Слайд 4Особенности
Направления
(методы):
классицизм
романтизм
реализм
Жанры:
библейские сюжеты, мифология
исторические картины
портрет
пейзаж
бытовые картины
Слайд 5
Для русского изобразительного искусства
были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным
методом был классицизм.
Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты.
Слайд 6
Среди жанров первенство оставалось за историческим жанром. Он был последним прибежищем
классицизма, однако и здесь за формально классицистическим «фасадом» скрывались романтические идеи и темы.
Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства.
Слайд 7 Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в
картинах
К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" и
А. А. Иванова "Явление Христа народу".
Слайд 12
Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще
обращались к портретному жанру.
Для романтизма характерна устремленность к безграничной свободе и «бесконечному»,
жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.
Слайд 13Орест Кипренский
Автопортрет
Портрет гусара Е.Давыдова
Слайд 14Орест Кипренский
Портрет В.А.Жуковского
Портрет А.С.Пушкина
Слайд 15В.А.Тропинин
Художник до 47-лет находился в крепостной неволе.
Характерна реалистическая манера
Слайд 16В.А.Тропинин
«Гитарист»
«Кружевница»
Слайд 17В.А.Тропинин
«Женщина в окне» («Казначейша»)
«Златошвейка»
Слайд 19Портреты А.С.Пушкина
В.А.Тропинин
О.Кипренский
Слайд 23А.Г.Венецианов
АВТОПОРТРЕТ
«ЖАТВА»
Слайд 25
Просто и задушевно писал природу А.Г.Веницианов, умевший вносить сердечное чувство в
изображение "родных мест, родной обстановки, родных типов». Пейзажные фоны его картин вводят в русскую живопись тему природы как сферы приложения труда человеческих рук. В этом Венецианов порывает с классической традицией изображения идеальной природы, подстриженной и приглаженной - природой парков, где отдыхают и наслаждаются люди из высших слоев общества.
Слайд 28
Впервые вопрос о русской природе как предмете изображения был поднят
В. Г. Белинским в сороковых годах. В статьях, посвященных творчеству Пушкина, Белинский подчеркивал, что Пушкин был первым поэтом, увидевшим красоты природы не в роскошных пейзажах Италии, а в скромных ландшафтах родной страны.
Поэзией Пушкина раскрывались для восприятия новые грани природы, так как то, "что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно; и то, что для них была проза - для него поэзия".
Слайд 30ОСОБЕННОСТИ
расцвет русского изобразительного искусства;
окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее
отражение жизни народа;
народ - не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории
Слайд 31ХУДОЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ
1863 год - «бунт четырнадцати» -
Создание Артели художников.
Во главе
– Иван Николаевич Крамской
1870 год - «Товарищество художественных
передвижных вставок» - профессиональное
коммерческое объединение художников,
стоявших на близких идейных позициях.
(Инициаторы создания – И.Н.Крамской,
Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов, А.К.Саврасов)
Слайд 32
Члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в
этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (“передвигать” по России), чтобы знакомить страну с русским искусством.
Устав Товарищества утверждал независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными.
Слайд 33И.Н.Крамской
Портрет Л.Н.Толстого
Портрет П.М.Третьякова
Слайд 34«Портрет Незнакомки» («Неизвестная»)
Слайд 39«ПРИЕЗД ГУВЕРНАНТКИ В КУПЕЧЕСКИЙ ДОМ»
Слайд 60
«Картины Левитана требуют медленного рассматривания, — писал большой знаток его творчества
К. Г. Паустовский, — Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».
Слайд 61К середине 19 столетия из всех течений русской романтической живописи на
первый план и в число общественно значимых и всеми признанных жанров стал выдвигаться русский национальный романтический пейзаж.
Одно из течений русского романтического пейзажа - маринизм. Основоположником данного жанра в русской живописи был
Иван Константинович Айвазовский.
Слайд 65Кто изображён на этой картине?
На какую мысль наводит этот сюжет?
Слайд 68Во второй половине 19 века значимое место в творчестве многих художников
занимала историческая тема. События русской истории становились сюжетами картин таких художников, как братья Васнецовы, И.Е.Репин, В.И.Суриков, А.Д.Кившенко, С.В.Иванов, В.В.Верещагин.
Определите, какие исторические события легли в основу сюжета ряда картин, представленных на слайдах ниже. Вспомните названия картин к которым подписи на слайдах не даны.
Слайд 74«В ЗАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА»
Слайд 76«БОРИС ГОДУНОВ У ИВАНА ГРОЗНОГО»
Слайд 79
И.И.Пущин в гостях у А.С.Пушкина в Михайловском
Слайд 86
ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ II
ПОРТРЕТ КНЯЗЯ Ф.ЮСУПОВА