Слайд 1МАОУ «БИГИЛИНСКАЯ СОШ»
ФИЛИАЛ ПЕРШИНСКАЯ ООШ
ВЫПОЛНИЛА:
УЧЕНИЦА 9 КЛАССА
КОРЕПАНОВА ВАЛЕРИЯ
.
Живописцы XX
века. Братья Васнецовы.
Слайд 2ВАСНЕЦОВ, ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ
. ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ РОДИЛСЯ 15 МАЯ 1848 ГОДА
В РУССКОМ СЕЛЕ ЛОПЬЯЛ УРЖУМСКОГО УЕЗДА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ, В СЕМЬЕ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ВАСНЕЦОВА (1823—1870), ПРИНАДЛЕЖАВШЕГО К ДРЕВНЕЙ ВЯТСКОЙ ФАМИЛИИ ВАСНЕЦОВЫХ.
Слайд 3
Учился в Вятском духовном училище (1858—1862), а затем в Вятской духовной
семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышёва. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). В годы учёбы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.
По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.
Слайд 4Член мамонтовского кружка в Абрамцеве.
В 1893 году Васнецов стал действительным членом
Академии Художеств.
Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891)
После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».
В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством».
В 1915 году участвовал в создании Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.
Слайд 5В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной
эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).
Слайд 6Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После
побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне
Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии
Слайд 7«ПОСЛЕ ПОБОИЩА ИГОРЯ СВЯТОСЛАВИЧА С ПОЛОВЦАМИ»
Слайд 8Сотрудничал с художниками М. В. Нестеровым, И. Г. Блиновым и др.
После
1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).
Слайд 9Аполлинарий Михайлович Васнецов (25 июля (6 августа) 1856 — 23 января
1933) — русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова.
Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.
В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку:
Слайд 10В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего
брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антакольский, В. М. Максимов.
В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.
Слайд 11 С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче
у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.
С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1885—1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым.
В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии.
Мемориальная доска в Фурманном переулке, дом 6, скульптор М. Л. Петрова, открыта 21 июля 1956 года
Могила А.М. Васнецова на Введенском кладбище в Москве
В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.
Слайд 12В 1901—1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища зодчества, ваяния и
живописи. С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия».
Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище (20 участок). В столице действует мемориальная квартира-музей художника.
Слайд 13Известные работы
«Северный край. Сибирская река» (1899).
«Родина» (1886, ГТГ).
«Тайга на Урале. Синяя
гора» (1891).
«Кама» (1895, ГТГ).
«Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900, Русский музей).
«Красная площадь во 2-й половине XVII века» (1925, Музей истории и реконструкции Москвы).
Эскизы к театральным постановкам «Хованщина» (1897), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1907).
Книжные иллюстрации: «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», «Картины по русской истории»