Слайд 1 Работа с текстом
как средство развития
познавательных УУД
на уроках истории и
обществознания
Учитель истории и обществознания
МБОУ города Мурманска ООШ №58
Романенко Валентина Васильевна
Слайд 3Используются при
составлении плана
составлении конспекта
пересказе текста
при составлении понятий
Слайд 4Приёмы сжатия текста
Исключение
Обобщение
Упрощение
Слайд 5Исключение
Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и
рассуждениями.
Исключение повторов.
Исключение фрагмента предложения.
Исключение одного или нескольких синонимов.
Слайд 6Исключение
Между совестью и честью есть одно существенное различие.
Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остаётся тяжёлым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце.
«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.
Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души
Обществознание, 9 класс (составление плана к тексту)
План
1. Различие между совестью и честью.
2. «Честь мундира».
3. Истинная честь.
Слайд 7Исключение
Задание. Сформулируйте понятие «гласность»
Гласность полностью оправдала себя, ее нужно
всемерно развивать и дальше. В этих целях считать необходимым создать правовые гарантии гласности, для чего предусмотреть закрепление в конституционном порядке права граждан СССР на информацию. Разработать законодательные акты, определяющие права и обязанности государства, должностных лиц и граждан по реализации принципов гласности. Создать систему постоянного и полного информирования трудящихся о положении дел на предприятии, в селе или городе, области, республике, стране, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций получать интересующие их сведения. Четко определить пределы необходимой секретности.. . Недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства.
Гласность-это система полного информирования граждан о положении дел в стране и получение интересующих их сведений.
9 класс, История России, формулирование понятия.
Слайд 8Упрощение
разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена сложноподчинённого предложения простым;
перевод диалога
или прямой речи в косвенную;
замена фрагмента текста синонимичным выражением;
переформулирование мысли своими словами
Из статьи И.А.Дедкова «Испытание свободой»
…Перестройка началась тогда, когда всякое открытое инакомыслие в стране было подавлено и продолжало подавляться; люди, посмевшие читать и хранить книги, ныне издаваемые свободно, попадали в ссылку и заключение; цензура совместно с идеологическими службами партии бдительно опекала газеты, журналы, издательства, театр, кинематограф, изобразительное искусство; общественная мысль находилась в зависимости от тех же идеологических инстанций и конъюнктурных установок….. безбрежная централизация жизни привела к подавлению всякой самостоятельности местностей, наций и национальных культур; история страны и партии продолжала искажаться и умалчиваться… правда о жизни – сегодняшней и вчерашней – с трудом пробивалась в средства массовой информации.
Задание. Назовите причины начала политики «гласности».
Подавление инакомыслия.
Цензура.
Жесткая централизация жизни.
Идеологическая зависимость.
Подавление национальной идентичности. 6…….. 7………
10 класс, история России, пересказ текста, составление конспекта, плана
Слайд 10Упрощение
Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть
всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остаётся тяжёлым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце.
«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.
Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.
Между совестью и честью есть различие. Совесть «грызет» и ложной не бывает.
Примером ложной чести является «честь мундира». Она заставляет строить то, что не нужно, а это безнравственно.
Истинная честь - всегда жить по совести.
9 класс, обществознание, составление конспекта, плана-конспекта.
Слайд 11Упрощение
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды
Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.
-Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Эзопа удивленный Ксанф.
-Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.
Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.
Однажды, баснописцу Древней Греции Эзопу приказали приготовить самый лучший обед. Эзоп был рабом философа Ксанфа. Баснописец купил одни языки и приготовил три блюда. Удивленному хозяину раб во время обеда напомнил, что тот велел купить самое лучшее. А ничего лучше языка нет. Он помогает людям общаться друг с другом, изучать науки, получать знания.
Ксанфу и его друзьям ответ понравился.
5 класс, всеобщая история, пересказ легенд и мифов в классах с ОВЗ
Слайд 12Обобщение
oбобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае
ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами
образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи
Слайд 13Обобщение
Всякий раз, когда королям необходимо было ввести новые налоги, они
созывали во Франции- Генеральные Штаты, в Польше-Сейм, в Испании-Кортесы.
Для введения новых налогов европейские короли созывали парламенты.
6 класс, Всеобщая история, пересказ в классе для детей с
тяжелыми нарушениями речи