Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
кафедра социальной педагогики и психологии
Социальное воспитание и образование в Древней Руси,
Московской Руси.
Выполнила: студентка 2 курса, 4 группы
Чернышева А.А
Слайд 2Древняя Русь.
В Древней Руси система образования имела свои особенности. В киевский
период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной религии принимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование.
Слайд 4Византийское влияние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси, хотя Русь
переняла от Византии образец монастырской образованности, негативно относящейся к светским знаниям.Так как то был период расцвета Византии, то смешение славянской языческой культуры со зрелым восточным христианством дало любопытный сплав древнерусского православия с оригинальной концепцией воспитания человека.
Слайд 5Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспитание осуществлялось с раннего
детства в соответствии со сложившимися в каждом сословии традициями. Начальное образование получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспитание.
Слайд 6Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию.
Слайд 7Родители должны были воспитывать детей в строгости и «страхе Божием». Дети
с ранних лет участвовали в церковных обрядах. Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека.
Слайд 8Дети простых людей в семье приучались к сельскохозяйственному труду, работе по
дому. Их отдавали к мастерам учиться ремеслу. Нередко наряду с ремеслом их обучали чтению, письму, церковному пению.
Слайд 9Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто
совмещая педагогическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов и молитв не только читались, но заучивались наизусть и пелись. На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия.
Слайд 10Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного».
В
XI—XIII вв. они открываются по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях, как мужских, так и женских. Их основная задача — «освоение книжной мудрости». Наряду с чтением, письмом, счетом ученикам сообщались сведения из истории различных стран и окружающей природы.
Слайд 11 В педагогической литературе того времени содержались советы по воспитанию у детей
таких качеств, как послушание, благочестие, почитание старших.
Слайд 12Оригинальным педагогическим памятником XIIв. считается «Поучение князя Владимира Мономаха детям», которое
представляет собой своеобразный кодекс, свод правил нравственного воспитания того времени. Князь дает советы своим детям, как жить, призывает любить родину, защищать ее, быть гуманными и справедливыми к людям, защитниками сирот и вдов, воспитывать в себе отвагу, мужество.
Слайд 13Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена на проблемы воспитания. Сведения о
воспитании, его направленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV—XVI вв. — «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия».
Слайд 14Обучение было сословным по целям и содержанию. Государственные и церковные институты
были слабо развиты и не испытывали потребности в подготовке специалистов. Как следствие, общий уровень образованности в Московском государстве был весьма низким, почти половина церковнослужителей — неграмотными.
Слайд 15Московская русь
В XVI—XVII вв. образование в России выходит на новый уровень
развития. В этот период закладывается фундамент новой школы, которая войдет в историю как школа эпохи Просвещения.
Слайд 16Основные предпосылки развития образования в стране:
совершенствование системы государственного управления,
изменение социальной роли
дворянства,
повышение статуса образования,
вовлечение страны в орбиту европейской политики и как следствие расширение дипломатических и торгово-экономических связей с зарубежными странами.
Слайд 17Все это порождало потребность в грамотных людях, знающих иностранные языки и
западноевропейскую культуру, освоивших передовые образцы военного искусства и техники.
Слайд 18С возникновением школ формируется учительство как особая социально-профессиональная группа (уже к
XVII в. обучение грамоте становится ремеслом), появляются сочинения, отражающие философско-педагогические представления о человеке, его месте, о способах воспитания. В этот период создается большое число рукописных книг — азбуковников, в которых помещались сведения по грамматике, арифметике, религиозно-нравственные поучения.
Слайд 19Одним из просветительских и научных центров восточнославянских народов стала созданная по
инициативе киевского митрополита Петра Могилы Киево-Могилянская академия (1632). В академии было 8 классов, сгруппированных в три отделения: младшее, среднее, старшее. В младших преподавались языки (греческий, латинский, славянский, польский, немецкий и др.), арифметика, молитвы, катехизис, музыка и пение, в средних — поэтика и риторика, в старших — философия и богословие.
Слайд 20Из ее стен вышли многие деятели в области просвещения (Е.Славинецкий,
С. Полоцкий и др.), она служила образцом, по которому открывались другие учебные заведения.
Слайд 21В 1687 г. в Москве было создано первое в России высшее
учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Инициатором ее открытия был известный просветитель Симеон Полоцкий.
Слайд 22Академия была одним из крупнейших центров русской культуры и просвещения. Среди
ее выпускников были зодчий В.И. Баженов, академик М.В. Ломоносов, поэт А.Д. Кантемир, известные деятели русской православной церкви, дипломаты.
Слайд 23В России XVII в. Границы между средними и высшими школами были
размыты. Современные российские историки (А.Н. Джуринский, А.И. Пискунов и др.) Выделяют три подхода к воспитанию, обучению и образованию во второй половине XVII в.:
латинское направление (С. Полоцкий, С. Медведев)
грекофильское (Е. Славинецкий, Ф. Ртищев)
старообрядческое (протопоп Аввакум и его последователи)
Слайд 24В целом преобладала ориентация на греческую школу, византийскую систему образования. Однако
со второй половины XVII в. распространяется изучение латыни и греческого. Западная, греко-римская традиция пускает корни в среде высшей знати и служащих Посольского приказа. Своеобразным мостом к культуре Западной Европы выступала польская культура.