Слайд 1Христианская история городов, связанных с крещением Руси:
Херсонес,
Киев,
Новгород.
Слайд 2Величание равноапостольному князю Владимиру:
Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтем
святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым крещением просветившаго.
Святой равноапостольный князь Владимир
Слайд 3Как мы похвалим тебя, досточтимый Василий,
честный владыка и доблестный муж,
как подивимся
твоей доброте и отваге,
благодаренье какое тебе воздадим!
Поэтический перевод “Слова о Законе и Благодати” Иллариона,
Сотворенный Юрием Кузнецовым
Слайд 4988 год-
Принятие христианства на Руси
Слайд 5Херсонес
/Корсунь/
Киев
Новгород
Слайд 7В юго-западном Крыму, на территории современного Севастополя, в древности возник город
- Херсонес. Его основали в V в до н. э. греческие поселенцы.
Христианство в Херсонесе появилось с первых веков своего существования. Сам апостол Андрей Первозванный, посетив Скифию, побывал и в Херсонесе. Интересное сказание о пребывании апостола Андрея в Херсонесе приведено в Степенной книге, составленной из отрывков древних летописей. В ней говорится, что, подойдя к морю вблизи Херсонеса, он увидел большой камень и взошёл на него. Стоя на том камне, св. Андрей истово молился Богу и благословил море. Там, где стоял апостол, остались, словно в воске, следы его ног. Они всегда были заполнены водой - дождевой или морской. Многие молящиеся приходили сюда смочить тело той водой и исцелиться от болезней. Один из мысов древнего Херсонеса сохранил имя св. Андрея.
Херсонес стал убежищем для многих преследуемых христианских епископов, священников, монахов и мирян. Изгнанники здесь способствовали распространению и укреплению христианства, а вместе с тем греческого языка и образованности. Известно о посещении Херсонеса просветителями славян равноапостольными Кириллом и Мефодием.
Слайд 9Продолжателем дела апостола Андрея Первозванного в Херсонесе был св. Климент. Он
был сослан сюда в 94 г. императором Траяном на каменоломни. Проповедь св. Климента о Христе и его святая жизнь послужили причиной того, что к нему стремились толпы язычников и ежедневно сотнями принимали крещение.
Весть о широком распространении христианства в Херсонесе дошла до императора. Святой Климент был сброшен со скалы Херсонесской в море в 100-м году.
Императором Траяном был нанесен большой удар херсонесским христианам. Более сильные из них остались тверды в своей вере и приняли мученическую смерть. Кроме известных мучеников были многие неизвестные. Например, при раскопках на кладбище был найден надгробный памятник с крестом и надписью: «Памятник св. мученицы Анастасии».
В четвертом веке для утверждения и распространения христианства прибыли в Херсонес епископы, известные впоследствии как святые священномученики Херсонесские: св. Ефрем и св. Василий. Оба они скончались мученической смертью.
Только император Константин дал разрешение христианам жить свободно в Херсонесе и открыто исповедовать свою веру. Память «священномучеников Херсонесских» церковь празднует 7 марта.
Слайд 10Прошли века. Херсонес стал важным опорным пунктом Византийского православия. Это видно
из раскопок, относящихся к христианской эпохе. Из-под земли учеными-археологами было извлечено много вещей церковного обихода и обнаружены остатки древних христианских храмов.
Из христианских храмов для нас, русских, наиболее дорог тот, где крестился св. князь Владимир. Поиски этого храма начались еще в 1827 г., когда были открыты три храма на главном месте Херсонеса, в акрополе. Над одним из них, который был признан искомым местом крещения, был построен собор Херсонесского монастыря во имя св. Владимира.
Точно вышедший из-под земли, тяготевшей над ним целые века тяжелым пластом, храм напоминал о великом далеком событии, происшедшим в нем.
Слайд 11Владимиру необходимо было родство с Византией. Он стремился поднять свою страну
до уровня Византии через брачный союз. Это открывало ему путь к византийской культуре и вводило русский народ в семью христианских народов.
Владимир настаивал на том, чтобы вначале прислали византийскую принцессу Анну ему в жены, а уж затем он крестится. Он чувствовал себя обиженным, поскольку выполнил главное условие договора : послал военную помощь императорам против их врагов, и не спешил креститься. Византия тоже не спешила с выполнением своего обязательства. Да и сама Анна плакала при мысли о замужестве с князем варварской страны, предпочитая смерть супружеству. И тогда Владимир прибегает к силе: вот причина внезапного нападения на крымское владение Византии - Херсонес.
«Повесть временных лет» сообщает: «При осаде Херсонеса херсонесский протопоп Анастас написал Владимиру на стреле следующее послание: «Царь Владимир, если хочешь взять город, найди с восточной стороны трубы, по которым течёт в город пресная вода. Если ты их разобьёшь, то лишишь город воды». Стрела была пущена к шатру князя Владимира. Он воскликнул: «Если сбудется – крещусь». Город, лишившись воды, сдался. Из Херсонеса в Константинополь был послан ультиматум: “Если не отдадите Анну за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу”. Ультиматум Владимира в Константинополе вынуждены были принять. Решающим доводом для царевны Анны в пользу брака с русским князем послужили слова, влагаемые летописцами в уста её братьев: «Может быть, обратит тобою Бог землю русскую к покаянию, а землю греческую избавит от ужасов и войны».
Слайд 12За несколько дней до прибытия невесты у Владимира заболели глаза и
он ослеп. И послала к нему царица сказать, чтобы он крестился скорей: «Ежели ты не крестишься, то не избежишь недуга своего». И повелел Владимир крестить себя. Когда епископ Корсунский возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир и, увидев своё внезапное исцеление, сказал: «Теперь узнал я истинного Бога!»
Увидев чудо исцеления князя, начала креститься и его дружина. После Крещения была приведена к князю Владимиру царевна Анна для обручения, через несколько дней он был венчан с нею здесь же, в Херсонесе.
Слайд 13Дальнейшая судьба Херсонеса была такова. От нападения врагов: татар, генуэзцев, турок
жизнь в нем постепенно замирала. После взятия Константинополя в 1453 г. вскоре пал и Херсонес. Он обезлюдел, опустел и представлял уже груды развалин.
В 1783 г. Крым был присоединен к России. Тогда Херсонес стали посещать русские ученые для исследования его прошлого. Был учрежден герб Таврической губернии — на голубом фоне восьмиконечный крест:
«Да знаменует он, что крещение во всей России через Херсонес произошло»,
так было сказано в официальных документах.
Слайд 14Киев
Киев один из немногих городов, где история может похвастаться тем, что
христианство ему принес лично один из ближайших учеников Христа. Согласно преданию, распространять учение в северные земли досталось, по жребию, апостолу Андрею Первозванному.
После посещения Крыма, он поднялся вверх по Днепру и дошел до места, где потом вырос Киев. «Верьте мне, на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей»,- сообщил он своим ученикам и водрузил крест на одну из киевских гор.
Слайд 15Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой
древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.
У всех православных христиан Крещение Руси связано с Киевом. «Матерью городов русских» впоследствии с любовью станут называть этот город.
Христианская его история истинно начинается после того, как приняв святое крещения в Корсуне князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.
Слайд 16Вернувшись в Киев, князь Владимир крестил своих детей и тогда начались
регулярные проповеди христианской веры. Их вели и сам князь, и греческие священники, говорившие на славянском языке, и болгарские священники с реки Дуная, и дружинники, которые уже давно, приняли христианство. Говорили, вероятно, о Всемогущем Боге-Творце, о любви к ближнему и ко врагам, и о том, что только христиане, исполняющие заповеди Божии, могут создать и сохранить мир на земле своим смиренным и кротким поведением и своими молитвами Премудрому и Милостивому Богу. Говорили, вероятно, и о том, как надо молиться, о необходимости милостиво и с любовью подходить ко всем людям. Говорили, конечно, и о "страшном суде," и об участи грешников в аду. Все эти убежденные проповеди должны были западать в душу людям ищущим, а таких в русском народе всегда было много. Спокойный подход, проповеди и убеждения создали такую обстановку, что почти без сопротивления произошло величайшее национальное событие –
Крещение Руси в 988 году.
Слайд 17Идолы были низвергнуты, изрублены и сожжены, а главный из них -
идол Перун был с позором привязан к хвосту лошади и стащен к реке. По дороге его били палками, а потом сбросили в Днепр и течение его унесло за днепровские пороги. Так Русь распрощалась со своим главным языческим богом.
Слайд 18После этого князь объявил: «Если кто, богатый или бедный, нищий или
раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня».
«И утром вышел Владимир со священниками на Днепр. И собралось людей без числа: вошли в воду и стояли, одни по шею, другие по грудь, дети же у берега, другие же держали детей; уже крестившиеся ходили около них, а священники, стоя, творили молитвы. И надо было видеть радость на небесах и на земле о спасении стольких душ».Так описывает летопись это великое событие.
Слайд 19Только самые закоренелые язычники воспротивились этому повелению великого князя и бежали
из Киева. Большинство же киевлян явилось на то место, где приток Днепра Почайна сливается с Днепром. «Если бы новая вера не была лучшею, князь и бояре не приняли бы ее», - так говорили в народе. Множество людей, старые и молодые, матери с детьми, вступали в воды Днепра и Почайны; священнослужители во главе с первым Киевским митрополитом Михаилом читали молитвы.
Слайд 20Киев после Крещения Руси
Рушились капища, строились белые церкви,
Гибли кумиры, являлись иконы
святых,
Бесы бежали, злат крест освятил города…
Ладан и миро очистили воздух для Бога,
Белые храмы сияют на белых горах…
Поэтический перевод “Слова о Законе и Благодати” Иллариона,
сотворенный Юрием Кузнецовым
Слайд 21Церковь Святого Василия
«Первая церковь, построенная святым
Владимиром тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. Она замечательна уже и потому, что построена была самим великим князем и во имя его ангела; построена на том самом холме, где прежде во времена своего язычества великий князь поставил Перуна и других богатых истуканов и куда приходил вместе со своими подданными для поклонения им.
Церковь святого Василия была очень невелика. Ныне на древнем остатке ее существует церковь Трехсвятительская, в которой кроме основания и нижней части стен сохранилось от первоначальной церкви одно только узкое окно. Можно полагать, что церковь святого Василия была первоначально деревянная».
Макарий (Булгаков)митрополит Московский и Коломенский
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
Слайд 22 ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В КИЕВЕ
Десятинную церковь в Киеве построили по указу князя Владимира. Это была первая каменная церковь , воздвигнутая им на месте кончины русских первомучеников Федора и его сына Иоанна.
Выходцы из Византии строили церковь 7 лет. В 996-м году ее освятили в честь Божией Матери. Великий князь определил на содержание храма десятую часть своих доходов, поэтому церковь получила название Десятинной.
В храм перенесли мощи великой княгини Ольги, бабушки князя Владимира Святославича. Здесь же позже святой Владимир похоронил свою жену Анну.
Слайд 23ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В КИЕВЕ
В 1240 году монголы под предводительством Батыя разрушили Киев. Десятинная церковь стала последним оплотом киевлян. По преданию она рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов. От Десятинного храма остались южный придел и кусок стены. Развалины простояли нетронутыми четыре века, и лишь в 1636-м году митрополит Петр Могила решил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету». В храме возобновились богослужения.
Именно митрополит Петр Могила обнаружил среди развалин два саркофага, а в них — останки двух людей. В течение нескольких столетий они почитались как принадлежавшие князю Владимиру и княгине Анне, сейчас же полностью утрачены.
Слайд 24ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В КИЕВЕ
В 1828 на
месте первой Десятинной церкви начали возводить новую, по проекту архитектора Василия Стасова. Построили храм за 14 лет, но простоять ему было суждено недолго.
В 1936-ом здание разобрали на кирпичи. В 1938—39 годах научная группа Института истории материальной культуры АН СССР провела раскопки и нашла фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы и остатки фундамента.
Современные археологи продолжают раскопки на месте Десятинной церкви.
Слайд 25Златоглавый православный Киев
Михайловская церковь
Софийский собор
Киево-Печерская лавра
Андреевская церковь
Киево-Печерская лавра
Слайд 26
За первые три года вера Христова была распространена по всему "великому
пути из варяг в греки" и протянулась много далее: на верхнюю Волгу и к Ростову и Суздалю. Но не сразу, конечно, крестились все, тем более, что принуждения не было. В Новгороде же года через два язычество восстало, была разрушена церковь и убито несколько христиан. Тысяцкий князь Путята вместе с Добрыней усмирили город после злой сечи и пожара, вследствие чего про новгородцев составилась пословица: «Путята крести мечом, а Добрыня огнем». Это был единственный случай применения силы.
Рубились долго меж собой славяне.
Валились друг на друга их тела -
где новгородцы и где киевляне,
теперь и Мара б не разобрала!
Одни пошли за веру за Христову,
другие - за прадедовских Богов.
Новгород
Слайд 27Новгород вслед за Киевом принял христианство и получил в князья сына
Владимира Ярослава Мудрого. В конце X в. в Новгороде были построены первые церкви – деревянный собор св. Софии и храм святых Иоакима и Анны.
После пожара, уничтожившего деревянный Софийский собор, по инициативе князя Владимира Мономаха сына Ярослава Мудрого в Новгороде в 1045–1050 гг. с участием киевских мастеров сооружается каменный Софийский собор, существующий и ныне. Это древнейший на территории России каменный храм.
Тринадцатый век стал для Новгорода временем тяжких испытаний. В самом начале этого столетия на западных рубежах Новгородской земли возникает военная опасность со стороны обосновавшегося в Прибалтике немецкого Ордена. На северо-западных рубежах не менее опасной становится угроза шведской агрессии. В 1238 г. в ходе татаро-монгольского нашествия началось вторжение ордынских полчищ на новгородскую территорию. Войска Батыя в течение месяца осаждали новгородский город Торжок, уничтожив его героических защитников. Однако оборона Торжка спасла Новгород. Татарское войско, не дойдя примерно ста километров до Новгорода, повернуло в южные степи.
Слайд 28Господин Великий Новгород
После этого новгородцы смогли сосредоточить военные силы для защиты
своих западных рубежей, где в 1240 г. Александр в битве на Неве победил шведов, за что и получил прозвище «Невский», а в 1242 г. разбил войско немецких рыцарей на льду Чудского озера.
В то же время татаро-монгольское нашествие не прошло без последствий для Новгорода. На шестьдесят лет замерло строительство каменных храмов. Только в 1302 г. началось возведение каменного кремля на месте древнего деревянного.
Труднее складывались отношения с Москвой. Усилившееся соперничество с Москвой именно при Дмитрии Донском породило гордое самоназвание Новгорода – Великий Новгород, как бы уравнивающее его с титулом великого князя.
Слайд 29Господин Великий Новгород
Присоединение Новгорода к Москве в 1478 г. надолго прервало в
нем строительную деятельность. Последняя церковь в Новгороде была сооружена в 1463 г., а следующая – только в 1508 г.
В 1570 г. разразилась новая трагедия Новгорода, когда Иван Грозный произвел кровавую расправу в городе, заподозрив его жителей в измене. Источники отражают картину запустения некогда цветущего города.
Последняя война (1941–1945 гг.) фактически стерла Новгород с лица земли, превратив в руины десятки его исторических памятников. И всякий раз понимание его культурного значения для России и Европы в целом поднимало Новгород из руин, делая его сказочным фениксом, возрождающимся из пепла. И само его имя – «Новый город» – кажется не просто названием, но и символом молодости и бессмертия.
Слайд 30Храмы и церкви Великого Новгорода
Софийский собор
Слайд 31Сам Господь сказал:
Какая радость бывает на небесах, если хоть один
грешник раскается.
Митрополит Киевский Владимир (Сабодан)
Князь Владимир — сложная историческая личность. В лице его мы можем видеть сегодня, как в зеркале, самих себя, со всей сложностью наших характеров, изменчивостью нашего поведения, с порывами и падениями. Господь благоволил избрать именно такого человека, чтобы сполна явить в нем чудо, которое творит с людьми святая вера.
Святитель Николай Сербский (Велимирович)
С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура.
Святейший Патриарх Кирилл
А что же лежит в основе системы ценностей, которой святой Владимир отдал разум, душу и жизнь… Это Евангельское слово, а в центре этого слова — то, что до сих пор людям трудно понять; то, что не перестает удивлять каждое последующее поколение людей своей новизной и притягательной силой… одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной.
Слайд 32Тропарь и Кондак
Св. Князю Владимиру
Сединами ты уподобился великому апостолу Павлу, славный
Владимир, отбросив идольское служение, как детское мечтание. Ты, как муж совершенный, в крещении украсился багряницей. Ныне же, с весельем предстоя пред Спасителем Христом, моли о спасении страны твоей России и о подаянии православным людям мира и великой милости.
Слайд 33Новая вера сошла, воскрешая народы,
принял тогда и наш русский народ воскрешенье.
Князю
Владимиру наша хвала за крещенье,
Богу молитва от русской великой земли.
Господи, благослови!
Поэтический перевод “Слова о Законе и Благодати” Иллариона,
сотворенный Юрием Кузнецовым
Слайд 34Н. Гумилев:
Есть Бог, есть мир,
Они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна
и убога.
Но все в себе вмещает человек,
Который верит в мир и верит в Бога.
Слайд 35Мир православный сразу стал богаче,
Когда в него вошла на веки Русь!
Князь
сделал так, а не иначе.
Я дату эту помню и горжусь!