Презентация, доклад Применение метода шесть шляп мышления на уроках истории

Содержание

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. 

Слайд 1Применение метода «Шесть шляп мышления» на уроках истории
Учитель : Торопова А.П.
МБОУ

«Шахунская гимназия
им. А.С. Пушкина»
Применение метода «Шесть шляп мышления» на уроках истории Учитель : Торопова А.П.МБОУ «Шахунская гимназия им. А.С. Пушкина»

Слайд 2 «Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления,

разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. 
«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести

Слайд 3Эдвард де Боно - крупнейший специалист с мировым именем в области

творческого и концептуального мышления, автор 64 книг, переведенных на 35 языков мира, доктор медицины и психологии, руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета.  
Эдвард де Боно - крупнейший специалист с мировым именем в области творческого и концептуального мышления, автор 64

Слайд 4Что обычно происходит в голове человека, когда он думает?

Что обычно происходит в голове человека, когда он думает?

Слайд 5
идея параллельного мышления

идея параллельного мышления

Слайд 6Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого

ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. 
Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. 
В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше

Слайд 7Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные

трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на

Слайд 8Белая шляпа - белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах.
Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией этого факта. 
В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная бесстрастность и объективность.

Белая шляпа - белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах. Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией этого факта. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная бесстрастность и объективность.

Слайд 9Красная шляпа - символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций.
Эмоции - это субъектив­ное отношение к факту, которое нельзя не принимать во внимание. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот 
что я чувствую по поводу данного вопроса». 
Самое трудное в использова­нии красной шляпы – это противиться искушению объяснить возникно­вение у вас того или иного чувства.

Красная шляпа - символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций.Эмоции - это субъектив­ное отношение к факту, которое нельзя не принимать во внимание. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса». Самое трудное в использова­нии красной шляпы – это противиться искушению объяснить возникно­вение у вас того или иного чувства.

Слайд 10Черная шляпа - черный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное.
 Это критика, доходящая до въедливости, негативизм и искренняя убежденность в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо». 
Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем, оно лишь указывает на  их наличие. Надевающий черную шляпу занят поисками того, что в данном предложении не правильно,

нуждается в доработке или просто ошибочно.

Черная шляпа - черный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное. Это критика, доходящая до въедливости, негативизм и искренняя убежденность в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо». Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем, оно лишь указывает на  их наличие. Надевающий черную шляпу занят поисками того, что в данном предложении не правильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.

Слайд 11Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление.
 Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. 
Сделайте все возможное, чтобы найти обоснование своему оптимизму. 

Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. Сделайте все возможное, чтобы найти обоснование своему оптимизму. 

Слайд 12Зеленая шляпа - символ свежей  листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует  творческое начало и расцвет новых идей.
 Что примечательного в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в ее основе? Куда она нас приведет? 
Главное, что необходимо понять: мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения по

рассматриваемой идее.

Зеленая шляпа - символ свежей  листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует  творческое начало и расцвет новых идей. Что примечательного в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в ее основе? Куда она нас приведет? Главное, что необходимо понять: мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения по рассматриваемой идее.

Слайд 13Синяя шляпа - синий цвет холодный, это цвет неба.
 Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени, в предоставлении возможности надевающему ее человеку исполнить роль фотографа, бесстрастно фиксирующего плоды деятельности каждой из перечисленных выше шляп
Одной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.

Синяя шляпа - синий цвет холодный, это цвет неба.  Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени, в предоставлении возможности надевающему ее человеку исполнить роль фотографа, бесстрастно фиксирующего плоды деятельности каждой из перечисленных выше шляпОдной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.

Слайд 15Урок по истории с использованием технологии критического мышления
Используя метод «Шесть

шляп мышления», будем работать в группах с учебником по теме «Первая мировая война»
(повторительно-обобщающий урок)
      Учащиеся в начале урока разбиваются на группы по 4—5 человек, и каждая группа получает от учителя шляпу определенного цвета

      Желтая шляпа — шляпа оптимиста.
      Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в пройденной теме. Надо перечислить все вопросы мировой политики, которые были решены на конференциях после окончания Первой мировой войны, найти успехи в решении своих проблем для каждой страны (там, где они есть).
      Черная шляпа — шляпа пессимиста.
      Группа, получившая черную шляпу, должна найти все вопросы, которые не были решены на послевоенных конференциях, выделить все неудачи в международных отношениях для каждой страны, показать несправедливость решений конференций.
   
Урок по истории с использованием технологии критического мышления  Используя метод «Шесть шляп мышления», будем работать в

Слайд 16   
Белая шляпа — шляпа объективного наблюдателя.
      Группа, получившая белую шляпу, должна найти и

перечислить только конкретные факты по теме без оценок (какие конференции состоялись, их итоги).

      Красная шляпа — шляпа эмоционального участника.
      Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали страны-участницы конференций и почему, кто остался доволен новой системой международных отношений, а кто — нет.

      Синяя шляпа — шляпа философа.
      Группа, получившая синюю шляпу, должна подготовить рассуждения по вопросам: насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система международных отношений и правомерно ли говорить о прочных международных отношениях вообще, извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны какие-либо уроки из нее, судя по решениям послевоенных международных конференций?
    

   Белая шляпа — шляпа объективного наблюдателя.      Группа, получившая белую шляпу, должна найти и перечислить только конкретные факты по теме

Слайд 17Используя метод «Шесть шляп мышления», будем работать в группах с учебником

по теме «Финикийские мореплаватели»
Используем только четыре шляпы.
Каждая группа получает свою шляпу и своё задание.
Белая шляпа. Выделить в параграфе только факты о Финикии. Красная шляпа. Выразить свои эмоции по поводу жизни в Финикии. Жёлтая шляпа. Выделить позитивное, положительное, хорошее в Финикии. Объяснить, почему считаете, что это хорошо. Аргументируйте своё мнение. Чёрная шляпа. Нужно определить, негативное, отрицательное, плохое в Финикии. Объяснить, почему вы так считаете.

Урок по истории с использованием технологии критического мышления

Используя метод «Шесть шляп мышления», будем работать в группах с учебником по теме «Финикийские мореплаватели»Используем только четыре

Слайд 18       Усиление компонента осознанного отношения к жизненным ситуациям, к собственной точке

зрения;
       Развитие навыков конструктивного, упорядоченного, структурированного мышления;
     Воспитание культуры обмена мнениями;
     Развитие способности видеть эмоции, чувства (не только свои, но и других людей) и понимать их роль в процессе мышления;
      Формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности

Предлагаемая методика ориентирована на:  

       Усиление компонента осознанного отношения к жизненным ситуациям, к собственной точке зрения;       Развитие навыков конструктивного, упорядоченного, структурированного

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть