Презентация, доклад урока истории в 8 классе на тему Перемены в культуре при Петре, УМК Торкунова А.В.

Содержание

Тема урока:«Перемены в культуре России в годы Петровских реформ» История России , 8 класс

Слайд 1

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещение,
Не презирал страны родной:
Он знал

её предназначенье.
(А.С. Пушкин

Самодержавною  рукойОн смело сеял просвещение,Не презирал страны родной:Он знал её предназначенье.(А.С. Пушкин

Слайд 2Тема урока:
«Перемены в культуре России в годы Петровских реформ»
История России

, 8 класс
Тема урока:«Перемены в культуре России в годы Петровских реформ» История России , 8 класс

Слайд 3Домашнее задание:
Параграф 10
Вопросы и задания на стр.68
Рабочая тетрадь №3,

Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 69).
Задание № 2

Домашнее задание:Параграф 10 Вопросы и задания на стр.68 Рабочая тетрадь №3, Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 69).Задание

Слайд 4План:

Наука.
Образование.
Художественная культура.
Изменения в повседневной жизни.

План:Наука. Образование. Художественная культура. Изменения в повседневной жизни.

Слайд 5Из речи Петра I при спуске корабля в Ревеле (Таллине) в

1714 году
«Кому из нас, братцы мои, во сне снилось лет тридцать тому назад, что мы с вами здесь у Остзейского (Балтийского) моря будем плотничать, и в одеждах немцев, в завоёванной у них нашими же трудами стране... Историки полагают колыбель всех знаний в Греции, откуда (по превратности времён) они были изгнаны, перешли в Италию и потом распространились было по всем европейским землям, но по невежеству наших предков были приостановлены и не проникли далее Польши... теперь очередь приходит до нас…»

Из высказываний Петра I перед своими сподвижниками

«Хорошо перенять у французов науки и художества, и я хотел бы видеть это у себя; а впрочем, Париж воняет».

«Придёт время, и мы повернёмся к Европе... спиной».

• Судя по этим высказываниям, считал ли Пётр европейскую культуру безусловным образцом для подражания? Какую цель в культурном развитии России ставил Пётр I?

Актуализаця

Из речи Петра I при спуске корабля в Ревеле (Таллине) в 1714 году«Кому из нас, братцы мои,

Слайд 6Проблемный вопрос ! (стр.64)

Почему перемены, происходившие в России в

начале XVIII в., часто называют «культурной революцией»?
Проблемный вопрос ! (стр.64) Почему перемены, происходившие в России в начале XVIII в., часто называют «культурной революцией»?

Слайд 7Наука.

Наука.

Слайд 8При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки

и ее развития. Необходимость научных знаний объяснялась:
Практическими потребностями государства.
С освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны.
Поиском и использованием полезных ископаемых.
Строительством новых городов.
Ростом мануфактурного производства и торговли

Наука

При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и ее развития. Необходимость научных знаний

Слайд 9Для развития русской культуры XVIII в. характерно стремление к светскости, гуманистическому

восприятию действительности.

Реформы Петра I

Расширение
связей с Европой

Идеи западноевропейского
Просвещения

Наука

Для развития русской культуры XVIII в. характерно стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности. Реформы Петра IРасширениесвязей с

Слайд 10При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки

и её развития. Необходимость развития научных знаний объяснялась практическими потребностями государства.

При Петре I были заложены основы отечественной медицины:
В 1706 г. в Москве был основан Аптекарский огород, ставший основой будущего Ботанического сада.
В 1707 г. был открыт первый в России госпиталь и при нём госпитальная школа.
С 1718 г. в Петербурге
начали изготавливать
первые отечественные
хирургические
инструменты.

Московский госпиталь
в нач. XVIII в.

Наука

При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и её развития. Необходимость развития научных

Слайд 11Сподвижник Петра Яков Брюс в 1701 г. организовал Навигацкую школу в

Сухаревой башне в Москве, где изучалась астрономия.
Здесь же в 1702 г. по его указанию была оборудована обсерватория. В 1707 г. Брюс составил первую в России карту звёздного неба.
С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.

Сухарева башня в Москве

Наука

Сподвижник Петра Яков Брюс в 1701 г. организовал Навигацкую школу в Сухаревой башне в Москве, где изучалась

Слайд 121703 г. - «Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого — энциклопедия математических знаний

того времени, которую М. В. Ломоносов назвал позже «вратами своей учености».

Наука

1703 г. - «Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого — энциклопедия математических знаний того времени, которую М. В. Ломоносов

Слайд 13Андрей Константинович Нартов в 1712–1725 гг. первым в мире изобрел и

построил ряд токарных станков

Наука

Андрей Константинович Нартов в 1712–1725 гг. первым в мире изобрел и построил ряд токарных станковНаука

Слайд 14В 1724 г. по проекту другого гениального русского механика Никонова была

создана и испытана на Галерном дворе первая русская подводная лодка. Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфях.

Наука

В 1724 г. по проекту другого гениального русского механика Никонова была создана и испытана на Галерном дворе

Слайд 15Почему особенно активно при Петре 1 развивались естественные науки?

При Петре 1

особенно активно развивались естественные науки, потому что они приносили конкретную пользу государству и обществу, научные и теххнические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей и при строительстве зданий и крепостей.

Задание

Почему особенно активно при Петре 1 развивались естественные науки?При Петре 1 особенно активно развивались естественные науки, потому

Слайд 16В 1720 г. была издана карта Каспийского моря.
В 1700 г.

по указу Петра была организована государственная горноразведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых.

Наука

В 1720 г. была издана карта Каспийского моря. В 1700 г. по указу Петра была организована государственная

Слайд 17В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба,

занимавшаяся поиском полезных ископаемых:
В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урал месторождение
медных руд.
В 1714 г. «молотовый мастер» Рябов — первые в России минеральные лечебные
воды близ Петрозаводска.
В начале 1720-х гг.
«рудознатец» Г. Капустин
открыл месторождения
каменного угля на юге
России. Тогда же бурый
уголь был обнаружен в
Подмосковье.

Наука

В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых:В 1703 г.

Слайд 18В чем заключался практический смысл развития горно-разведочной службы для экономики России?

Практический

смысл организации горно-разведочной службы для экономики России заключался в том, открытия полезных ископаемых (медных руд, каменного и бурого угля, минеральных вод) способствовали развитию промышленности (цветной и черной металлургии, курортного дела). Это способствовало успехам в военном деле, изготовлению оружия, строительстве и т.д.

Задание

В чем заключался практический смысл развития горно-разведочной службы для экономики России?Практический смысл организации горно-разведочной службы для экономики

Слайд 19Какие научные достижения, сделанные в России в этот период, упоминаются со

словом «впервые»?

1707 г. – Я.Брюс составил первую в России карту звездного неба
1712 – 1725 гг. – А.Нартов первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков
1714 г. – открыта первая в России научная библиотека
1719 г. – открыт первый русский музей (Кунсткамера)
1724 г. – по проекту Е.Никонова создана и испытана первая русская подводная лодка

Задание

Какие научные достижения, сделанные в России в этот период, упоминаются со словом «впервые»?1707 г. – Я.Брюс составил

Слайд 20Наука

Наука

Слайд 21Укажите науки, основы которых были заложены в России при Петре Первом.
Задание

1 - раб. тетрадь, стр.33
Укажите науки, основы которых были заложены в России при Петре Первом.Задание 1 - раб. тетрадь, стр.33

Слайд 222. Образование.

2.  Образование.

Слайд 23Почему в Петровскую эпоху знаний, получаемых в церковных школах, стало не

хватать?

Задание

Почему в Петровскую эпоху знаний, получаемых в церковных школах, стало не хватать?Задание

Слайд 24Царь-реформатор прекрасно понимал, что школы, основанные лишь на изучении Закона Божьего,

не могут дать практического результата. В России стала формироваться светская система образования.

При Петре I была создана сеть цифирных школ.
В них допускались дети всех слоёв населения, кроме
крестьян.
Они давали начальное образование.

Образование

Царь-реформатор прекрасно понимал, что школы, основанные лишь на изучении Закона Божьего, не могут дать практического результата. В

Слайд 25 Царь Петр – прагматик и практик – рано понял, какое огромное

значение для развития государства имеет развитая система образования. Ее совершенствование в I четверти XVIII века проходило в двух направлениях: организация школ и развитие наук в России и отправка юношей из дворянских семей за границу для получения образования.
Основной задачей образования было удовлетворение государственной потребности в управленческих кадрах, а также дальнейшее развитие армии и флота.

Образование

Царь Петр – прагматик и  практик – рано понял, какое  огромное значение для развития государства

Слайд 26Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных

слоев населения.
Вскоре во многие специальные учебные заведения (где готовили офицеров-специалистов) стали принимать только детей дворян.
Дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.
Далеко не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним из видов государственной службы.
Никто не мог избежать учебу, он запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании.

Образование

Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев населения. Вскоре во многие специальные

Слайд 27Какие сословные ограничения действовали в начале 18 в. при поступлении в

учебные заведения?

Дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не имели права.

Задание

Какие сословные ограничения действовали в начале 18 в. при поступлении в учебные заведения?Дети крепостных крестьян в государственных

Слайд 28Общее светское образование давали гимназии. В них изучали иностранные языки, «7

свободных искусств». Ими были «Школа для сирот и бедных детей Ф. Прокоповича», «Московская гимназия Э. Глюка».

К обучению в профессиональных школах допускались в основном дети дворян – Школа математических и навигацких наук, Морская академия, Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы в Москве и Петербурге.

Образование

Общее светское образование давали гимназии. В них изучали иностранные языки, «7 свободных искусств». Ими были «Школа для

Слайд 29Адмиралтейские школы, горнозаводские школы при Олонецких и Уральских заводах, школы для

подготовки канцелярских служащих готовили преимущественно квалифицированных работников.

Уральское горное училище. 1723 г.

Образование

Адмиралтейские школы, горнозаводские школы при Олонецких и Уральских заводах, школы для подготовки канцелярских служащих готовили преимущественно квалифицированных

Слайд 30
Отличительными чертами образования при Петре I стали светский характер и ориентация

на практические знания. Обязательным стало обучение грамоте для дворянских детей. Указом 1714г. неучам было запрещено жениться.

В 1714 году были созданы 42 губернские цифирные школы - начальные учебные заведения для мальчиков практически из всех сословий (кроме крестьян)



Образование

Отличительными чертами образования при Петре I стали светский характер и ориентация на практические знания. Обязательным стало обучение

Слайд 31В 1714 г. Пётр подписал указ об обязательном обучении дворянских детей

«цифири» и геометрии.
Стали создаваться «цифирные школы», где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей.
По окончании такой школы дворянин получал аттестат об образовании, без которого священник не имел права
его обвенчать.

Образование

В 1714 г. Пётр подписал указ об обязательном обучении дворянских детей «цифири» и геометрии.Стали создаваться «цифирные школы»,

Слайд 32Создание системы образования потребовало выпуска множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий).

Только за первую четверть XVIII в. в России было издано больше печатных книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания. В стране действовало несколько десятков типографий.

В 1703 году появилась первая печатная русская газета – «Ведомости». В основном она освещала успехи русской армии, промышленности, просвещения и науки. Сообщала о важных заграничных событиях. Предоставляла торговую информацию. Газета выходила нерегулярно.

Образование

Создание системы образования потребовало выпуска множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в.

Слайд 33Она содержала немало интересной информации о внутренней жизни
России и событиях за

рубежом.
Текст был напечатан кириллицей с мелкими неровными буквами и не имел иллюстраций.

Образование

Она содержала немало интересной информации о внутренней жизниРоссии и событиях за рубежом.Текст был напечатан кириллицей с мелкими

Слайд 34Позже «Ведомости» стали печататься новым, гражданским шрифтом, который с некоторыми изменениями

используется и по сей день.
Числа, писавшиеся ранее буквами, стали обозначаться арабскими числами.

Образование

Позже «Ведомости» стали печататься новым, гражданским шрифтом, который с некоторыми изменениями используется и по сей день. Числа,

Слайд 35Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710

г. гражданской азбуки.

Образование

Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 г. гражданской азбуки.Образование

Слайд 36Большое значение для повышения уровня грамотности населения имела реформа алфавита. В

1710 г. был введён лично утверждённый царём лёгкий для чтения и написания гражданский шрифт.

В ходе реформы форма букв и их написание упростилось и округлилось. Старое буквенное написание цифр заменено арабскими цифрами.

Образование

Большое значение для повышения уровня грамотности населения имела реформа алфавита. В 1710 г. был введён лично утверждённый

Слайд 37Книга Нового времени
Пётр прекрасно понимал, что без книг невозможно распространение знаний

и поэтому всячески способствовал их печатанию.

За первую четверть 18 века книг в России вышло больше, чем за 150предшествующих лет.
Особенно много появилось книг прикладного характера – учебников, справочников. Немало выходило и переводной литературы.
Оформление книг:
1. Нумерация страниц .
2. Титульный лист.
3. Оглавление.
4. Многочисленные иллюстрации, чертежи, схемы.
5. Изменился формат книги.

Книги Нового времени были невелики по размеру, чтобы их, как говорил Пётр, «можно было носить в кармане»

Образование

Книга Нового времениПётр прекрасно понимал, что без книг невозможно распространение знаний и поэтому всячески способствовал их печатанию.За

Слайд 39Первая публичная библиотека
В 1714 году в Петербурге была основана первая в

России публичная библиотека.
В её состав вошло книжное собрание русских царей из Московского Кремля, издания, подаренные Петру иностранцами, конфискованные у опальных дворян. В петровское время появилось немало личных библиотек.

Образование

Первая публичная библиотекаВ 1714 году в Петербурге была основана первая в России публичная библиотека. В её состав

Слайд 40При Петре I была реформирована Славяно-греко-латинская академия. Теперь больший упор в

обучении был сделан на светские науки и языки.
Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения явился указ 1724 г. об учреждении
Академии наук и художеств (открылась она уже после
смерти царя в 1725 г.).

Образование

При Петре I была реформирована Славяно-греко-латинская академия. Теперь больший упор в обучении был сделан на светские науки

Слайд 41

Основание Академии наук.
В 1724 г. Пётр подписал указ об основании Академии

наук, которая открылась уже после смерти создателя.
Российская Академия имела ряд особенностей.
Она объединила в себе не только научно – исследовательские подразделения, но и учебно - педагогические гимназию и университет. Поскольку своих кадров в России тогда ещё не имела, приглашали иностранных учёных.


Образование

Основание Академии наук.В 1724 г. Пётр подписал указ об основании Академии наук, которая открылась уже после смерти

Слайд 42Созданный при Академии университет по сути, явился первым высшим светским учебным

заведением страны.
Он имел три факультета – юридический, медицинский и философский.
К поступлению в университет готовила гимназия. В неё набирали не только дворян, но и детей солдат, корабельных мастеров и даже крепостных.

Образование

Созданный при Академии университет по сути, явился первым высшим светским учебным заведением страны.Он имел три факультета –

Слайд 43В России развивается музейное дело. В 1714 г., в Петербурге, Петром

І была основана Кунсткамера (кабинет редкостей), где были собраны уникальные предметы старины, природные и анатомические редкости.

Так же были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. Они тоже располагались в Петербурге.

В 1714 г. в столице была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

Образование

В России развивается музейное дело. В 1714 г., в Петербурге, Петром І была основана Кунсткамера (кабинет редкостей),

Слайд 44
Первый российский музей.
Пётр во время заграничных путешествий накупил

в Европе массу всяких редкостей и диковин.
Всё это в 1714 г. положило начало первому российскому музею – Кунсткамере. Коллекция пополнялась также отечественными редкостями.

Образование

Первый российский музей.Пётр во время заграничных путешествий накупил в Европе массу всяких редкостей и

Слайд 45Используя учебник, напишите, какой вклад внесли в историю российской науки, техники,

образования перечисленные ниже деятели?

Задание 2 - раб. тетрадь, стр.33

Используя учебник, напишите, какой вклад внесли в историю российской науки, техники, образования перечисленные ниже деятели?Задание 2 -

Слайд 46Сравни количество и перечень изданных при Петре книг с тем, что

издавалось в XVII веке. Чем петровская Академия наук отличалась от европейских?
• Сделай вывод о культурном выборе России.

Задание

Сравни количество и перечень изданных при Петре книг с тем, что издавалось в XVII веке. Чем петровская

Слайд 47С чем были связаны преобразования Петра I в области науки и

образования?
Какие изменения произошли в этой сфере?

Образование

С чем были  связаны преобразования  Петра I в области науки  и образования?Какие изменения

Слайд 48При Петре I изменился смысл древнерусского слова «просвещение». Теперь под ним

понимали не столько распространение христианской веры, сколько усвоение достижений европейской культуры.

Образование

При Петре I изменился смысл древнерусского слова «просвещение». Теперь под ним понимали не столько распространение христианской веры,

Слайд 49Соотнесите годы и исторические события
Задание 4 - раб. тетрадь, стр.34

Соотнесите годы и исторические событияЗадание 4 - раб. тетрадь, стр.34

Слайд 503. Художественная культура.

3.  Художественная культура.

Слайд 51Что означает понятие «светская культура»? Приведите примеры «несветской» культуры.

Светская культура –

та, которая не связана с религией прямым и очевидным образом (что, однако, не означает отсутствия неявной, косвенно связи). Примеры «несветской» (религиозной) культуры – церковная музыка, храмовое строительство, иконопись.

Задание

Что означает понятие «светская культура»? Приведите примеры «несветской» культуры.Светская культура – та, которая не связана с религией

Слайд 52При Петре I новый облик получила российская художественная культура. Она становится

светской, в ней появляются новые жанры и направления. В истории она получила название «петровское барокко». Новый стиль гармонично сочетал русские народные традиции и лучшие образцы западноевропейского искусства.

Кикины палаты (дом одного из сподвижников Петра I — А. Кикина)

Художественная культура

При Петре I новый облик получила российская художественная культура. Она становится светской, в ней появляются новые жанры

Слайд 53При Петре развернулось масштабное строительство Петербурга. Для этих целей были приглашены

европейские специалисты. По проектам Д. Трезини были построены Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра I.

Летний дворец Петра I

Художественная культура

При Петре развернулось масштабное строительство Петербурга. Для этих целей были приглашены европейские специалисты. По проектам Д. Трезини

Слайд 54Как и в любом русском городе, в Петербурге был выстроен главный

храм. Он назывался Петропавловский собор (арх. Д. Трезини). Собор построен в европейском стиле, но внутри он убран как православный храм.
Начиная с Петра I в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Николая II.

Художественная культура

Как и в любом русском городе, в Петербурге был выстроен главный храм. Он назывался Петропавловский собор (арх.

Слайд 55Строительство новой столицы, создание дворцово-парковых комплексов и жилых

интерьеров по европейскому образцу создают острую потребность в различных
скульптурных формах. Вследствие этого в России начинают появляться скульпторы европейского уровня. Наиболее выдающимися из них были К. Растрелли и
И. П. Зарудный.

Зарудный И.П. Иконостас Петропавловского собора

Художественная культура

Строительство новой столицы, создание дворцово-парковых комплексов  и  жилых  интерьеров  по европейскому образцу создают

Слайд 56Самое значительное произведение К. Растрелли – конный памятник Петру I (отлит

в 1745-1746 гг. уже после смерти скульптора).
Петр изображен триумфатором, торжественно восседающим на коне в облачении римского императора.

Художественная культура

Самое значительное произведение К. Растрелли – конный памятник Петру I (отлит в 1745-1746 гг. уже после смерти

Слайд 57Петр очень любил свой новый город и много делалось для его

украшения. В городе создавались регулярные сады (т. е. созданные по плану). Главным садом был Летний сад.

А. Бенуа «Петр І на прогулке в Летнем саду»

Художественная культура

Петр очень любил свой новый город и много делалось для его украшения. В городе создавались регулярные сады

Слайд 58Город строился по Генеральный план плану, который создал Жан Батист Леблон.

Вдоль Невы или перпендикулярно к ней тянулись широкие прямые улицы. Здания ставились плотно друг к другу «в красную линию».

Художественная культура

Город строился по Генеральный план плану, который создал Жан Батист Леблон. Вдоль Невы или перпендикулярно к ней

Слайд 59В изобразительном искусстве первой четверти XVIII в. впервые появилась гравюра, пришедшая

в Россию из Европы. Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны, широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным гравёром был А. Ф. Зубов.

«Панорама Санкт-Петербурга» (фрагмент), 1716

Художественная культура

В изобразительном искусстве первой четверти XVIII в. впервые появилась гравюра, пришедшая в Россию из Европы. Свою популярность

Слайд 60Одним из основоположников русской светской живописи стал портретист И.Н. Никитин (ок.

1690—1742). Его работам присущи правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера. Ему была чужда лесть, привычная для того времени.

Портрет напольного гетмана, 1720-е.

Художественная культура

Одним из основоположников русской светской живописи стал портретист И.Н. Никитин (ок. 1690—1742). Его работам присущи правдивое изображение

Слайд 61Портрет царевны Натальи Алексеевны, 1716 г.
Портрет Анны Петровны, 1720-е
Художественная

культура
Портрет царевны Натальи Алексеевны, 1716 г. Портрет Анны Петровны, 1720-е Художественная культура

Слайд 62При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни.


Она стала светской,
более разнообразной в жанровом отношении,
получила активную поддержку со стороны государства.

Художественная культура

При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она стала светской,более разнообразной в жанровом

Слайд 63 Музыка
Представлена несложными бытовыми формами:
- танцевальными,
- военными,
- застольными мелодиями.


Художественная культура

МузыкаПредставлена несложными бытовыми формами: - танцевальными, - военными, - застольными мелодиями. Художественная культура

Слайд 64 Музыка
Популярны были канты
Канты- многоголосное пение ансамбля или хора певцов

без музыкального сопровождения, обычно звучавшее в дни государственных и военных праздников.

Художественная культура

Музыка Популярны были канты Канты- многоголосное пение ансамбля или хора певцов без музыкального сопровождения, обычно звучавшее

Слайд 65 Архитектура
Архитектура петровского времени представлена прежде всего ансамблями зданий Санкт-Петербурга, для

строительства которых были приглашены лучшие зарубежные специалисты — Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли.

Художественная культура

Архитектура Архитектура петровского времени представлена прежде всего ансамблями зданий Санкт-Петербурга, для строительства которых были

Слайд 66Петропавловская крепость и Петропавловский собор
Творчество Доменико Трезини

Художественная культура

Петропавловская крепость и Петропавловский соборТворчество Доменико ТрезиниХудожественная культура

Слайд 67
Художественная культура

Художественная культура

Слайд 68Но участвовали в этой работе и русские архитекторы — И. К.

Коробов и М. Г. Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры того времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения Петергофского ансамбля.

Художественная культура

Но участвовали в этой работе и русские архитекторы — И. К. Коробов и М. Г. Земцов. Важнейшими

Слайд 69Художественная культура

Художественная культура

Слайд 70Художественная культура

Художественная культура

Слайд 71 Здание Двенадцати коллегий, архитектор — Д. Трезини
Художественная культура

Здание Двенадцати коллегий, архитектор — Д. ТрезиниХудожественная культура

Слайд 72 В то время как Санкт – Петербург строится в европейской архитектурной

традиции, провинциальные города отличаются единением старого и нового. В них продолжают развиваться традиции русского
деревянного зодчества.
Наивысшим его достижением стала Преображенская
церковь в Кижах.

Художественная культура

В то время как Санкт – Петербург строится в европейской архитектурной традиции, провинциальные города отличаются единением

Слайд 73 Русская живопись I четверти XVIII века приобретает ярко выраженный

светский характер, формируясь под влиянием западноевропейского искусства. Основным жанром живописи становится портрет.

Художественная культура

Русская живопись I четверти XVIII века приобретает ярко выраженный светский характер, формируясь под влиянием западноевропейского

Слайд 74Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из

основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин (1690–1742 гг.), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе») присущи реализм, интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера.

Художественная культура

Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван

Слайд 75Изобразительное искусство первой четверти XVIII в. представлено таким новым явлением, как

гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны.

Художественная культура

Изобразительное искусство первой четверти XVIII в. представлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из

Слайд 76Вскоре гравюры уже широко использовали в учебной литературе, газетах, календарях. Известным

мастером в этом направлении был А. Ф. Зубов.

Художественная культура

Вскоре гравюры уже широко использовали в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером в этом направлении был А.

Слайд 77 Скульптура в I четверти XVIII века становится одним из «новых» видов

искусства в России. Статуи со временем становятся обязательным атрибутом ландшафтно – паркового искусства. Крупнейшим мастером этого времени был архитектор и скульптор Б. Растрелли.

Художественная культура

Скульптура в I четверти XVIII века становится одним из «новых» видов искусства в России. Статуи со временем

Слайд 78Что нового появилось в изобразительном искусстве России в I четверти XVIII

века?
Какие тенденции русской архитектуры нашли свое продолжение в эту эпоху?

Художественная культура

Что нового появилось в изобразительном искусстве России в I четверти XVIII века?Какие тенденции русской архитектуры нашли свое

Слайд 794. Изменения в повседневной жизни.

4.  Изменения в повседневной жизни.

Слайд 80 Реформы Петра I затронули и быт русских людей. Однако, главным образом,

изменения коснулись образа жизни дворянства, что послужило одной из причин углубления раскола между образом жизни высших слоев общества и народной культурой

Основные изменения в быту русских людей в I четверти XVIII века

Введение нового летосчисления ( с 1 января 1700г.),
Введение указа о брадобритии,
Введение новой одежды по европейским образцам,
Введение ассамблей – собраний - балов для высших слоев общества с участием в них женщин,
Введение правил поведения для дворянской молодежи –
«Юности честное зерцало» (1718г.)

Изменения в повседневной жизни

Реформы Петра I затронули и быт русских людей.  Однако, главным образом, изменения коснулись образа жизни дворянства,

Слайд 81«Бояре съезжались на поклон к монарху. Вопреки обычаям, в то утро

вход во дворец был открыт каждому. Петр обнял каждого, а затем... выхватил огромные ножницы и стал резать бороды. От солидности и суровости бояр не осталось и следа - вокруг были «срамно оголенные, новые, незнакомые лица с красными щеками, отвислыми подбородками». Бороды срезались наспех, вместе с кожей и мясом».

Изменения в повседневной жизни

«Бояре съезжались на поклон к монарху. Вопреки обычаям, в то утро вход во дворец был открыт каждому.

Слайд 82По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение

европейской одежды — камзолов, чулок,
башмаков, галстуков, шляп. Женщины, согласно новой моде,
должны были
одеться в платья
с глубоким
декольте и плотно
облегающим
лифом,
затянутой
талией.


Изменения в повседневной жизни

По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды — камзолов, чулок, башмаков,

Слайд 83«Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках

с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати. В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взяв ножницы и начав укорачивать рукава».

Изменения в повседневной жизни

«Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого

Слайд 84

Изменения в повседневной жизни

Изменения в повседневной жизни

Слайд 85«Русаки носят тесную и длинную – до пят -одежду и имеют

вид будто мешками обшитых. Всякие вещи за неимением карманов, они закладывают за голенища сапог. Длинные и узкие рукава так стискивают руки, что человек с трудом мог себя умыть и одеть. Платье до пят мешает ногам ходить, а всадник в таком одеянии казался пнем, привязанным к коню. Из-за бород казались русаки лешаками. Покрой одежды – великий признак ума в народе».

Из сочинений Юрия Крижанича

Изменения в повседневной жизни

«Русаки носят тесную и длинную – до пят -одежду и имеют вид будто мешками обшитых. Всякие вещи

Слайд 86«Не трогайте наши бороды - возьмите наши головы».
Изменения в повседневной

жизни
«Не трогайте наши бороды - возьмите наши головы». Изменения в повседневной жизни

Слайд 87Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбривать бороды (за

ослушание – денежный штраф или ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить «бородовой налог», который взимался всякий раз, когда
крестьянин въезжал в город.

Изменения в повседневной жизни

Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбривать бороды (за ослушание – денежный штраф или ссылка.

Слайд 88Право носить бороду надо было покупать. Богатым купцам борода стоила колоссальной

по тем временам суммы в 100 рублей в год; дворяне и чиновники должны были платить по 60 рублей в год, а остальные горожане - по 30 рублей. Крестьяне каждый раз при въезде в город и выезде из него платили по копейке. Была выбита специальная металлическая бляха, заменявшая квитанцию об уплате налога с бороды.

«Без рубля бороды не отрастишь».

Изменения в повседневной жизни

Право носить бороду надо было покупать. Богатым купцам борода стоила колоссальной по тем временам суммы в 100

Слайд 89
Проанализируйте пословицы и поговорки. Почему так болезненно был воспринят указ Петра

I?

«Борода – образ и подобие Божие».
«Бритье бороды – грех, а священник отказывает в благословении безбородому».
«Борода- признак солидности и добропорядочности».
«Борода моя- честь моя, похвала».
«Без бороды и в рай не пустят».
«Бог судит виноватого, кто обидит бородатого».
«Брить бороду - портить образ Христов».

Проанализируйте пословицы и поговорки. Почему так болезненно был воспринят указ Петра I?«Борода – образ и подобие Божие».«Бритье

Слайд 90«Из указа Петра 1 от 1 января 1705 г.»
Выясните, велика ли

для того времени была сумма штрафа.

В 1704 году Петр I провёл коренную денежную реформу: копейка стала выпускаться из меди и увеличилась в размере.

Задание –изучаем документ

«Из указа Петра 1 от 1 января 1705 г.»Выясните, велика ли для того времени была сумма штрафа.В

Слайд 91«Из указа Петра 1 от 1 января 1705 г.»
2. Узнайте, что

происходило с теми людьми, кто отказывался следовать указу, но не имел возможности заплатил штраф.

Если выяснялось, что у кого-то нет знака, то есть он носит бороду и усы «безданно и беспошлинно» или же знак получил обманным путем, то таких лиц били кнутом, а иногда даже ссылали на каторжные работы, не взирая на сословную принадлежность.

Задание –изучаем документ

«Из указа Петра 1 от 1 января 1705 г.»2. Узнайте, что происходило с теми людьми, кто отказывался

Слайд 92«Из указа Петра 1 от 1 января 1705 г.»
3. Какие категории

населения были освобождены от наказания по этому указу?

Исключение сделали только для лиц духовного звания.

Задание –изучаем документ

«Из указа Петра 1 от 1 января 1705 г.»3. Какие категории населения были освобождены от наказания по

Слайд 93Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения

и развлечений: праздники с иллюминацией, фейерверки, маскарады.

Изменения в повседневной жизни

Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией, фейерверки,

Слайд 94
Пётр же приказал следующий за 7207 годом от сотворения мира считать

1700, но уже «от Рождества Христова». Согласно царскому указу, начало года было перенесено на 1 января. Новый год предписывалось отмечать торжественно.

Изменения в повседневной жизни

Пётр же приказал следующий за 7207 годом от сотворения мира считать 1700, но уже «от Рождества Христова».

Слайд 951 января 1700

1 января 1700

Слайд 97Царский указ о праздновании Нового Года. 7208 (1699) года декабря в 20

день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал сказать: "Известно ему, великому государю, стало -- не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны -- как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята -- все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах.

Изменения в повседневной жизни

Царский указ о праздновании Нового Года. 7208 (1699) года декабря в 20 день великий государь царь и

Слайд 98В 1718 г. Петром І были введены ассамблеи – собрания представителей

высшего сословия, богатых горожан, иностранцев для увеселения (танцев, игр, бесед), проведения деловых встреч, общения. Ассамблеи были школами светского воспитания, где люди обучались хорошим манерам,

правилам поведения. Особенностью этих светских балов стало то, что в них теперь могли участвовать и женщины.

Изменения в повседневной жизни

В 1718 г. Петром І были введены ассамблеи – собрания представителей высшего сословия, богатых горожан, иностранцев для

Слайд 100
Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Сформулируйте полный ответ на вопрос:
Какие изменения произошли в

быту русских людей?

Ассамблея при Петре I.

Задание

Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Сформулируйте полный ответ на вопрос:Какие изменения произошли в быту русских людей?Ассамблея  при

Слайд 101Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали

выступления любительских оркестров, концерты которых в обязательном
порядке должны были посещать дворяне.

Изменения в повседневной жизни

Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали выступления любительских оркестров, концерты которых в

Слайд 102
Юности честное зерцало
Изменения в повседневной жизни

Юности честное зерцалоИзменения в повседневной жизни

Слайд 103Новшеств в быту высших слоев населения стало так много, что понадобилось

специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 г. вышло в свет знаменитое «Юности честное зерцало».
Пособие обучало гражданскому шрифту и арабским цифрам. В нём были описаны правила этикета, которые должны были соблюдать молодые дворяне дома и в обществе.

Изменения в повседневной жизни

Новшеств в быту высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона.

Слайд 1045. Не прилично им [детям] руками или ногами по столу везде

колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
13. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник. 27. Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особли­во когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать.

Какие правила были новыми для русской
аристократии?

Изменения в повседневной жизни

5. Не прилично им [детям] руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками

Слайд 105«Из юности честного зерцала…»
Выясните, что такое «Юности честное зерцало…».

Ю́ности честно́е зерца́ло

(полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») — пособие для обучения и воспитания детей дворянcкого сословия, подготовленный в начале XVIII века по указанию Петра I.

Задание-изучаем документ

«Из юности честного зерцала…»Выясните, что такое «Юности честное зерцало…».Ю́ности честно́е зерца́ло (полное название «Юности честное зерцало, или

Слайд 106«Из юности честного зерцала…»
2. Изложенное в этом документе является законом или

рекомендацией? Должны ли были девушки следовать этим рекомендациям?

Изложенное в этом документе является рекомендацией. Девушки должны были также следовать этим рекомендациям.

Задание-изучаем документ

«Из юности честного зерцала…»2. Изложенное в этом документе является законом или рекомендацией? Должны ли были девушки следовать

Слайд 107«Из юности честного зерцала…»
3. Где было необходимо придерживаться этих правил –

дома, на людях, во дворце, везде? Докажите свой вывод, используя текст документа.

Этих правил было необходимо придерживаться везде, т. к. воспитанный человек ведет себя правильно не только тогда, когда его заставляют. Помимо почитания родителей, в этом отрывке говорится об уважении ко всем старшим.


Задание-изучаем документ

«Из юности честного зерцала…»3. Где было необходимо придерживаться этих правил – дома, на людях, во дворце, везде?

Слайд 108«…при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы

сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
М.В. Ломоносов

Задание- объясните фразу

«…при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и

Слайд 109Как можно сформулировать общее направление реформ Петра в сфере культуры?
Задание 6

- раб. тетрадь, стр.36
Как можно сформулировать общее направление реформ Петра в сфере культуры?Задание 6 - раб. тетрадь, стр.36

Слайд 110При Петре I началась масштабная «европеизация» России.
В ¼ XVIII века

развилась российская система образования.
Наука, архитектура и искусство вышли на новый уровень.
Введение гражданского шрифта упростило делопроизводство, способствовало просвещению.
Изменения в быту сделали высшее общество России светским.
Нововведения способствовали сплочению российского дворянства.

Далеко не все иностранные нововведения и порядки прижились в России. В дальнейшем они примут новые формы, создадут новую русскую культуру, которая, походя на западную, сохранит свои национальные особенности.

Изменения в повседневной жизни

При Петре I началась масштабная «европеизация» России. В ¼ XVIII века развилась российская система образования. Наука, архитектура

Слайд 111
МНЕНИЕ ИСТОРИКА Культура послепетровского времени
В. М. Соловьёв (из книги «Русская культура с

древнейших времён до наших дней»): Приобщившись к европейской культуре при Петре, дворянская Россия уже через полстолетия почти перестала воспринимать её как чужую. Если для современников Петра I западные новшества, от покроя платья до устройства балов, — нечто инородное, насильно навязанное сверху, то во времена Елизаветы Петровны, дочери первого российского императора, диковинные, пришедшие извне порядки уже норма.

Г. В. Вернадский (из книги «Русская история»):
То, что императорские дворцы и дома дворянства в городах и сельской местности стали главными объектами приложения труда художников, объясняет характер русского искусства в XVIII и в начале XIX столетия. Применяясь ко вкусам общества, искусство было по духу целиком западным.


МНЕНИЕ ИСТОРИКА Культура послепетровского времени В. М. Соловьёв (из книги «Русская культура с древнейших времён до наших

Слайд 112«Мы просыпаемся. Какой нынче день? 1 января 1848 года – Петр

Великий велел считать годы от Рождества Христова и месяцы от января. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром. Сукно выткано на фабрике, которую он завел, шерсть пострижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Приносят газеты – Петр их начал…за обедом блюда из картофеля вам вновь напомнят о нем. После обеда вы едете в гости – это ассамблея, заведенная им. Вы вздумаете путешествовать и будете везде хорошо приняты – Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней почтение.
Михаил Николаевич Погодин

МНЕНИЕ ИСТОРИКА Культура послепетровского времени

«Мы просыпаемся. Какой нынче день? 1 января 1848 года – Петр Великий велел считать годы от Рождества

Слайд 113
Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стало усиление светских

ее начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейской культуры. Эти перемены были неоспоримы и весьма заметны. Именно на их основе зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только в последующие десятилетия XVIII в., но и XIX в. Однако культура петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции патриархальной Руси. Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, как не более чем чудачества самого царя и своих господ.

Вывод

Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стало усиление светских ее начал и активное проникновение и

Слайд 114Думаем, сравниваем, размышляем
1. Перечислите важнейшие элементы культурных традиций Западной Европы, проникшие

в Россию в эпоху Петра 1.

Задание

Думаем, сравниваем, размышляем1. Перечислите важнейшие элементы культурных традиций Западной Европы, проникшие в Россию в эпоху Петра 1.Задание

Слайд 115Ассамблеи — собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введённые

Петром I.
Гравюра — печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге.
Канты — вид бытовой многоголосной песни.
Клавикорды — струнный клавишно-ударный музыкальный инструмент.
Классицизм — стиль и направление в литературе и искусстве XVII— начала XIX в., обращённые к античному наследию как художественному образцу для подражания.

Запоминаем новые слова

Ассамблеи — собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введённые Петром I.Гравюра — печатный оттиск рельефного

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть