
Слайд 13Малый государственный герб Российской Империи (1883 год)
Слайд 15Вторая половина ХIХ в. – время могучего расцвета русской музыки.
Большое
значение в этом сыграла организация в 1859 г. в Петербурге
и в 1860 г. в Москве Императорского русского музыкального общества (ИРМО).
Слайд 16В 1862 г. в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её
директором стал А. Рубинштейн.
В 1866 г. состоялось открытие Московской консерватории, которую возглавил Н. Рубинштейн.
Слайд 17В музыкальном творчестве 1860-х гг. ведущее место заняла группа композиторов, вошедших
в «Новую русскую школу», больше известной как «Могучая кучка» по выражению музыкального критика В.В. Стасова.
В неё вошли М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков. Композиторы «Могучей кучки» называли себя наследниками М.И. Глинки.
Далее – аудио фрагмент
Слайд 18Крупнейшим явлением музыки ХIХ в. было творчество П.И.Чайковского (1840-1893).
Его 6
симфоний, скрипичные и фортепьянные концерты принадлежат к мировым шедеврам.
(Звучит фрагмент Концерта для фортепиано с оркестром №1)
Слайд 19Чайковский создал новый тип оперы, сосредоточив всё внимание на раскрытии внутреннего,
душевного мира своих героев. Всего им было написано 10 опер, из них «Евгений Онегин» (1878) и «Пиковая дама» (1890) не сходят со сцены театров многих стран.
Слайд 20Реформатор балета Чайковский, сделал музыку ведущим компонентом балетной драматургии. Его балеты
«Лебединое озеро» (1876),
«Спящая красавица» (1889),
«Щелкунчик» (1892)
признаны как классические балеты в мировой культуре.
Слайд 22Важным по значимости и влиянию, которое она оказывала на россиян, стала
живопись. Передовые люди пореформенной России поддерживали художников. Одним из меценатов искусства был московский купец и промышленник П.М. Третьяков.
С 1856 г. он систематически покупал лучшие холсты художников и создал картинную галерею русской живописи. В 1893 г. он принёс её в дар Москве.
Слайд 23Государственная Третьяковская галерея
Слайд 24Репин И.Е. Портрет П.М. Третьякова. 1883
Слайд 25Выраженная нравственная и гражданская позиция искусства способствовали утверждению нового творческого метода
– критического реализма.
Ориентация искусства на отражение актуальных жизненных ситуаций и обличение социальных конфликтов привели к преобладанию жанровой живописи.
Слайд 26Одним из основоположников критического реализма был В.Г. Перов (1834-1882). По его
творчеству можно проследить эволюцию русской живописи 60 – 80-х гг.:
многофигурные сатирические полотна;
эмоционально-лирические композиции;
выделение из жанровых композиций психологического портрета;
жанровые произведения, потерявшие публицистическую остроту.
Слайд 27Перов В.Г. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861
Слайд 29Перов В.Г. Портрет Ф.М.Достоевского. 1872
Слайд 30Перов В.Г. Охотники на привале. 1871
Слайд 31В 70 - 80-е гг. тенденции развития русской живописи определяли художники,
объединившиеся в 1870 г. под руководством И.Н. Крамского в «Товарищество художественных передвижных выставок».
Начало движения связывают с 1863 г., когда 14 выпускников Петербургской АХ отказались писать конкурсные работы на заданную тему. Это событие вошло в историю под названием «бунт 14».
Слайд 32Передвижники расширили аудиторию русского искусства, доставляя свои картины в города, связанные
железной дорогой.
Товарищество просуществовало до 1923 года.
В выставках принимали участие художники Мясоедов, Перов, Ге, Крамской, Саврасов, Шишкин, братья Маковские, Репин, Суриков, Васнецов, Серов, Левитан, Поленов и другие.
Слайд 33Крупнейший художник-реалист, наиболее яркий и характерный представитель передвижничества И.Е. Репин (1844-1930)
глубоко и разносторонне в портретах, пейзажах, исторической живописи, жанровых композициях отразил современную ему русскую действительность.
Слайд 34Первой крупной работой Репина, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина
«Бурлаки на Волге».
Слайд 35Репин И.Е. Бурлаки на Волге. 1870-1873
Слайд 36В конце 70-х – 80-е гг. художник пишет ряд историко-революционных картин
«Арест пропагандиста», «Не ждали».
Слайд 38В то же время создаются основные произведения исторического жанра:
«Царевна Софья»,
«Иван
Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581»,
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Слайд 39Репин И.Е. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1891
Слайд 40Грандиозной фигурой передвижничества был В.И. Суриков (1848-1916). Им был совершён поворот
к «историческому мышлению».
Первое прославленное произведение Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Главными героями являются стрельцы. Доминантой композиции служит непокорный взгляд рыжебородого стрельца, скрещивающийся с взглядом Петра I.
Слайд 41Суриков В.И. Утро стрелецкой казни. 1881
Слайд 42Занимаясь эпохой Петра Суриков, пришёл к образу Меньшикова. На очередной передвижной
выставке 1883 г. появилось его картина «Меньшиков в Березове». Сурикова привлекали личности героические.
Слайд 43Суриков В.И. Меньшиков в Березове. 1883
Слайд 44Художником Н.Н. Ге (1831-1894) исторические сюжеты подавались через психологическую драму отдельного
человека.
Слайд 45Ге Н.Н. Пётр I допрашивает царевича Алексея. 1872
Слайд 46В конце 80-х – 90-е гг. передвижничество потеряло свою социальную направленность.
Художники уже не стремились к раскрытию конфликтов, не поднимались до идейных обобщений.
Бытовой жанр уступил первенство портрету и пейзажу, которые в большей степени несли в себе позитивное, общечеловеческое начала.
Слайд 47Крамской И.Н. Портрет Л.Н. Толстого. 1873
Слайд 48Репин И.Е. Портрет Л.Н. Толстого. 1887
Слайд 49Ге Н.Н. Портрет Л.Н.Толстого. 1884
Слайд 50В эти годы продолжает творить выдающийся российский маринист И.К. Айвазовский (1817-1900),
создавший за свою долгую жизнь около 6000 произведений.
Слайд 51Айвазовский И.К. Чёрное море. 1881
Слайд 52Несмотря на многочисленные путешествия художника по миру, большинство его произведений написано
им в его родном городе Феодосии по памяти в мастерской.
Слайд 54И.К. Айвазовский получил известность и международное признание ещё в молодые годы.
Как выдающийся меценат художник в 1880 г. основал в Феодосии картинную галерею, названную позже его именем.
Слайд 55Айвазовский И.К.
Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями. 1892
Слайд 56Настоящее художественное систематическое освоение русской природы началось во второй половине ХIХ
века. Русская природа, неброская и «неидеальная» – болотистые низменности, слякотные распутицы, однообразные равнины – стала главным «героем» пейзажей.
Само понятие «национальный пейзаж» предполагает портретирование конкретной природы.
Слайд 57В развитии русского пейзажа можно выделить несколько направлений:
пейзаж критического реализма.
Мастера вкладывали в пейзаж социальный смысл;
Слайд 58Владимирка, Владимирский тракт - дорога, по которой на протяжении многих лет
через всю Россию шли ссыльные, отправленные на каторгу в Сибирь
Левитан И.И. Владимирка. 1892
Слайд 59лирический пейзаж. Открывается творчеством А.К. Саврасова, который с тонкой проникновенностью мог
выразить весеннее настроение. К этому направлению можно отнести творчество Ф.А. Васильева, В.Д. Поленова;
Слайд 60Саврасов А.К. Грачи прилетели. 1871
Слайд 62Поленов В.Д. Московский дворик. 1878
Слайд 63И.И. Шишкин представляет своим творчеством эпическое направление, в некотором смысле идеальный
образ русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями, могучими реками;
Слайд 67Шишкин И.И. Дождь в дубовом лесу. 1891
Слайд 68в последнее десятилетие ХIХ в. и в начале ХХ в. эпический
пейзаж и лирический соединились, и выразилось это соединение в творчестве И.И. Левитана.
Слайд 69Левитан И.И. Вечерний звон. 1892
Слайд 70Левитан И.И. Над вечным покоем. 1894
Слайд 72В 1880 – 1890-е гг. заканчивался «золотой век» русской культуры XIX
в., принесший России и миру в целом замечательные произведения искусства, научные открытия.
Россия стала одной из передовых стран в культурном отношении. Далее намечался следующий взлёт русской культуры – «серебряный» век.
Слайд 73Список литературы
Жидков В.С., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности. – СПб.,
2001.
Русская художественная культура второй половины ХIХ века. Картина мира. – М., 1991.
Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. – М., 1984.
Слайд 74
«Золотой» век русской культуры
Электронный образовательный ресурс
Автор-составитель – канд. ист. наук,
доцент Г.А. Коваленко