Слайд 1
Сталинизм и его влияние на развитие советской культуры
© Коваленко Г.А., ГАПОУ СМПК,
2015 г.
Слайд 2Содержание
Государственная символика советской России.
Сумерки «серебряного века».
Конструктивизм в архитектуре.
Изобразительное искусство в 1920-е
гг.
«Объединение по приказу…»
Тенденции развития культурыТенденции развития культуры Тенденции развития культуры в 1930-е ...
Государственная символикаГосударственная символика Государственная символика СССР.
Слайд 3Государственная символика
советской России
Содержание
Далее аудиозапись
Слайд 4Гимн России. 1918 год
Французский гимн «Интернационал» в России стал общепризнанным партийным
гимном революционной социал-демократии, с начала 1918 г. — гимном Советской России, затем СССР.
Слайд 6Сумерки «серебряного века»
Содержание
Слайд 7В середине 20-х гг. за границей оказались многие виднейшие русские писатели
и поэты:
И. Бунин,
А. Куприн,
К. Бальмонт,
З. Гиппиус,
Дм. Мережковский,
Вяч. Иванов и другие.
Слайд 8Русские композиторы, певцы, музыканты –
эмигранты:
А. Глазунов,
А. Гречанинов,
С. Прокофьев,
С. Рахманинов,
И. Стравинский,
Ф. Шаляпин,
А.
Вертинский.
Слайд 9Русские художники-эмигранты:
И. Репин,
В. Кандинский,
Л. Бакст,
К. Коровин,
М. Шагал.
Слайд 10Критическую позицию по отношению к
советской власти занимал М. Горький, в
1921
г. выехавший из России и
поселившийся на о. Капри (Италия).
Слайд 11Октябрьская революция была
поэтизирована:
стихами В. Маяковского,
поэмой «12» А. Блока,
спектаклем Вс. Мейерхольда «Мистерия-
Буфф»
по пьесе В. Маяковского, оформ-
ленного К. Малевичем.
Слайд 12Конструктивизм в архитектуре
Содержание
«Долой искусство, да здравствуют технологии!»
Слайд 13Татлин В. Памятник III Интернационалу (Башня Татлина)
Слайд 14Татлин В. Памятник III Интернационалу (Башня Татлина).
Слайд 15Мельников К. Клуб имени И. Русакова
Слайд 16Мельников К. Клуб имени И. Русакова.
Слайд 19В 1924-30 гг. в Москве был воздвигнут один из главных символов
советской власти – мавзолей В.И. Ленину. Автором и создателем сооружения был выдающийся архитектор конструктивизма А.В. Щусев.
Лаконичные формы Мавзолея выполнены из железобетона, с кирпичными стенами и облицовкой гранитом, с отделкой мрамором.
Слайд 20Москва. Красная площадь. Мавзолей
Слайд 21Москва. Мавзолей. Спасская башня
Слайд 23Изобразительное искусство
в 1920-е гг.
Содержание
Слайд 24Рылов А. В голубом простое. 1918 г.
Слайд 26Самым мобильным, оперативным, быстрее всего откликающимся на новые идеи и самым
распространённым видом изобразительного искусства была графика.
Из всех жанров графики плакат быстрее всего откликался на события, оперируя языком лапидарным и остро выразительным.
Слайд 27Плакат печатался большим тиражом на разных национальных языках и потому проникал
в самые отделённые уголки страны. Плакат был доступен для малограмотных и вовсе неграмотных.
В годы гражданской войны развиваются два типа плаката – героический и сатирический.
Слайд 28Моор Д.
Ты записался добровольцем?
1920 г.
Политические плакаты Д.С. Моора (1883-1946)
стали классикой советской графики, например…
Слайд 29Особое место в плакате тех лет занимала абсолютно новаторская форма агитационного
искусства – «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства), в которых особую роль сыграл В. Маяковский.
«Окна РОСТА» просуществовали с 1919 до 1921 года.
Слайд 30Окна сатиры РОСТА.
1919-1921 гг.
Слайд 311 мая 1922 г. на Кузнецком мосту откры-лась «Выставка картин художников
реа-листического направления в помощь голодающим», которая в дальнейшем стала считаться первой выставкой АХРР – Ассоциации художников революционной России.
Слайд 32Декларация АХРР (1922) гласила:
«Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление
величайшего момента истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда… Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления».
Слайд 33Типичные черты произведений ахровцев:
повествовательность,
консервативная «реалистичность»,
бытописательство,
натурализм,
иллюстративность.
Слайд 34Малютин С. Портрет Дмитрия Фурманова. 1922 г.
Слайд 35Яковлев Б. Транспорт налаживается. 1923 г.
Слайд 36
Главной темой творчества ахровца А.Е. Архипова (1862-1930) стала
жизнь русского крестьянства.
Слайд 37Архипов А. Девушка с кувшином. 1927 г.
Слайд 38 В.Н. Мешков (1868-1946) – автор жанровых картин, пейзажей и
главным образом выразительных, психологических портретов.
Слайд 39Мешков В. Портрет С.М. Буденного. 1927 г.
Слайд 40 К.Ф. Юон (1875-1958) обращается к мотивам русской провинции, показывая
ее быт и пейзаж, запечатлел события и образы людей советской эпохи.
Слайд 41Юон К. Первые колхозницы. В лучах солнца. 1928 г.
Слайд 42М.Б. Греков (1882-1934) является мастером батальной живописи.
Слайд 44И.И. Бродский (1883-1939) – один из главных представителей реалистического направления в
советской живописи 1930-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы, портретов вождей.
Слайд 45Бродский И. Ленин в Смольном. 1930 г.
Слайд 46Бродский И. Демонстрация.
1930 г.
Слайд 47 АХРР занималась издательской деятельностью, выпускала журнал «Искусство в массы», цветные репродукции,
открытки, альбомы.
Слайд 49Воплощение взаимоотношений человека и современного производства в образах ставила своей задачей
группа ОСТ (Общество художников-станковистов), включавшая молодёжь первого советского художественного вуза ВХУТЕМАС (Высшие художественные технические мастерские).
Слайд 50«Ахрровцы» были художниками-фиксаторами факта, для них было характерно поверхностное бытописательство.
«Остовцы»
же претендовали на обобщение, стремились передать дух современности.
Слайд 51«Остовцы» обращаются к динамике экспрессионизма, фрагментарности импрессионизма, лапидарности плаката.
Новаторство остовцев
наиболее ярко выразилось в творчестве А. Дейнеки (1899-1969).
Слайд 52В такой картине как «Оборона Петрограда» (1928) А. Дейнеки проявились графическая
чёткость рисунка, скупость колорита.
Противопоставление верхнего и нижнего ярусов в картине передают жёсткие ритмы суровой эпохи гражданской войны.
Слайд 53Дейнека А. Оборона Петрограда. 1928 г.
Слайд 54Не смотря на возвышенное отношение художников к советской действительности тех лет,
реальное положение дел ярко и с большой долей юмора отобразили в своих произведениях выдающиеся писатели- сатирики И. Ильф, Е. Петров, М. Зощенко.
Слайд 55«Объединение по приказу…»
Содержание
Слайд 56От свободы творчества –
к творческим союзам…
Слайд 571932 год
Постановление ЦК ВКП(б)
«О перестройке литературно-
художественных организаций»
завершило период так называемого
«свободного плавания» искусства.
Слайд 581934 год
В этом году состоялся
Первый Всесоюзный съезд
советских писателей,
собравший почти
600 делегатов.
Слайд 59Тенденции развития
художественной культуры
в 1930-е…
Содержание
Далее аудиозапись
Слайд 60Политический поворот конца 1920-х гг. сказался и на художественной жизни общества.
Звучит песня «Широка страна моя родная» («Песня о Родине»),
написанная в 1936 г. В. Лебедевым-Кумачом и И. Дунаевским
для фильма «Цирк».
Слайд 61Литература и искусство, как и все формы общественной жизни, должны были
быть подчинены задачам социалистического строительства, отображать развитие общества в марксистском понимании, ориентироваться на актуальные политические и идеологические установки партии.
Слайд 62Герасимов С.В. Колхозный праздник. 1937 г.
Слайд 63Пластов А.А. Колхозный праздник (Праздник урожая). 1938 г.
Слайд 64На смену «лениниане» пришла новая тема – «Образ Сталина». На этой
стезе наибольшего успеха добился художник А.М. Герасимов.
По-прежнему в изобразительном искусстве развивается повествовательность, доходчивая зрителю любого уровня образованности.
Слайд 65Герасимов А.М. Портрет И.В. Сталина. 1934 г.
Слайд 66Герасимов А.М. Выступление И.В. Сталина. 1935 г.
Слайд 67Герасимов А.М. И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле.
1938 г.
Слайд 68Идеологический смысл огромного полотна «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле»
должен был раскрываться для каждого советского человека ясно – на страже труда советского народа стоят партия, советское правительство, Красная Армия.
Идейный замысел первоначально подчеркивался еще и вербально: картина называлась «На страже мира».
Слайд 70Интеллигенция потихоньку называла картину по-другому – «Два вождя после дождя».
За эту
картину А.М. Герасимову в 1941 г. дали очередную Сталинскую премию (всего художник удостаивался этой премии 4 раза).
Слайд 71Пименов Ю. Новая Москва. 1937 г.
Слайд 72В 1937 г. в Париже на Всемирной выставке была установлена скульптурная
группа "Рабочий и колхозница», созданная Верой Мухиной для павильона СССР.
24-метровые фигуры, выполненные из нержавеющей стали, изображают рабочего и колхозницу, вздымающих серп и молот.
Слайд 73Мухина В. Рабочий и колхозница. 1937 г.
Слайд 74Нестеров М. Портрет скульптора Веры Мухиной. 1940 г.
Слайд 75В настоящее время группа установлена перед входом во Всероссийский выставочный центр
(ВДНХ) в Москве.
Слайд 76Ещё одним грандиозным проектом, воплотившемся в жизнь, стало Московское метро.
Первая линия
открылась 15 мая 1935 г. и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры».
Метрополитен первоначально носил имя Л. М. Кагановича. С 1955 г. метрополитен носит имя В.И. Ленина.
Слайд 77Станция «Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 г. в составе участка
«Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди Московского метрополитена.
В 1939 г. проект станции «Маяковская» получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке.
Слайд 80Важным украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты,
автором эскизов которых был А.А. Дейнека.
Панно выполнены на тему «Сутки советского неба».
Слайд 83Политика в области искусства, как до войны, так и во время
неё сводилась к «кнуту и прянику». Форма государственной оценки была узаконена в декабре 1939 г. учреждением Сталинских премий. Это событие было приурочено к 60-летию вождя.
Одним из лауреатов Сталинских премий был самобытный художник П.Д. Корин.
Слайд 84Корин П.
Портрет Александра Невского.
1942 г.
Слайд 85Тоидзе И. Родина-мать зовёт! 1941 г.
Слайд 86Пластов А. Фашист пролетел. 1942 г.
Слайд 87Дейнека А. Оборона Севастополя. 1942 г.
Слайд 88Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода. 1944-1946 г.
Слайд 89Великая Отечественная война стала испытанием на проявление патриотизма и интернационализма. Произведения
художественной культуры, созданные в годы военных испытаний, проникнуты духом патриотизма и чувством ответственности за страну.
Тема войны стала одной из тем искусства, в центре которого находятся образы солдата и труженика тыла.
Слайд 90Лактионов А. Письмо с фронта. 1947 г.
Слайд 92Юбилей И.В. Сталина в 1949 г. показал, что «сталинизм» достиг своего
апогея…
Слайд 93Государственная символика СССР
Содержание
Слайд 94Гимн СССР
В годы Великой Отечественной войны вместо Интернационала был утверждён новый
гимн СCCР.
Далее аудиозапись
Слайд 95Гимн СССР
В 1943 г. С.В. Михалковым и Г.А. Эль-Регистаном был написан
очередной вариант гимна на музыку А.В. Александрова, который и был утверждён 14 декабря 1943 г. постановлением Политбюро ЦК ВКП (б).
Слайд 9626 июня 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был утверждён
новый вариант герба СССР, на котором девиз "Пролетарии всех стран соединяйтесь!" был выполнен на 16 языках союзных республик.
Слайд 98После упразднения Карело-Финской ССР в 1956 г. с герба была удалена
лента с девизом на финском языке.
Слайд 100Литература:
Аронов А.А. МХК. Россия. Конец ХIХ – ХХ век. – М.,
2000.
Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917–1991 гг. – М., 2002.
Коржихина Т.П. Извольте быть благонадёжны! – М., 1997.
Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. – СПб., 2000.
Деготь Е. Русское искусство ХХ века. – М., 2002.
Слайд 101
Автор-составитель:
канд. ист. наук, доцент, преподаватель истории и обществознания Гульназ Ахсановна Коваленко