Презентация, доклад проекта по истории на тему Использование исторических источников, как фактор повышения уровня знаний учащихся

«Историческим источником является носитель информации, созданной в процессе человеческой деятельности и окружающий историю конкретного этапа развития либо человеческого общества в целом, либо конкретного этапа развития российского общества»

Слайд 1 Использование исторических

источников как фактор повышения уровня знаний учащихся
Использование  исторических

Слайд 2 «Историческим источником является носитель информации, созданной в процессе человеческой

деятельности и окружающий историю конкретного этапа развития либо человеческого общества в целом, либо конкретного этапа развития российского общества»
И.Я.Лернер

«... Результаты в области образования, развития и восприятия теснейшим образом связаны с характером и диапазоном источников, из которых черпают знания учащиеся, и их познавательной деятельностью; чем они многообразнее и разностороннее (при прочих равных условиях), тем значительнее достигаемые результаты»
Н.Г.Дайри

«Историческим источником является носитель информации, созданной в процессе человеческой деятельности и окружающий историю конкретного этапа

Слайд 3 ПРОБЛЕМА
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск

становится неотъемлемой частью любой профессии.
Цели и задачи обучения школьников истории невозможно достичь без созданий условий для самостоятельного присвоения, приобретения ими знаний. Необходимо сформировать умения учить самого себя, добывать знания, которые не приходит к учащемуся без помощи учителя.

Сегодня российское общество вынуждено обратиться к проблеме обучения и развития вновь, стремясь найти наиболее правильное ее решение за достаточно короткий срок. Однако по мере возрастания вариантов ее решения, в порядке геометрической прогрессии появляются новые вопросы без конкретных ответов.

ПРОБЛЕМАОбщая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.Цели и

Слайд 4

При безусловных достоинствах других развивающих методов, уделим внимание изучению документов на

уроках истории, в основе которых лежит познавательная деятельность школьников.
Развивать умение пользоваться историческими источниками в основном предполагает предоставление школьнику самостоятельности, которая в конечном итоге ведет к автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления.


При безусловных достоинствах других развивающих методов, уделим внимание изучению документов на уроках истории, в основе которых лежит

Слайд 5





Разработка рекомендаций по самостоятельной работе учащихся с

историческими источниками

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

ЗАДАЧИ:
Разработка структуры и содержания исторических
источников
2. Разработка презентации проекта и учебно-методических рекомендаций.
3. Практическое применение разработок (апробация).
4. Публикация проекта.

Разработка рекомендаций по самостоятельной работе учащихся с  историческими  источниками ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА:

Слайд 6Научные: а) исторические труды; б) философско-социологические труды; в) географические описания.
 

письменные источники

Картографические - карты, исторические планы

Статистические:
а) экономическая статистика;
б) статистика народонаселения;
в) политическая и культурная статистика.
 

Актовые: а) акты политические; б) акты социально-экономические; в) акты юридические.
___________________________

Канцелярские источники:
а) грамоты;
б) реестры, книги, указы;
в) деловая переписка

Личные: а)письма;б)дневники; в) мемуары соответствие временным рамкам обучения

Художественные: а) очерки б) лирика, драма; в) романы, рассказы, повести

Исторические:
а) исторические повести;
б) хронографы;
в) летописи.
 

Актовые: а) акты политические; б) акты социально-экономические; в) акты юридические.
___________________________

Канцелярские источники:
а) грамоты;
б) реестры, книги, указы;
в) деловая переписка

Научные: а) исторические труды; б) философско-социологические труды; в) географические описания.   письменные источникиКартографические - карты, исторические планы

Слайд 7
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ТЕКСТАМИ


чтение и анализ; комментированное чтение;

выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;

коллективный разбор текста; формулирование вопросов к тексту;

обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;

выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;

анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;

формулирование обобщенных выводов;

составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта; подготовка сообщений, рефератов и т.д.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМИ  ТЕКСТАМИ чтение и анализ; комментированное чтение; выписки

Слайд 8 ПРИЕМЫ

РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ
«Диалог источников» (подбор пары источников по какому-либо
определенному принципу с объяснением сути их «диалога»);

«знаковые системы» (преобразование источников: визуального или статистического в текстовый и наоборот);

«смена жанров» («переписать» текстовый источник в ином жанре);

«восстановить лакуны» (вставить пропущенные слова);

цветовая разметка (выделение различных смысловых единиц, отделение фактов от мнений, подчеркивание их разными цветами);

восстановить перепутанную последовательность частей;

группировка источников: по хронологии, по типам, по проблемам, по историческим периодам;

определение полезности, ограниченности ценности источника


ПРИЕМЫ  РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ «Диалог источников»

Слайд 9Результатом является
создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха

в процессе учебной деятельности
и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.

Предполагается, что

.







Результатом  является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности  и

Слайд 10
Оценочный лист учащихся

Оценочный лист учащихся

Слайд 11 Ожидаемые результаты реализации проекта:

усвоение учащимися алгоритма работы с письменными источниками, способствование формированию научного мировоззрения учащихся;
расширение кругозора и интереса учащихся к истории;
вооружение учащихся универсальными способами учебной деятельности, дать импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирование социального опыта в труде и общении;
формирование умений и навыков исследовательской деятельности, необходимых для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
дает возможность ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;
развитие способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.







Ожидаемые результаты реализации проекта:    усвоение учащимися алгоритма

Слайд 131.Образовательный стандарт основного общего образования по истории// история.-2005.-
сентябрь.

(№33) – Приложение к газете «Первое сентября»- с.1-3.
2. Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования.
Образовательная область «Обществознание»//
Преподавание истории в школе.- 2005 -№3.- с.56-62.
3. Басик Н.Б Педагогические возможности работы с документами в школьном курсе
обществознания // Обществознание в школе - 1999.- №4
4. Бирюков С. А. Работа с архивными документами на уроках истории
Методика - 2002.-№2.- с.32-39.
5. Битюков Г. А. Проблемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения/
Преподавание истории и обществознания в школе.- 2005.-№5. с. 51-55.
6. Боголюбов Л.Н. Работа с документами в процессе обществоведческого образования
Обществознание в школе.-1998-№4.- с.24-32.
7. Килпатрик В.Х. Метод проектного обучения. Применение целевой
установки в процессе изучения истории.- М.:Academia, 2004.
8. Лисова А.К. Использование документов на уроках истории.
М., Народное образование. №5. 2001. С.197.
9. Манданова Е.С. Изучение исторических источников как средство развития познавательной
деятельности учащихся основной школы.
М., ПроСофт-М 2007. С. 104.
10. Пушкарев Л.Н. Исторический источник: основные подходы к классификации.-
М.: Современное историческое образование, 2000.

Литература

1.Образовательный стандарт основного общего образования по истории// история.-2005.-   сентябрь. (№33) – Приложение к газете «Первое

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть