Слайд 1 Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования « Профессиональный лицей
№22» г. Кимры Тверская область
Областной конкурс литературных работ
«Живи и здравствуй, Русь святая!»
2013 г.
Слайд 2Руководители:
Преподаватель общественных. дисциплин
Домбровская Р.Ю.
Преподаватель спецдисциплин Черненко Т.Д
Тема:
Из истории чаепития
села Кимры в XIX веке
Номинация – «Хранители памяти»
Работу выполнили обучающиеся
группы №33:
Ващенко Даниил
Маркова Любовь
Прохоров Игорь
Попков Владимир
Слайд 3I ВВЕДЕНИЕ. Из истории села Кимры
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Традиции чаепития в
селе Кимры в 19 веке
1 часть. Что мы узнали о традициях чаепития в селе Кимры от научных работников Кимрского Краеведческого музея, кимрских краеведов и исторических источников.
2 часть. Мы – участники ритуала чаепития в селе Кимры 19 века в Кимрском Краеведческом музее.
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Традиции чаепития в городе Кимры сегодня.
Содержание:
Слайд 4 Актуальность:
Приобщение нас, лицеистов, к системе социокультурных
ценностей, отражающих своеобразие и богатство истории России.
Воспитание любви к малой Родине
Преемственность истории и традиций земли, на которой родился и живешь
Цель работы:
Нас, как будущих поваров, интересуют особенности чаепития в селе Кимры в 19 веке. Каков был ритуал чаепития? Сохранились ли эти традиции сегодня
ВВЕДЕНИЕ
Слайд 5«Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество
или иметь другую историю, кроме истории наших предков»
А.С. Пушкин
«Если человек не любит смотреть на старые фотографии родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали – значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы – значит, у него нет любви к своему городу».
(Д. С. Лихачев)
Слайд 6 Кимры один из малых городов России, который сохранил в
себе неповторимый дух русской старины, тепло и уют деревянных домиков, узеньких, извилистых тропинок и крутых спусков к реке.
Слайд 7 Как город, Кимры еще
достаточно молод
. До 16 июня 1917 года - это торгово-промышленное село, прославившее как «царство обуви». Все население, так или иначе, было связано с обувным производством.
Первоначально село располагалось лишь на левом берегу реки Волги при впадении в неё речки Киморка, делившей село на центральную и зареченскую часть или Вознесенскую сторону, по названию Вознесенской церкви, известной ещё с 1635 года. Нынешнее здание церкви построено в 1813 году. Это самое старое здание города. С 1991 года в нем возобновлено богослужение.
Слайд 8 Первое письменное упоминание о Кимрах встречается в
1546 году в грамоте Ивана Грозного. Грамота 1546 года, данная таможенным откупщиком, рисует Кимры большим торговым селом, куда приезжали « из царевых и великого князя из подклетных деревень, да из Переславля, из Царицыной слободы ... люди митрополичьи, княжеские, боярские и монастырские торговать рыбой, солью, всякими товарами и живописью».
Слайд 9Преобразования Петра I сыграли определенную роль в экономическом развитии Кимр. Перестройка
Вышневолоцкого канала и увеличение потока грузов в Петербург по Волжской водной системе, благоприятно сказалась на развитии обувного промысла.
Слайд 11Так что же сегодня представляет город Кимры?
Это провинция, которая по-своему
уникальна. Выросшие новые микрорайоны правобережья развивались на свободных землях, не искажая исторической застройки центра.
Торговые ряды центра города, набережные и прилегающие улочки - все это напоминает нам о прошлом.
Слайд 12На Октябрьской площади, на берегу Волги воздвигнут Обелиск Победы в честь
погибших во время Великой Отечественной войны кимряков, построенный на средства жителей города и района в 1971 году.
Слайд 13По соседству с обувной фабрикой расположился прекрасный образец деревянного модерна, так
называемый «Теремок», бывший дом Лужиных.
Слайд 14За Безымянным ручьем на самом высоком месте стоит
Спасо-Преображенский собор, освященный
в 1911 году,
это самый молодой из кимрских храмов.
Слайд 15 С берега Волги открывается вид на Савелово
- правобережную часть города. Правобережье начинает застраиваться с 1901 года, когда была проведена железная дорога от Москвы до станции Савелово.
Слайд 16С Кимрами связаны биографии выдающихся людей: авиаконструктора А.Н.Туполева, писателя А.А.Фадеева, поэта
О.Э.Мандельштама, ученого М.М.Бахтина, писателя М. А. Рыбакова, актрисы Н.А. Сазоновой
Слайд 17Нас интересуют блюда современной кулинарии,
при этом
мне небезразлична жизнь, быт
моих предков,
их обычаи и традиции
Считем, что мы, обучающиеся лицея не достаточно знаем историю малой Родины, родного города, улицы, на которой родились. За последние годы упал уровень нравственности молодежи. Может быть утрачено чувство патриотизма, любви к Родине. У молодежи отсутствует эстетическое восприятие мира, плохо развит вкус. Утеряны национальные традиции русского народа.
Наша будущая профессия - повар
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Слайд 18Читая книги об истории села Кимры, встречаясь с кимрскими краеведами, принимая
участие в уроках –проектах об истории села Кимры, я узнал много о том, как жили кимряки в XVIII – XIX в.в.
Слайд 19С ребятами нашей группы мы решили узнать, как проходил в селе
Кимры ритуал чаепития
Слайд 20Кимрский историк Алексей Столяров, купец Малюгин,
которые жили в XIX веке,
в своих книгах
«Село Кимры и его обитатели», «Записки купца Малюгина рассказывают :
Слайд 21 К чаю подаются и сливки, и лимон, и
варенье. Булки подаются из муки лучшего достоинства».
«Люди богатые ведут жизнь роскошную. Чай пьют не иначе, как высших сортов и при этом самовары ставят беспрестанно.
достатка ведут жизнь, конечно, менее роскошную, но, в сравнении с крестьянской жизнью вообще, жизнь кимряков необычайно роскошна.
Чай употребляется не менее двух рублей и пьется по несколько раз в день, а также приправляется или вареньем или лимоном. Хлеб в обыкновенные дни печется к чаю из средней муки, а в праздники из первача».
Слайд 23«Кимрские бедняки, то есть люди с ограниченным достатком, все-таки отличаются от
обыкновенных крестьян.
Чай пьют низших сортов
без приправ. Белый хлеб выпекается уже исключительно из муки второго сорта.
Пироги пекутся только в торжественные дни».
Слайд 24
Предметом гордости каждой кимрской семьи был самовар
Самовар был центром семейной жизни.
Он собирал вокруг себя всю семью и в праздники и в будни.
Слайд 25Посуда для чаепития
Из экспозиции Кимрского краеведческого музея
Слайд 26Вазочка для варенья
Сахарница
Кофемолка
Из экспозиции музейной комнаты профессионального лицея №22
Слайд 27Изучая традиции чаепития села Кимры 19 века, мы, учащиеся нашей группы,
отправились к научным сотрудникам Кимрского Краеведческого музея
Здравствуйте, люди добрые. Милости просим.
Если величать – так на пороге встречать
Слайд 28Научные сотрудники музея рассказали нам о том, где появился чай, чем
он целебен, что заваривали и пили вместо чая в селе Кимры
Мы узнали, о том, что кимряки пили сбитень. Перед вами уникальный прибор для приготовления сбитня, который появился раньше, чем самовар.
Как повару, мне был интересен рецепт приготовления сбитня 19 века.
Слайд 29Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Мы узнали, что
самовар изобрели в 18 веке. Его изготовили сначала на Урале, а затем начали изготовлять в Туле. В трубу, которая находится внутри самовара засыпали шишки, поджигали лучинкой, а в Кимрах раздували огонь сапогом и вода закипала. Сверху ставили заварочный чайник.
Слайд 30В Кимрах любили чай и умели его вкусно заваривать, а для
этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус – это бодрящий тонизирующий напиток.
Мы принимали участие в заваривании чая, дегустировали вкус, были титестерами.
Слайд 31По русской традиции в селе Кимры к чаю подавали лимон, варенье,
мёд, печенье, бублики, пряники, а в праздники – пироги.
Подавай мне чашку чая,
Ведь тебе не жалко чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
Слайд 32В селе Кимры были чайные трактиры, где велись беседы, заключались сделки.
Чай бодрил, поднимал настроение.
А вот так – завершалось чаепитие!
Слайд 33 Мы считаем, что традиции чаепития села Кимры сегодня не
нарушены. И сегодня многие семьи собираются за чайным столом, обсуждают новости, решают семейные проблемы. Традиции чаепития продолжают различные клубы по интересам, Совет ветеранов, чай пьют на городских праздниках. Ассортимент магазинов города необычайно разнообразен – чай можно выбрать на любой вкус. К чаю подают и сегодня выпечку Кимрского Хлебокомбината. Это всеми любимые пряники, баранки, вафли, торты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слайд 34
Рекомендации:
Читая кимрского краеведа А.С. Столярова, мы узнали, что в Кимрах в
августе 1807 года произошел большой пожар, «который вовремя был не замечен и благодаря этому сгорела вся Троицкая часть» Причиной этого пожара была «жаркая топка в доме одной торговки –калашницы». Издавна Кимры славились своими калачами, сегодня эта традиция утеряна. Мы с ребятами решили найти рецепт кимрских калачей и мечтаем наладить их производство!
Слайд 35Используемая литература:
Малюгин М.В. Записки купца Малюгина, 1993 г.
Лебедев Н.Г. Статистико-этнографичекое описание
села Кимры, 1971 г.
Коркунов В. Верхняя Волга, 1995 г.
Крюков Ю.В. Кимры и кимряки, 1992 г.
Покудин В.П. Кашинская писцовая книга 1628-1629, 2006 г.
Столяров А.С. Село Кимры и его обитатели, 1993 г.
Слайд 36 Каждый народ вправе гордиться своей
историей. Но история русского народа – неповторимая, особенная самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали землю, оттачивали русский язык, преумножали культуру, выковывали русский характер. То что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей.
Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах дней минувших, изучать и знать историю своего отечества и своего народа.