Слайд 1МКОУ СОШ №5
с. Новоблагодарное Предгорного района
Ставропольского края
Павленко
Галина Михайловна,
учитель
истории
и
обществознания
из опыта работы
« Использование нетрадиционных форм в преподавании истории на уроках и внеурочное время. Патриотическое и краеведческое воспитание школьников»
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.
А. М. Горький
Слайд 2Анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу,
что методика учебной
работы по –
прежнему нацелена на получение знаний,
но ограничивает возможности и
способности учащихся проявить свою индивидуальность,
«пережить» прошлое, как личностно-значимый процесс.
Мой педагогический опыт работы по теме:
« Использование нетрадиционных форм в преподавании истории на уроках и внеурочное время. Патриотическое и краеведческое воспитание школьников» - это результат поисков и размышлений, чтобы сделать обучение детей более светлым и радостным.
Слайд 3Сейчас идет модернизация содержания общего образования
в соответствии с требованиями современности
при сохранении традиций российской школы.
В преподавании истории в школах мало уделяется проведению нетрадиционных форм урока.
Проведение нетрадиционных уроков помогает:
-приобретению коммуникативных навыков, умений, т.е. умений работать в разных группах,
исполняя социальные роли;
-извлекать необходимую информацию из текстов и литературы;
-находить нужную информацию по заданной теме;
-ставить задачи и организовывать собственную деятельность по их достижению
без внешнего контроля и понуждения и т.д.
Слайд 4В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях:
традиционные формы
обучения истории устарели.
Для завладения вниманием современных учащихся,
надо прежде всего, удивить, заинтересовать.
Сделать это совсем не просто.
отрабатывала несколько нестандартные форм ведения уроков:
«урок – исследование», «урок- дискуссия»,
«интегрированный урок»,
« урок – экскурсия», «урок – игра».
Наиболее ценными и интересными для исторического восприятия,
активизирующими мыслительную деятельность,
являются диспуты,
уроки анализа первоисточников, «урок – игра» .
В создании ярких образов и картин прошлого,
ощущения духа эпохи, помогает работа с документами.
Начиная с 5-го класса,
я постепенно включаю ребят в эту непростую,
но увлекательную деятельность,
и если в 5-х – 6-х классах на уроках используется
простой материал повествовательного и описательного характера,
то в 7 – 9 классах ребята анализируют политические,
программные документы.
Слайд 6На таких уроках ученики включаются в самостоятельный поиск истины,
интеллектуальная энергия
учеников находит выход в собственной активности,
которая выражается в потребности разрешить тревожащие их вопросы.
Разнообразие форм уроков повышает эмоциональную реакцию учащихся,
способствует развитию познавательной активности театрализованные,
игровые уроки, интеграция исторического материала с литературой,
географией, музыкой.
Овладение знаниями с использованием таких приемов
требует от учащихся активности и волевых усилий,
дает возможность воссоздать атмосферу определенного явления прошлого,
представить себе его участников.
Слайд 7 В младших классах (5-6) с успехом проходят уроки – игры,
путешествия. Обязательное условие лишь одно – игра не развлечение. Она должна способствовать более глубокому усвоению изученного, эффективности обучения в целом. Не надо бояться игр. Следует лишь помнить, что дети играть любят и умеют, поэтому игры помогут и научат. В играх наиболее полно раскрываются фантазия, воображение детей. В процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, обучение истории становится для учеников эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение
Слайд 8Поисковая, исследовательская, творческая деятельность учеников в современной школе невозможна без активного
использования ИК технологий на уроках истории. Моя основная задача при обучении истории состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить добывать их самостоятельно и творчески применять для получения новых знаний. С целью расширения информационного поля познавательной деятельности и использования разнообразных форм творческого педагогического процесса, овладеваю интернет - технологиями. Преобладающими видами учебной деятельности на уроках с использованием ИКТ являются игровая, познавательная и исследовательская. В связи с подключением школы к сети Интернет даю задания ученикам по поиску материала к написанию сообщений, докладов. Провожу анализ сетевых ресурсов, учу грамотно пользоваться информацией, содержащейся в Интернете.
Слайд 9Решая проблему патриотического воспитания как учитель истории и классный руководитель я
ставлю перед собой вполне конкретные цели:
1. Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство с судьбами людей разных эпох;
2. Дать детям возможность увидеть Россию: красоту ее природы, памятники культуры, достопримечательности;
3. Организовывать участие детей в решении общественных проблем;
4. Формировать гражданскую позицию как понимание связи с людьми, живущими в обществе.
Слайд 10Работая с детьми, из года в год наблюдаю проблему, когда при
изучении истории у части
учеников за период учебы в школе складывается стереотип:
история – это даты, события и деятели. На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал,
который связан с чем-то далеким, незнакомым.
Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес,
и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России,
проводя между ними параллели.
Слайд 11Местный материал стал неотъемлемой и
обязательной частью изучения отечественной истории.
Историческое
краеведение – это не самостоятельный предмет школьного курса,
а принцип обучения и воспитания на местном материале.
Краеведческая работа проводится на уроках, занятиях кружка,
во внеклассной и внешкольной работе.
Основные особенности школьного краеведения на современном этапе –
высокая идейность, общественно-полезная направленность,
его поисково-исследовательский характер.
Слайд 12Местный материал, с одной стороны, - средство активизации познавательной деятельности учащихся
и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.
Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края я рассчитываю время его изучения.
Слайд 13Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических
памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края я рассчитываю время его изучения.
Например, в 9 и 11 классах во время изучения тем, посвященных Великой Отечественной войне, целесообразно применять краеведческий материал в ходе изучения нового материала.
Слайд 14Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе
патриотического воспитания, здесь не может быть схематичного, упрощенного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.
Учащиеся с увлечением встречаются с людьми , которым довелось жить в это тяжёлое время.
Фишлер
Лариса Николаевна
В два года была
вывезена из
блокадного Ленинграда
в месте с детским домом в Ярославскую
область.
Белашова
Мария Васильевна
В 11 лет находилась в
концлагере с июля
1942г.
по январь 1943г.
в с. Семедесятском
Хохольского района
Воронежской области.
Сазонова
Нина Ивановна
Ей было 4 года
когда началась война.
Всю войну провела в
концлагере
в Финляндии
Слайд 15Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится
для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.
Мои ученики организовано работают в краеведческом кружке. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, поселка, в сборе информации об истории Ставропольского края, с. Новоблагодарного, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, встречи с ветеранами и интересными людьми, посещение краеведческого музея.
Слайд 16Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, сочинения, исследовательские работы.
Значительное
место в моей работе занимает эпистолярное наследие: воспоминания очевидцев тех событий, людей, принимавших непосредственное участие в боевых действиях, и тех, кто трудился для победы. Эти источники представляют значительный интерес, поскольку, позволяют окунуться в атмосферу тех лет, прочувствовать и понять, какой ценой народу далась эта победа. Среди очевидцев событий – самые разные люди: представители командного состава армии и мирные жители, но, независимо от звания и возраста, их объединяло единое стремление к победе над врагом, что и определило «отечественный» характер этой войны.
ГЕТМАНОВ
ПЕТР
СЕРГЕЕВИЧ
Наш земляк, ветеран ВОВ
Чернышенко Василий Трофимович
Слайд 17Борисенко Екатерина в своей исследовательской работе размышляла:
«Мне очень нравится заниматься
поисковой работой. Я люблю сидеть в тишине в нашем классе, листать альбомы, читать фронтовые письма, смотреть старые пожелтевшие фотографии и документы. А сколько интересных встреч прошло здесь с ветеранами. К большому сожалению, с каждым годом всё меньше и меньше остаётся в живых наших Новоблагодарненских ветеранов, прошедших страшные дороги войны. Их осталось всего 12 человек. Да и многие из них не очень любили вспоминать о войне. Ведь для них, война – это не абстрактное понятие. Это воспоминание о тревоге, о страшных кровавых столкновениях с врагом, о мучительных переживаниях за близких в своём сердце. Война – это страшный сон стоявший перед глазами фронтовика как явь. Нельзя забыть того, как ходили в атаки с боевыми друзьями, как на глазах снаряд или мина в клочья разрывали твоего товарища».
Слайд 18Хотя результаты патриотического воспитания может показать только
жизнь, первые выводы можно сделать
уже сегодня. Главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экскурсию по родному поселку. И тогда малая родина откроет массу тайн, массу таких фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, селу, городу.
Слайд 19Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно
влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию.
Уроки истории, организованные целенаправленно, с учетом вышеперечисленных подходов, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности.