Презентация, доклад Внеклассное мероприятие. Верования древних славян ( 6 класс)

Баба -яга

Слайд 1Славянские истоки.
Выполнила Гречкина Н.А.
учитель истории ГБОУ НАО «СШ п.Искателей»

Славянские истоки.Выполнила Гречкина Н.А.учитель истории ГБОУ НАО «СШ п.Искателей»

Слайд 2Баба -яга

Баба -яга

Слайд 3Яга - Ягинишна
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший

персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души поживших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну.
Яга - Ягинишна   Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было

Слайд 4 Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает

по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе

Слайд 5 Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой

деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать

Слайд 6Леший
Лесовик-леший - дух и хранитель леса в славянской

мифологии, который живет в лесной чащобе. Он умеет оборачиваться, является в виде дряхлого старика, либо дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Леший -волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной. Она считается заповедной, священной рощей, посвященной Святибору.
Леший   Лесовик-леший - дух и хранитель леса в славянской мифологии, который живет в лесной чащобе.

Слайд 7Лесовик
Леший начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешенья

в лес заходить не стоит. Леший то ростом с траву , то высотой с сосну, а обычно - простой мужичок, только кафтан у него запахнут на правую сторону и обутка обута наоборот; глаза горят зеленым огнем, волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей. Обличьем с человеком схож да только весь с головы до пят шерстью оброс Встречному старается прикинуться человеком, но легко его разоблачить, когда глянешь через правое ухо коня.
Лесовик Леший начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешенья в лес заходить не стоит. Леший

Слайд 8 Леший любит морочить голову путникам и сбивает их

с тропинки путая тропы и начиная водить кругами. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки путая тропы и начиная

Слайд 10Перун
Перун- славянский Бог Грозы, грома и молнии. Его

представляли немолодым разгневанным мужем с рыжей бородой. Имя Перуна очень древнее, в переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьет». Молнии у Перуна были лилово – синие и золотые. Славяне заметили, что после грозы воздух чист и как легко дышится, этому они дали объяснение – нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна.
Перун   Перун- славянский Бог Грозы, грома и молнии. Его представляли немолодым разгневанным мужем с рыжей

Слайд 11

Перуну было посвящено животное - дикий тур, огромный

могучий лесной бык. Тур был агрессивнее самого злого домашнего быка. Люди верили, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка.
Перуну было посвящено животное - дикий тур, огромный могучий лесной бык. Тур был агрессивнее

Слайд 12

Есть у Перуна свое дерево – дуб, есть и

любимый цветок, который в Болгарии до сих пор зовут «перуникой». У него шесть лилово – голубых лепестков, поросших золотистыми волосками. Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Цветок этот очень красив, и мы зовем его ирисом – по-гречески «радужным».
Есть у Перуна свое дерево – дуб, есть и любимый цветок, который в Болгарии до

Слайд 13Коляда

Коляда

Слайд 14
Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименный

бог. Празднуется в день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря) - не всегда в один и тот же день, как и все остальные главные славянские праздники (Купала, Масленица), связанные с четырьмя основными ежегодными астрономическими событиями.
Коляда у славян знаменует новогодний цикл. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного -молодого. В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия.
Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименный бог. Празднуется в день зимнего солнцестояния

Слайд 15 Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была

божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи.


Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду

Слайд 16 Традиция празднования Коляды существует не только в восточнославянских странах,

но и западнее - в Польше, Чехии, Словакии, на Балканах. Там и поныне общее для всех славян слово “коляда” хранит в себе историю этого чудесного и весёлого праздника.
Традиция празднования Коляды существует не только в восточнославянских странах, но и западнее - в Польше,

Слайд 17Иван Купала

Иван Купала

Слайд 18 Купала — древнейший праздник благословения солнца, зрелости лета

и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица.

Купала — древнейший праздник благословения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями

Слайд 19 Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут

под Иванову росу, высушивают и берегут их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время.      В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год.
Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и берегут

Слайд 20 Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой

в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу.


Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его

Слайд 21Масленица
Масленица — древний славянский

праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.


Масленица       Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от

Слайд 22 Главное угощение на Масленице — блины, пеклись и

поедались в несметных количествах. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось прощеным днем.
Главное угощение на Масленице — блины, пеклись и поедались в несметных количествах. На каждый

Слайд 23 Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси

христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленица была воспринята церковью фактически как религиозный праздник. С приходом православия празднование Масленицы стало более масштабным.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но

Слайд 24 В России к этому дню делали чучело Зимы из

соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю.
В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть