Презентация, доклад Власть и общество по истории Красноярского края

Содержание

Губернская власть Либеральные реформы 1860—1870-х гг. XIX в. мало коснулись Сибири. Правительство не решилось провести здесь земскую реформу. Во-первых, из-за отсутствия дворянства, являвшегося социальной опорой самодержавия, во-вторых, из-за сепаратистских настроений, распространенных среди части сибирской интеллигенции и

Слайд 1Власть и общество

Власть и общество

Слайд 2Губернская власть
Либеральные реформы 1860—1870-х гг. XIX в. мало коснулись Сибири. Правительство

не решилось провести здесь земскую реформу. Во-первых, из-за отсутствия дворянства, являвшегося социальной опорой самодержавия, во-вторых, из-за сепаратистских настроений, распространенных среди части сибирской интеллигенции и буржуазии. Один из видных царских сановников, А. Н. Куломзин, в своих воспоминаниях писал, что перед ним «каким-то кошмаром стояла мысль о том, что в более или менее отдаленном будущем вся страна по ту сторону Енисея неизбежно образует особое отдельное от России государство». Вплоть до 1880-х гг. в Сибири продолжало действовать «Учреждение для управления сибирских губерний» 1822 г., по которому власть губернатора уравновешивалась органами бюрократической коллегиальности — Губернскими советами .

Губернская власть Либеральные реформы 1860—1870-х гг. XIX в. мало коснулись Сибири. Правительство не решилось провести здесь земскую

Слайд 3Однако тенденция к усилению власти губернаторов, возобладавшая в 1880-е гг., привела

к тому, что в 1895 г. они были преобразованы в общие губернские управления под председательством губернатора. Таким образом, он становился полным хозяином губернии. Ему подчинялись полицейские и гражданские чины, от него зависело их назначение или смещение с должностей, он же мог пересматривать судебные решения. Новое положение было распространено с 1895 г. на Томскую, Тобольскую, Енисейскую и Иркутскую губернии. За последние полвека, предшествовавшие свержению самодержавия, на посту енисейских губернаторов сменилось 15 человек. И если к началу 1890-х гг. срок их службы в губернии был сравнительно продолжительным (6—8 лет), то по мере нарастания политического кризиса в стране он резко сократился. Так, за 1903—1914 гг. сменилось шесть губернаторов. Большая их часть не блистала ни образованием, ни административными талантами. По служебной лестнице они не поднимались выше чина действительного статского советника, перемещаясь из губернии в губернию.

Однако тенденция к усилению власти губернаторов, возобладавшая в 1880-е гг., привела к тому, что в 1895 г.

Слайд 4Исключение, пожалуй, представляет фигура Ивана Ивановича Крафта (енисейский губернатор в 1913—1914 гг.) Он

происходил из семьи польского дворянина, отбывавшего ссылку в Минусинском округе. Будущий губернатор начал СБОЮ карьеру писарем в Минусинском окружном правлении, последующее его стремительное продвижение по чиновничьей лестнице — результат исключительного личного трудолюбия, энергии и административного рвения. Крафт являл собой нечасто встречавшийся в Сибири тип просвещенного администратора, сочетавшего широкий культурный кругозор с профессиональными качествами управленца.
Исключение, пожалуй, представляет фигура Ивана Ивановича Крафта (енисейский губернатор в 1913—1914 гг.) Он происходил из семьи польского дворянина, отбывавшего

Слайд 5Он выступил с проектом реформирования системы управления коренными народами, предложив постепенную

замену родовых институтов гражданскими, первым из губернаторов Сибири предложил проект охраны памятников истории и культуры. Губерния делилась на округа, власть в которых была представлена окружным начальником и окружным советом. Окружной совет обеспечивал общий надзор за хозяйственной и административной деятельностью местных органов власти. Суд осуществлялся земским судом, в ведении которого находилось также и крестьянское самоуправление. Окружная полиция и земский суд подчинялись окружному исправнику . В 1898 г. округа Енисейской губернии были преобразованы в уезды. Однако все административные границы и структура власти в них остались прежними

Он выступил с проектом реформирования системы управления коренными народами, предложив постепенную замену родовых институтов гражданскими, первым из

Слайд 6Крестьянское самоуправление осуществлялось волостным правлением , состоявшим из выбранных на волостном сходе представителей

крестьян. В 1882 г. на территорию Енисейской губернии было распространено «Положение о преобразовании общественного управления крестьян». В соответствии с ним было проведено разукрупнение некоторых волостей. Это отчасти ослабило произвол волостной верхушки. Должностные лица волостного и сельского правления должны были избираться на крестьянских сходах. В каждой волости учреждался волостной суд . В этом же году в соответствии с законом о преобразовании управления крестьянами Восточной Сибири было учреждено Енисейское по крестьянским делам присутствие . Оно вместе с казенной палатой занималось вопросами административного управления, наделения крестьян землей, составлением смет земских и волостных повинностей. В их ведении также находился контроль за деятельностью нижестоящих окружных и волостных управлений. На уровне окружной власти крестьянскими делами занимались особые присутствия в составе окружного судьи, стряпчего, казначея, земского исправника и земских заседателей. Такое положение позволяло земской полиции активно вмешиваться в дела волостных сходов крестьян, творя произвол. 

Крестьянское самоуправление

Крестьянское самоуправление осуществлялось волостным правлением , состоявшим из выбранных на волостном сходе представителей крестьян. В 1882 г. на территорию

Слайд 7Даже губернские власти признавали, что чины земской полиции активно потворствовали «темным

поборам», рукоприкладству по отношению к крестьянам. В 1898 г. в Восточной Сибири был учрежден институт крестьянских начальников , которые заменили земских заседателей. Основной их задачей являлось «поддержание порядка», для чего им предоставлялись широкие полномочия по руководству крестьянским самоуправлением. Они могли отменять решения крестьянского схода, смещать выборных лиц, налагать штрафы, применять полицейские санкции за невыполнение крестьянами их указаний, разбирать крестьянские споры, контролировать собираемость податей. В Енисейской губернии был назначен 21 крестьянский начальник. Крестьянские дела рассматривались на уездном совете крестьянских начальников, которые подчинялись присутствию губернского правления , созданного по указу от 2 июня 1898 г. Волостная администрация состояла из волостного старшины, волостного заседателя и волостных судей. Сельскую администрацию составляли староста, сборщик податей и десятские. Но фактически полновластным хозяином в волости были волостной старшина и писарь. Волостное правление занималось раскладкой податей и повинностей, выдачей паспортов, приводило в жизнь решение волостных судов.

Даже губернские власти признавали, что чины земской полиции активно потворствовали «темным поборам», рукоприкладству по отношению к крестьянам.

Слайд 8В наиболее полном объеме из реформ 1860—1870 гг. XIX в. на

Сибирь была распространена городская реформа. В 1870 г. в соответствии с Городовым положением шестигласные сословные думы в Енисейской губернии были заменены бессословными. В соответствии с новым Городовым положением дума избиралась на четыре года, в ее ведение входили вопросы торгово-промышленного развития, попечения о народном образовании и здравоохранении, городского благоустройства. Исполнительным органом думы являлась городская управа . В структуру городского управления входили также мещанская управа , учрежденная для ведения сословных дел мещан,ремесленная управа , занимавшаяся учетом ремесленников, городовой суд , являвшийся низшей судебной инстанцией городского самоуправления. Так же, как и до реформы 1870 г., городские думы зависели от губернатора, который утверждал и контролировал их решения. Вопросы городского самоуправления находились в ведении Енисейского губернского по городским делам присутствия, в состав которого входили председатель губернского правления, управляющий казенной палатой, губернский прокурор и красноярский городской голова.

Городское самоуправление

В наиболее полном объеме из реформ 1860—1870 гг. XIX в. на Сибирь была распространена городская реформа. В

Слайд 9Право выбора членов думы — гласных по новому Городовому положению получили

только крупные домовладельцы, составлявшие в Красноярске чуть более 5% от всего населения, в Ачинске — 7,8%, Канске — 7,3%, в Минусинске — 11, 8%. Однако даже среди них в первый год после реформы не наблюдалось большой активности. Так, в Красноярске из 517 горожан, имевших право голоса, на выборах в 1871 г. воспользовались им лишь 136 человек. В составе думы преобладали представители гильдейского купечества. В 1879 г. из 45 гласных красноярской думы было 25 купцов, 11 мещан, 8 чиновников, казак и представитель духовенства. Новое Городовое положение, введенное в 1892 г., еще более сократило представительство демократических слоев в городском самоуправлении, существенно повысив имущественный ценз: в Красноярске — до 1000 руб. стоимости недвижимости, в окружных городах - до 300 руб. В результа¬те численность избирателей сократилась более чем вчетверо. Важной прерогативой думы было принятие городского бюджета. Источниками его являлись платежи за аренду городских земель и покосов, налоги с недвижимости, сборы с предпринимателей и многочисленные косвенные налоги. Кроме того, существенную часть городских доходов составляли крупные частные пожертвования. 

Право выбора членов думы — гласных по новому Городовому положению получили только крупные домовладельцы, составлявшие в Красноярске

Слайд 10Практически в течение всего пореформенного периода городские бюджеты имели дефицитный характер.

При этом большая часть расходов шла на статьи, не имевшие прямого отношения к хозяйственным и общественным нуждам города: на отчисление Государственному казначейству, уплату земских сборов, воинскую квартирную повинность и содержание управленческого аппарата. Так, на содержание чиновников Красноярской городской управы и квартир для военнослужащих уходило более 40%, тогда как расходы на учебные заведения составляли 9,4%, на здравоохранение — 2%, пожарную часть — 12,3%, благоустройство — 14,9%. Скудные финансовые возможности городских бюджетов ограничивали их деятельность. Но и без того скромные средства городского бюджета нередко расходовались не по назначению. Отсутствие системы контроля со стороны избирателей приводило к неоднократным случаям финансовых махинаций и злоупотреблений. Местная пресса не раз выступала с разоблачениями злоупотребления властей: спекуляций по раздаче городских земель для общественных учреждений в аренду частным лицам, затягивания строительства зданий для культурно-просветительских учреждений и т. д. 

Практически в течение всего пореформенного периода городские бюджеты имели дефицитный характер. При этом большая часть расходов шла

Слайд 11Весьма критически о деятельности избранников народа отзывалась власть:
«...в избрании на должность

по городскому управлению лишь одно почетное звание... Деятельность городских управ далеко не соответствует возлагавшимся на них надеждам и принимаемые ими решения далеко не отличаются зрелостью. Члены городских управ, за немногим исключением, предаваясь исключительно торговле и своим промыслам, чужды всяких политических соображений, притом, будучи мало умственно развиты и совершенно отсталы от всего современного строя жизни, они ко всем преобразованиям и распоряжениям правительства, не касающимся их промышленности, относятся с полным равнодушием, подчиняясь бессознательно всякой новой мере». «На должность городского головы в городе Красноярске никто не желает баллотироваться, вследствие чего выбор пал на совершенно недостойного человека, когда-то бывшего городским головой в г. Красноярске, — купца Прейна, последний три года тому назад за бесчестные свои поступки был забаллотирован из городских голов, а ныне вновь выбран в городские головы: конечно, при таком положении дел трудно ожидать чего либо полезного для общественного блага».
Отчет начальника Енисейского губернского жандармского управления за 1883 г. // Красноярский край в истории Отечества. Книга первая. 1890—1917 гг. Красноярск, 1996

Весьма критически о деятельности избранников народа отзывалась власть:«...в избрании на должность по городскому управлению лишь одно почетное

Слайд 13Однако следует отметить, что среди думских деятелей встречались и люди, искренне

заинтересованные в прогрессивных изменениях. Следует назвать В. М. Крутовского, А. И. Матвеева, Н. А. Шепетковского, Н. К. Переплетчикова, П. С. Смирнова, ставших инициаторами многих важных начинаний в Красноярске: организации бесплатного медицинского лечения, лекториев, выставок, создания музея, обществ по содействию образовательным и культурным учреждениям. В Минусинске заслуженным уважением горожан пользовался городской голова И. Г. Гусев.

Однако следует отметить, что среди думских деятелей встречались и люди, искренне заинтересованные в прогрессивных изменениях. Следует назвать

Слайд 14Переплетчиков Николай Кириллович (1849—1893) - красноярский купец I гильдии. В 1887—1891 гг.—городской

голова Красноярска. При его содействии в городе был открыт приют для бедных, бесплатная аптека, уездное училище преобразовано в 3-классное, благоустроены улицы. Пожертвовал 110 тыс. руб. на благотворительные нужды. В 1892 г. решением городской думы ему было присвоено звание почетного гражданина Красноярска.
Гусев Иван Гаврилович (1834—1892) - минусинский купец I гильдии, золотопромышленник. В 1875—1879 гг.— городской голова. Оказал активную поддержку Н. М. Мартьянову в создании городского музея, купив на личные средства дом, где в первые годы располагался музей. Являлся членом Общества попечения о начальном образовании, в 1883 г. на его средства было куплено здание для минусинской женской гимназии. На пожертвования Гусева была построена минусинская Троицкая церковь. В 1885 г. ему было присвоено звание почетного гражданина города.

Переплетчиков Николай Кириллович (1849—1893) - красноярский купец I гильдии. В 1887—1891 гг.—городской голова Красноярска. При его содействии в

Слайд 15Тем не менее и они вынуждены были признать, что при существующей

системе деятельность органов городского самоуправления обречена на работу вхолостую. Так, Шепетковский в своей записке на имя гласных думы, указал на индифферентное отношение общества к деятельности городского самоуправления. Причину этого он усматривал в несовершенстве Городового положения 1870 г. По его словам, оно «не принесло той пользы, которую оно ожидало от городского представительства», потому что из-за высокого имущественного ценза от участия в городском управлении была отчуждена большая часть населения.

Тем не менее и они вынуждены были признать, что при существующей системе деятельность органов городского самоуправления обречена

Слайд 16Вторую причину, тормозившую проведение в жизнь решений органов местного самоуправления, он

видел в отсутствии реальных рычагов власти, что приводило к тому, что большая часть постановлений думы была «обязательной только на бумаге». В 1890—1900 гг. имперская власть начинает отчетливо осознавать необходимость реформирования управления Сибири. Она пыталась найти золотую середину между стремлением к централизации и местными интересами. Однако эти попытки оказались несостоятельными, и в конце концов противоречие между центром и окраиной стало одной из слагающих причин, которые привели страну к революционным потрясениям начала XX в. Только революция 1905 гг. заставила власть поддержать инициативу сибирской общественности о введении в крае земств. Но приступить к реализации этого проекта удалось только Временному правительству в 1917 г.
Вторую причину, тормозившую проведение в жизнь решений органов местного самоуправления, он видел в отсутствии реальных рычагов власти,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть