Слайд 1Министерство науки и образования Краснгодапрского края
МБОУ СОШ 43 г. Краснодара
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Отражение
традиций адыгов в «Нартах»
Автор: Клещевник Даниэль
6 класс
2017
Слайд 2Каждый народ, будь он малочислен или многочислен, уникален по-своему. У каждого
народа кроме всеобщих традиций и норм взаимоотношения между людьми, есть еще свои вековые национальные традиции и обычаи, выгодно отличающие его от других народов и сохраняющиеся несмотря ни на какие испытания и страдания.
Духовная культуры народов Адыгеи нашла свое отражение в героическом эпосе - «Нартах»
Слайд 3Нартский эпос был весьма популярен был среди адыгов в XVI —
первой половине XIX вв. Он стал в первой половине XIX в. объектом записи и изучения. Одним из первых описал его выдающийся адыгский ученый султан Хан-Гирей. В эпосе воспевались отвага и честность, готовность отдать жизнь за счастье людей. Гордые нарты привлекали к себе внимание адыгских рыцарей позднего средневековья.
Слайд 4Героический нартский эпос является средоточием и хранилищем мудрости народа, в нем
отражен нравственный облик народа, понимание окружающего нас мира и мира самого человека, его духа во всем многообразном проявлении. В нартском эпосе показывается, как «выковываются» дух и характер его героев.
Слайд 5В адыгском (черкесском) фольклоре сохранилось много обрядовых и календарных песен, хохов,
напевов символико-магического значения и стимуляционных речитативов. Особое место в фольклоре занимают древнейшие песни и хохи, посвященные различным родам трудовой деятельности людей.
Слайд 6Трудовые песни, хохи и музыкальные произведения адыгов исполняются во время «мэлегъажьэ»
(выгон отары), «вакIуэ дэкI» (начало пахоты) и т. д. Песни, хохи и речитативы в ту пору не имели еще самостоятельного художественно-эстетического значения, главное их значение состояло в ритуальном оформлении трудовых торжеств, в магическом воздействии на людей. Искусство и поэзия служили единой цели общества – коллективному началу труда.
Слайд 7В адыгском фольклоре много различного рода ритуальных и культурных церемониалов, посвященных
различным божествам – покровителям животного и растительного мира. Кроме этого, много обрядов, связанных с рождением и смертью, свадьбой, излечением больного, освящением урочищ и т. д
Слайд 8Языческие боги в нартском эпосе.
Языческие боги были покровителями отдельных разновидностей трудовой
деятельности. В народной поэзии они обретали некоторые черты художественной конкретности и нередко становились персонажами героического нартского эпоса.
Языческий бог Тлепш – покровитель огня и кузнечного дела снабжает земледельцев «плугом и мотыгой».
Слайд 9В нартском эпосе Тлепш сохраняет все атрибуты покровителя кузнечного ремесла и
вместе с тем является первым кузнецом нартского эпоса. В эпосе Тлепш выступает в конкретных жизненных обстоятельствах как совершенно конкретный человек-образ со всеми человеческими страстями; он превращается из бога в земного человека. Иначе говоря, в эпосе Тлепш – уже художественный образ.
Слайд 10В нартском эпосе центральное место занимает один из его главных героев
Сосруко. На примере этого героя, того, как он родился, какие подвиги совершал и как был убит, можно определить время формирования нартского эпоса. Он рожден от камня и закален Тлепшем, после чего становится «железным человеком».
Слайд 11В нартском эпосе отразились и более поздние общественные формации. На примере
таких нартских героев, как Шауей и Куйцук, мы видим наличие имущественного неравенства у нартов, хотя сказания о них зародились наряду со сказаниями о других героях.
Слайд 12Одно из центральных мест нартского эпоса занимает тема беззаветной любви к
Родине, бесстрашие и отвага героев в ее защите. Вместе с тем в эпосе достаточно полно представлены и другие жизненно необходимые темы.
Трудолюбие, уважительное отношение к женщине, забота о младшем поколении и его воспитание - те проблемы, которым особое внимание уделяет адыгэ хабзэ и которые являются основным его содержанием.
Слайд 13Во многих нартских сказаниях упоминается конь. Он – неразлучный друг любого
нартского героя. Он для нарта больше, чем конь. Конь в нартском эпосе выступает таким же всесильным, как сам герой. Конь наделен неимоверными силами и возможностями. Конь в эпосе выступает как человек, как говорящая сверхъестественная сила.
Слайд 14Конь Сосруко
«…взвился конь, подобно звезде, и, подобно звезде, скрылся за облаками.
Конь то в океан бросался, чтобы сбросить его, то скакал по крутым обрывам, то по темным ущельям, то пролетал сквозь горные кольца. В конце концов понял, что ему не сбросить с себя Сосруко, и тут он заговорил человеческим языком: «Клянусь Амышем, богом животных, буду я твоим верным конем, если ты станешь настоящим нартом!».
Слайд 15В нартском эпосе воспевается не только трудолюбие. В нем нашло достойное
место и воспитание в человеке чувства прекрасного. Таким образом, нарты гордились не только своими храбрыми воинами и умелыми хлебопашцами и пастухами, но она так же была богата искусными плясунами, певцами и музыкантами.
Слайд 16На нартских сходах – хасах устраивались не только соревнования по джигитовке,
стрельбе из лука, метанию камня, борьбе, но и пляске, пению, красноречию и смекалке. Этим самым нарты уделяли огромное внимание не только физической подготовке, но и нравственному, интеллектуальному воспитанию.
В этом плане ярким примером из нартского эпоса являются образы молодых его героев Ашамез и Малечипх.
Слайд 17Ашамез наделен высоким чувством прекрасного. Его свирель божественно воздействует на окружающий
нартов мир. Настолько умело Ашамез играет на ней, что вокруг все оживает. Даже природа не может оставаться безразличной к задушевному напеву и игре на свирели. Это говорит о том, что нарты не только храбро защищали свой родной очаг, были умелыми наездниками, но они также могли задушевно петь и играть на музыкальных инструментах, исполнять зажигательные танцы и пляски. То есть обладали и высокой внутренней культурой.
Слайд 18При изучении нартского эпоса, его сказаний можно обнаружить почти все элементы
адыгэ хабзэ (адыгского этикета), все его стороны в деталях представлены в нем. Это касается и семейно-брачных отношений, свадебных обрядов, приципов гостеприимства и воспитания детей и т. д.
В нартском эпосе отражен обычай: спустя несколько дней после рождения разнополых детей, делали зарубку в присутствии родственников и друзей и обручали младенцев с обязательным условием их женитьбы по достижении ими совершеннолетия, устраивалось торжественное угощение.
Слайд 19Время действия нартского эпоса не является реальным.
Это, по представлениям адыгов, как
и у других народов Кавказа, особое время, время изобилия, благоденствия, “золотой век” адыгов. Это время как бы противостоит нынешней эпохе, в которой уже нет как самих нартов, так и самого изобилия.
Слайд 20Особое место в «Нартах» отведено женщине.
Сатеней, мать Сосруко — вечно
молодая мудрая женщина. Мы ничего не знаем о ее рождении; события, в которых она участвует, излагаются в различной последовательности. Аналогично характеризуется и другая эпическая героиня — Адиюх. Мы знаем о ней как о светлорукой красавице, помогающей мужу своей светозарной рукой совершать подвиги.
Слайд 21 Охотник Асланбек Короткий (КIэшI), идя по ущелью реки Теберды (верхнего
притока Кубани), увидел , как один нартский всадник гонялся за быком. Бык, не повиновавшегося всаднику, рассерженный нарт взял и положил за холку своего коня.
Охотник, увидев его, испугался и спрятался в яме, выбитой копытами нартского коня. Увидев его, нарт изрек: “Какая мелюзга, какая противная штука! Нартам, среди которых появился такой, будет конец... То было наступившей порой гибели нартов”.
Слайд 22Большинство мест, где действуют герои или боги, носили реальные географические названия.
Так, местом пребывания бога плодородия Тхагаледжа и его быков чаще всего называют долины рек Псыжа (Кубани) и ее притока Лабы, а также берега Терека. Бадиноко обычно разъезжает в долинах рек Псыжа и Дона.
В верховьях Кубани находится камень — “место игр коня Сосруко” и печь Сатеней. В долине Зеленчуков находится камень, будто бы рассеченный мечом Сосруко, и курган — могила мужа Адиюх.
Слайд 23Худим кузнечил возле Курго (Кургъо бжъапэ), Тлепш — под горой Гучипций
(ГъукIыпцIый Iуащхь), что возле аула Едепсыкоай (Едэпсыкъоай). Местом пребывания богов указывается Ошхамафо (Эльбрус), а жилищем Адиюх считается одноименная ральная историческая башня на берегу Малого Зеленчука.
Слайд 24Сотворение мира в «Нартах»
В адыгской мифологии творцом мира выступает Тха (Тхашхо)
— верховный бог. Он “сотворил мир и людей”, а также “солнце, луну, небо, звезды”
Слайд 25Нарты, воспринимаемые носителями эпоса как предки их народа, в какой-то мере
сопоставимы с мифическим племенем первых людей.
В бжедугском сказании “Откуда пошло название натыф” говорится:
“Много лет назад (там), где сейчас живем мы, адыги, у моря жило какое-то большое племя. Людей этого племени называли нартами. Нарты были высокими и очень сильными. И в сражении, и в труде не было им равных. Говорят, мы произошли от них”.
Слайд 26«Нарты» основная ценность устного народного творчества адыгов являлись грозным оружием в
повседневной борьбе за человеческое достоинство, за свои права. «Ценность адыгских нартов,— писал А. М. Горький, — увеличивается еще тем, что в них зло везде побеждено. Это хорошее свидетельство о здоровье народа». Такое же назначение имели исторические рассказы, новеллы, предания, легенды, песни народов Адыгеи.