Слайд 1Религия и культура Древнего Египта
Автор: учитель истории Донецкой гимназии № 6
ЗУБКОВА ЮЛИЯ БОРИСОВНА
Слайд 3Храм Абу-Симбел
Один из самых узнаваемых во всём мире символов Египта, наряду
с пирамидами Гизы и Большим Сфинксом
Слайд 4Комплекс Абу-Симбела включает Большой и Малый храмы, возведённые по приказу Рамзеса
II после победы над хеттами у Кадеша в 1296 году до н. э. Эту битву фараон считал главным деянием своей жизни и повелел увековечить память о ней во многих своих постройках по всему Египту.
Слайд 5Большой храм был высечен в монолитном утёсе. При входе, выполненном в
форме классического пилона, вырублены четыре статуи ростом свыше 20 метров
Это запечатлённые сидящими боги Амон, Ра-Горахти, Птах и сам фараон. Рамзес II считал этих богов своими покровителями.
Слайд 6Боги и фараон изображены в царских одеяниях, с двойными коронами Египта.
Всем четырём статуям придано портретное сходство с Рамзесом II.
Слайд 7У ног Рамзеса II помещены статуи членов его семьи – матери,
супруги Нефертари и нескольких детей, которых всего было не менее двухсот.
Слайд 8Высота фасада храма превышает 30 метров.
Слайд 9Храм состоит из 4-х последовательно уменьшающихся в размерах залов и ряда
боковых помещений. Стены залов покрыты фресками и рельефами, изображавшими деяния фараона, а также священными текстами. На потолках находятся изображения солнца, олицетворявшего царскую власть, и кобры, символа справедливости и неотвратимости наказания за проступки.
Слайд 12Святилище построено в 100 метрах от Большого храма. Оно предназначалось для
почитания богини любви и красоты Хатор (Хатхор).
Нет сомнения, что «богоравный» Рамзес II возвёл храм в честь своей старшей и любимой супруги Нефертари.
Слайд 13Вдоль фасада размещены шесть огромных статуй. В каждой тройке между двумя
изваяниями Рамзеса находится скульптура Нефертари.
Ни одна жена фараона за всю историю Египта, кроме неё, не удостаивалась чести быть изображённой на фасаде храма.
Слайд 14Благодаря удивительным по точности расчётам жрецов и строителей Древнего Египта, дважды
в год в Большом храме можно наблюдать уникальное явление
В дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 21 сентября), на которые пришлись соответственно день рождения и день коронации Рамзеса II, в 5 часов 58 минут утра луч солнца пронизывает все четыре зала храма и падает на статую Амона, стоящую в последнем, Малом зале, в 65 метрах от входа.
Слайд 15По шесть минут солнце освещает статуи Амона и Ра-Горахти, 12 минут
– самого Рамзеса II, после чего опять покидает зал на полгода. Изваяние Птаха луч не задевает – богу подземного мира солнечный свет ни к чему.
Слайд 16В 60-е годы XX века шедевры архитекторов и строителей Древнего Египта
оказались под угрозой разрушения их далёкими потомками. На Ниле начиналось строительство Асуанской ГЭС, и храмы попадали в зону затопления. Было выдвинуто множество предложений по сохранению памятников древнего зодчества, вплоть до сооружения подводного купола над храмами.
Из всех проектов был выбран, пожалуй, самый невероятный, но он и оказался верным. Было решено разобрать здания на части и перенести их на новый берег Нила. Проект реализовывался силами специалистов 50-ти стран мира. Четыре года храмы распиливали на 1036 блоков весом до 30 тонн, которые перевозились к месту будущего монтажа в 65 метрах выше по течению и в 200 метрах дальше от берега. Там глыбы пробуривали и заполняли отверстия вязкой смесью для увеличения прочности камня.
Слайд 17После завершения подготовительных операций каменные фрагменты были вновь собраны в полном
соответствии со своим оригинальным местоположением. Храмы были воссозданы до малейших деталей. Даже отломившаяся голова одного из колоссов лежит по отношению к своему «хозяину» так же, как до перемещения. Здания накрыты железобетонным куполом, засыпанным обломками скал, и создаётся впечатление, что храмы стояли здесь всегда.
Операция по переносу храмов дала возможность изучить строительные технологии египтян. Как выяснилось, фасады храмов были расположены точно вдоль трещин в скальном основании, что придавало строениям устойчивость. Это свидетельствует о глубоких познаниях древнеегипетских зодчих.
Перенос храмов Абу-Симбела, завершившийся в 1968 году, стал одной из величайших инженерных операций века. Работы обошлись в 42 млн. долларов (сейчас это составляет ок. 1,5 млрд. долларов США).
Слайд 20храм Амона в Карнаке, самое большое по площади сохранившееся здание из
наследия древнего Египта.
площадь всего комплекса составляет около 100 га
строительство было начато в 20 веке до н.э и до 1 века до н.э.
при всех царских династия Древнего Египта, проходило строительство новых или реставрация старых храмов.
Слайд 21Около храмов были воздвигнуты грандиозные обелиски
Слайд 22Больше всего конечно поражает и врезается в память колоннада в храме Амона-Ра, воздвигнутая
в конце 14 - начале 13 веков до н.э., при фараоне Сети I и его сыне Рамсесе II.
На площади зала 50 х 100 м, стоит 114 колонн, высота которых достигает 20 метров.
Слайд 23У входа в храм берет свое начало алея сфинксов, длинна которой
около 3 км, она соединяет Карнакский и Луксорский храмы.
Слайд 27Священнейший из священных («Джесер джесеру») храм был посвящен богу Амону, божественному
отцу египетских фараонов. Своей славой этот храм обязан своей архитектурой, местом расположения, и правителем, при котором он был возведен – легендарной женщиной-фараоном Хатшепсут. Именно поэтому впоследствии этот храм получил имя своей создательницы и стал именоваться
храмом Хатшепсут.
Слайд 28
II тысячелетие до н.э.
после смерти мужа фараона Тутмоса II, царица Хатшепсут
заняла престол.
период правления царицы Хатшепсут ознаменовался несколькими успешными военными кампаниями в Азии и Нубии, была организована экспедиция в Пунт, было построено множество изумительных памятников, посвященных ее правлению. Но впоследствии большинство из этих памятников были уничтожены. Но волею судьбы, храму Хатшепсут было суждено уцелеть.
Царица поручила строительство храма одному из искуснейших зодчих того времени Сененмуту.