Презентация, доклад Войной украденное детство

Содержание

Задачи проекта:формирование у подрастающего поколения целостного представления о положении детей во время Московской битвы;показать, какова роль партийного руководства Москвы в организации жизни детей дошкольного и школьного возраста в военное время.Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у детей

Слайд 1Межрайонная конференция, посвященная 75-ой годовщине начала контрнаступления Советских войск в

битве под Москвой

Презентация: Войной украденное детство





Выполнила: Куропятникова Ульяна,
ученица 9 «Б» класса
Руководитель: Корнеева
Светлана Анатольевна,
учитель истории и обществознания



Г. Москва, 2016

ГБОУ Гимназия №402 имени Алии Молдагуловой

Межрайонная  конференция, посвященная 75-ой годовщине начала контрнаступления Советских войск в битве под Москвой Презентация:  Войной

Слайд 2

Задачи проекта:
формирование у подрастающего поколения целостного представления о положении детей во

время Московской битвы;
показать, какова роль партийного руководства Москвы в организации жизни детей дошкольного и школьного возраста в военное время.

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у детей на примере героического подвига защитников Москвы

Задачи проекта:формирование у подрастающего поколения целостного представления о положении детей во время Московской битвы;показать, какова роль партийного

Слайд 3. Гитлеровский план сорван
Битва под Москвой – первое

крупное сражение, закончившееся победой Советской армии в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Была разработана операция «Тайфун», в ходе которой город Москва должен быть окружен так, чтобы «ни один русский солдат, ни один житель - будь то мужчина, женщина или ребенок - не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой».
Предполагалось город разрушить и затопить вместе со всеми его жителями, а затем засыпать песком и в центре пустого массива соорудить из красного камня монумент славы Германской непобедимой армии. Камень даже везли в обозе вместе с техникой к Москве. Но варварским планам не суждено было сбыться!
5 декабря 1941 года войска Западного фронта под командованием Г. К. Жукова перешли в контрнаступление. Группировка немецких войск под Москвой была полностью разгромлена. План захвата Москвы провалился, молниеносная война на востоке не состоялась.

.    Гитлеровский план сорванБитва под Москвой – первое крупное сражение, закончившееся победой Советской армии

Слайд 4С этого момента вся жизнь детей резко изменилась. Свои описания дети

в большинстве случаев начинают отсчитывать с этого дня, который многим до сих пор кажется самым страшным в их жизни.


День 22 июня 1941 года навсегда врезался в сознание, память детей

С этого момента вся жизнь детей резко изменилась. Свои описания дети в большинстве случаев начинают отсчитывать с

Слайд 5
Вся жизнь детей с началом войны резко изменилась

Вся жизнь детей с началом войны  резко изменилась

Слайд 6Самые страшные дни в памяти детей

Самые страшные дни в памяти детей

Слайд 7
Теряли родителей, братьев и сестер

Теряли родителей, братьев и сестер

Слайд 8Враг кованным тяжелым сапогом
Мнет наши нивы, топчет наши села

Рыдают матери над трупом дочерей
И дети смотрят взглядом невеселым.

Из стихотворения Ирмы Лебедевой

Враг кованным тяжелым сапогом  Мнет наши нивы, топчет наши села  Рыдают матери над трупом дочерей

Слайд 9
Тяжелые дни Москвы дети описывали в своих сочинениях просто и правдиво

Тяжелые дни Москвы дети описывали в своих сочинениях просто и правдиво

Слайд 10Опыт собираний детских писем и детских воспоминаний, проведенных комиссией МГПИ (Московский

Государственный педагогический институт), дал документы живо и точно передающий опыт переживаний московских детей и подростков 4-9 классов.
Тяжелые будни Москвы зимы 1941-1942 годов дети описывали в своих сочинениях просто и правдиво.
Игорь Опарин (7 класс): «Дома стояли темные, неотапливаемые. Люди в комнатах сидели в шубах, валенках, перчатках и изредка выходили на улицу. В комнатах было от 5-7 градусов. Электричество было выключено на всю зиму, и люди сидели в темноте. Не хватало жителям также и продовольствия».
Оксана Собчук (7 класс): Холодная была зима в этот год. Холодная, неприятная. Вначале наш дом еще отапливался, горел свет. Жизнь походила немного на нормальную. С января отопление прекратилось, в комнате наступил нестерпимый холод. Я каждый день ходила на занятия в группу, где тоже было холодно… Обед был скромный. Садились на диван один около другого и получали по порции хлеба».
Аэлита Киреевская (8 класс) вспоминает: «во время бомбежки в бомбоубежище у меня зуб на зуб не попадал, не знаю, от чего больше - от холода или от страха… Выстрелы стали раздаваться все реже и реже и наконец замолкли. По радио объявили отбой. А через 5 минут я уже спала сладким сном, забыв о тревоге».

Маленькие герои большой войны

Опыт собираний детских писем и детских воспоминаний, проведенных комиссией МГПИ (Московский Государственный педагогический институт), дал документы живо

Слайд 11Московские школьники наперебой предлагали свои услуги, желая чем-либо помочь общему делу.

Почти все старшеклассники по собственной воле включились в создание оборонительных сооружений. Началось регулярное дежурство юных команд общественных и жилых зданий. Часть записалось на курсы снайперов и медсестер. Более взрослые пошли в Московское народное ополчение. На крышах дежурили команды, сбрасывающие на землю фашистские «зажигалки».
Кирилл Сакулин (15-ти лет): «Удар. На крыше вспыхивает яркое пламя – это зажигалка. Ребята гурьбой бросаются к ней. Ваня первый добегает до упавшей бомбы и ударом лопаты сбрасывает ее вниз и видит, как она падает на мостовую. Пламя появляется у другого конца крыши – упала вторая зажигалка. Ваня спешит к ней, но не удерживается на скате крыши и падает. Быстро поднимается, но бомба уже сброшена его товарищем Витей…».
Малыши, как писал педагог Казанцев, ютились везде. Они помогали рыть земляные щели, носили воду в кадки. Создавали запас воды на случай тушения пожаров, дежурили у телефонов.


Дети хотели помочь общему делу

Московские школьники наперебой предлагали свои услуги, желая чем-либо помочь общему делу. Почти все старшеклассники по собственной воле

Слайд 12
Московские школьники наперебой предлагали свои услуги

Московские школьники наперебой предлагали свои услуги

Слайд 13В самом начале войны многие из детей впервые в жизни расстались

с родителями в связи с отправкой школьников в лагеря.
Ученица 6 класса 31 школы Фрунзенского района г. Москвы Нина Суслова пишет: «Начала я работать, а по правде сказать, я и не знала, как скирдуют, как собирают картофель, как косят. Одним словом, как говорят, была белоручка. А теперь я научилась все делать: и косить, и полоть, и скирдовать, и картофель собирать, все, все».
Из воспоминаний учащихся 5-ых классов мы узнаем об отдельных случаях, когда учащиеся, живя в лагерях помогли обнаружить шпиона, проживающего на даче под видом советского полковника.

. Испытание войной

В самом начале войны многие из детей впервые в жизни расстались с родителями в связи с отправкой

Слайд 14 Помощь общему делу

Помощь общему делу

Слайд 15
Группа наших ребят обратила внимание на крупные облака на небе. Установили

наблюдение, сообщили, куда следовало, и благодаря бдительности ребят фашистские парашютисты были обезврежены.
Группа наших ребят обратила внимание на крупные облака на небе. Установили наблюдение, сообщили, куда следовало, и благодаря

Слайд 16С началом войны была полностью перестроена работа учреждений народного образования. Было

организована эвакуация около 230 тысяч детей дошкольного и школьного, до 15 лет возраста из Москвы в районы Московской, Рязанской и Тульской областей. Дети эвакуировались с детскими садами и вновь созданными школьными интернатами. В первых числах сентября приступили к занятиям 8 школ. Первый сбор учащихся показал их серьезное отношение к войне и горячее желание быть полезными своей Родине, скорее и лучше овладеть необходимыми знаниями. Оставшиеся дети представляли собой проблему, которая решалась на уровне Правительство СССР. Председатели Госплана при СНК СССР Голиков доложил 11 сентября 1941г зампреду СНК Алексею Николаевичу Косыгину: наличие большого количество детей в Москве требует немедленного решение вопроса, либо об организации учебы в Московских школах, либо о полном вывозе детей школьного возраста из Москвы, так как создавшееся положение является крайне ненормальным.

. Перестройка работы учреждений народного образования

С началом войны была полностью перестроена работа учреждений народного образования. Было организована эвакуация около 230 тысяч детей

Слайд 17
Эвакуация детей

Эвакуация детей

Слайд 18 Представленные сами себе дети проводят дни на улицах, разъезжают на

подножках трамваев, приручаются к игре в карты, курению и т.д.
Условия войны, гибель или потеря родителей, выдвинули перед органами Народного образования новую задачу, которой должно быть уделено серьезнейшее внимание, борьбу с детской безнадзорностью.
По мере приближения линии фронта дети по возможности возвращались к родителям для индивидуальной эвакуации. Дошкольные интернаты почти полностью ликвидированы, школьные – значительно сократили. Оставшиеся в интернатах детей, в основном лишенных родителей, и детские учреждения дошкольного типа, детские дома эвакуировали в Восточные области страны. Детская эвакуация закончилась в ноябре 1941 года.
В Восточные области вывезли 31 тыс. 900 детей, 306 школьных интернатов, 16 тыс. дошкольных интернатов, 56 тыс. детских домов.
Размещение 32 тысяч детей в районах и селениях зачастую удаленных от железной дороги и водных путей в условиях зимних морозов октябрь-декабрь 41-го года было связано с большими трудностями.
Помещения не были приспособлены под зимнее пребывание в них детей, не было кухонь, бань, прачечных, мебели, запасов топлива.
В тех районах, где партийное и советские организации вплотную занимались размещением и устройством эвакуированных детских учреждений держали это дело под неослабным контролем. Затруднения были быстро ликвидированы и жизнь интернатов налажена.

. Борьба с детской безнадзорностью

Представленные сами себе дети проводят дни на улицах, разъезжают на подножках трамваев, приручаются к игре в

Слайд 19Борьба с детской безнадзорностью

Борьба с детской безнадзорностью

Слайд 20
Жизнь интернатов налажена

Жизнь интернатов налажена

Слайд 21 Если первый день войны и эвакуацию дети считали самым страшными

днями, то самыми счастливыми признавали день, когда Советское информбюро объявило о разгроме немцев под Москвой, и дни, реэвакуации. И еще два дня дети считали счастливыми – это, во-первых, день, когда возобновились занятия в московских школах осенью 1942 года; во-вторых, и в главных, День победы.

Разгром немцев под Москвой – самый счастливый день

Если первый день войны и эвакуацию дети считали самым страшными днями, то самыми счастливыми признавали день,

Слайд 23 Первое крупное наступление в ходе Великой Отечественной войны в условиях

численного превосходства противника.
Советские войска окончательно похоронили план молниеносной войны. Был развеян миф о непобедимости германской армии.
Именно после этого успеха, 1 января 1942 года 26 государств (в том числе СССР, США, Англия) подписали Декларацию об объединении своих усилий для разгрома врага.

Историческое значение битвы под Москвой

Первое крупное наступление в ходе Великой Отечественной войны в условиях численного превосходства противника. Советские войска окончательно

Слайд 241. Битва за Москву. «Московский рабочий», 1975 г. под редакцией коллегии

– А.А. Добродомова, А.Н. Пономарева и др.
2. Поражение вермахта под Москвой. «Московский рабочий», 1981 г.
3. Георгий Жуков, Фото летопись. 1995 г. Аннотация Ивана Рыбкина.
4. Курнашова Л. Е. (отв. редактор), К 60-летию разгрома фашистских войск под Москвой. Центр «Школьная книга», 2001 г. Отв. Редактор Л.Е. Курнашова.
5. Невзоров Б. И., Московская битва: феномен второй мировой. – Москва: «СиДиПресс», 2001 г. – 240 с.: ил. Островский В. П., История Отечества: Учебник для 11 класса средней школы. – Москва: «Просвещение», 1992 г.
6. Жилин П. А. Великая Отечественная народная, изд-во «Мысль», М., 1985 г.

Литература, источники

1. Битва за Москву. «Московский рабочий», 1975 г. под редакцией коллегии – А.А. Добродомова, А.Н. Пономарева и

Слайд 25 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть