Слайд 1
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Древняя Греция»
«Благодаря образованию человек
становится самым
прекрасным и самым
божественным из существ;
невежда же – самое дикое создание из всех,
существующих на Земле».
Платон.
ИСТОРИЯ – 5 КЛАСС
ИСТОРИЯ – 5 КЛАСС
Слайд 2Цель и задачи урока:
обобщение и систематизация знаний о Древней Греции;
совершенствовать умения
и навыки при работе с текстом, хронологией, иллюстрациями и исторической картой;
развивать способности ориентирования в определённой исторической эпохе;
воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому наследию древних греков;
выявить пробелы в знаниях;
развивать коммуникативные способности при работе в группе;
воспитывать в ходе игры чувство товарищества, долга, уважения к одноклассникам .
Слайд 3 Оценка игры
За каждый правильный ответ:
1 балл.
За неправильный ответ:
0 баллов.
За
правильный ответ на вопрос соперников:
2 балла.
Слайд 4Конкурсы
Разминка капитанов.
Разминка для команд.
История на карте и в рисунке.
Герои Эллады.
Древнегреческие фразы
и крылатые выражения.
Историческая путаница.
Экскурсия в Музей одной вещи.
Воображаемое путешествие.
Слайд 5
Путь из Древней Греции был
не близок
Я богиня Клио, с историей дружу,
Со священной горы Олимп
Спустилась я, с богинями,
с сёстрами своими.
Слайд 6 1.«Разминка капитанов».
Назовите имена богинь?
Каким видам искусства они покровительствовали?
Э
В
Т
Е
Р
П
А
Богиня поэзии и музыки
Слайд 10
К
А
Л
Ь
М
И
О
П
А
Богиня эпической поэзии и науки
Слайд 14Богиня танцев и хорового пения
Т
Е
П
С
И
Х
О
Р
А
Слайд 17
Зевс
Бог земли и неба, царь богов и людей?
Слайд 18Школа в Афинах,
где занимались гимнастикой?
П
Е
Л
Е
С
Т
Р
А
Слайд 19Александр Македонский
Царь совершивший завоевательный
поход в Азию?
Слайд 20Название Южной части Греции?
П
Е
Л
О
П
О
Н
Н
Е
С
Слайд 21М
И
Р
О
Н
Автор скульптуры «Дискобол»?
Слайд 22Название греческого судна?
Т
Р
И
Е
Р
А
Слайд 23Высший орган власти в Афинах?
Народное собрание
Слайд 24Поселение греков за морем?
Колония
Слайд 26Возвышенная и укреплённая часть Афин, верхний город?
А
К
Р
О
П
О
Л
Ь
Слайд 29Д
Е
М
Е
Т
Р
А
Богиня плодородия и земледелия?
Слайд 30 Деятель Афин, которого избирали 15 раз стратегом?
П
Е
Р
И
К
Л
Слайд 32Власть народа в Древней Греции?
Демократия
Слайд 33
Построение войск у македонской пехоты?
ФАЛАНГА
Слайд 34 3. История на карте и в рисунке.
С помощью карты и
рисунка определите какое событие здесь изображено?
Расскажите об этом событии от лица его участника.
Слайд 38Задание для 1 команды:
Восточное побережье Греции омывается Ионическим, а западное Эгейским.
Эгейское море усеяно многими островами. В южной части Греции находится самый большой остров – Пелопоннес.
В конце второго тысячелетия в Грецию вторглись греческие племена – дорийцев, что привело к подъёму хозяйства и культуры.
Юго - восточная часть Пелопоннеса называлась Мессения. В Мессении находится греческое государство Спарта. Спартанцы занимались ремеслом. В городе был район Керамик. Здесь работали искусные ремесленники. Они делали разные сосуды. В Спарту приезжали чужеземцы. За соблюдением всех законов зорко следило Народное собрание
Слайд 39Задание для 2 команды:
Древний город Северной Греции - Афины. В 8
в. до н. э. городом правили Совет старейшин и 10 правителей. Власть в Афинах того времени принадлежала аристократам. Слово «аристократ» в переводе с греческого означает – свободный человек. Все жители Аттики считались гражданами.
Обработка земли в Греции не требовала тяжёлого труда. Греки сеяли главным образом пшеницу. В 500 –м году до н. э. знать избрала архонтом Солона. Он провёл преобразования в сельском хозяйстве, так как там больше всего использовали труд рабов. Положение их улучшилось. Рабов в Афинах называли илотами.
В IV веке до н.э. Греция приходив в упадок и попадает под власть Персии
Слайд 40Ответ 1 команды
Ответ: Восточное побережье Греции омывается Эгейским морем, а
западное побережье Ионическим. Эгейское море усеяно многими островами. В южной части Греции находится самый большой - остров Крит.
В конце второго тысячелетия в Грецию вторглись греческие племена – дорийцев, что привело к падению хозяйства и культуры Греции.
Юга - восточная часть Пелопоннеса называлась Лаконика . В Лаконике находится греческое государство Спарта. Спартанцы были умелыми воинами. Район Керамик был в Афинах. Все другие занятия им запрещал закон. Чужеземцы в Спарту не приезжали – там нечего было смотреть. За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин.
Слайд 41Ответ 2 команды
Древний город Средней Греции- Афины. В 8 в. до
н. э. городом правили Совет старейшин и 9 правителей. Власть в Афинах того времени принадлежала аристократам. Слово «аристократ» означает – знатный человек. Все жители Аттики, кроме женщин и приезжих, считались гражданами.
Обработка земли в Греции требовала тяжёлого труда. Греки сеяли главным образом ячмень. В 594 –м году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Он провёл преобразования в положении демоса и в управлении государством. В сельском хозяйстве меньше всего использовали труд рабов. Положение рабов не улучшилось. Рабов в Спарте называли илотами.
В IV в. до н.э. Греция приходит в упадок и попадает под власть Македонии.
Слайд 42
Ответьте на вопросы от первого лица?
Определите, кто изображён на скульптуре?
5.
«Герои Эллады».
Слайд 43Задание для 1 команды
Кто изображен на бюсте?
Мильтиад
Слайд 44Задание для 2 команды
Кто изображен на скульптуре?
Леонид
Слайд 45Какую должность вы занимаете в Афинах?
(Стратега)
Почему вас избрали на эту должность?
(Я опытный воин, знаю привычки персов).
В каком сражении вы принимали участие и против кого?
( В Марафонской битве, в 490 г.до н. э., против персов).
Кто возглавлял войско персов?
(Дарий I).
Чем в военном отношении вас превосходили персы?
(У них была конница и лучники).
Почему вы решились на сражение?
(Персы отплыли на кораблях в беззащитные Афины).
Какую тактику вы использовали, чем закончилась битва?
(Сражение фалангой, греки победили)
Слайд 46
Откуда вы и почему вас поставили во главе войска?
(я царь Спарты,
а цари в Спарте командуют войском)
В каком сражении вы и ваше войско завоевало славу?
(У Фермопил)
Кто возглавлял войско персов?
(Царь Ксеркс)
Какое количество войск было у греков возле Фермопил?
(7 тыс.).
Почему вы потерпели поражение?
( Нашелся предатель)
Почему 300 спартанцев осталось сражаться зная, что сражение будет проиграно?
(В Спарте воин покинувший своё боевое место становился предметом насмешек и лишался всех прав).
Чем закончилось сражение? (Спартанцы все погибли)
Слайд 47
Объясните происхождение древнегреческих фраз и значение крылатых выражений
6. Древнегреческие фразы
и крылатые выражения.
Слайд 48Задание для команд
1 команде
2 команде
Злой как Ксеркс.
«Долговой камень» и Солон.
Троянский конь.
Авгиевы
конюшни.
Спартанская выдержка.
«Театральное пособие» и Перикл.
Ахиллесова пята.
Прометеевы муки.
Слайд 49Ответ 1 команды
1.Когда буря разрушила возведённый персами мост через пролив Геллеспонт,
тогда царь Ксеркс приказал казнить строителей и высечь море кнутами.
2.Находился на участке земледельца как знак долга. Правитель Афин, Солон отменил долговое рабство и запретил обращать земледельцев в рабов за долги.
3.Подарок,сделанный с коварным замыслом, опасный удар.
4.Очень грязное место
Слайд 50Ответ 2 команды
1.По основному закону спартанцев им было запрещено отступать с
поля боя, а бесчестие они считали страшнее смерти.
2.Правитель Афин, Перикл в целях развития искусства выдавал из государственной казны своим гражданам специальные деньги для посещения театра.
3. Уязвимое место.
4.Страшные страдания.
Слайд 51
Проведите экскурсию одной вещи, употребив, где нужно, крылатое выражение.
7.
Экскурсия в Музее вещей
Слайд 52 Задание для 1 команды
Шляпа и сандалии с
крылышками.
Яблоко.
Зеркальце и ткань.
Слайд 54«Яблоко раздора» – было брошено богиней ссоры и раздора, Эридой. Она
его бросила, поссорив Геру, Афину и Афродиту, со словами: «Прекраснейшей», начав Троянскую войну.
Слайд 55
Афродите- богине красоты и любви
Слайд 56Задание для 2 команды
Клубок ниток и меч.
Mолот и наковальня.
Маска и сандалии
Слайд 57«Нить Ариадны»- Ариадна дала Тессею клубок ниток, чтобы вывести путников из
лабиринта.
Слайд 59
Актерам в театре надевали маски, а чтобы они казались выше надевали
на ноги сандалии на толстой подошве
Слайд 60
Совершите воображаемое путешествие
(по рисункам) в прошлое Древней Греции.
Определите:
-- Где вы
побывали?
-- Что увидели?
-- С кем встретились?
8. Воображаемое путешествие.
Слайд 63Рефлексия
Сегодня на уроке я для себя сделал вывод…
Во время урока я
столкнулся с трудностями…
От урока у меня осталось впечатление…
Слайд 64 Подведение итогов урока
Выставление оценок.
Вручение олимпийских грамот по номинациям:
«Самый умный»,
«Самый культурный»,
«Самый эрудированный»,
«Знаток мифов»,
«Самый сообразительный»,
«Знаток исторических фактов».
Слайд 65Рефлексия
Сегодня на уроке я для себя сделал вывод…
Во время урока я
столкнулся с трудностями…
От урока у меня осталось впечатление…
Слайд 66 Домашнее задание
Составить кроссворд по теме: «Древняя Греция»(письменно).
Выполнить творческое
задание, используя иллюстрации в учебнике: 1) Афинский Акрополь; Олимпийские игры в Олимпии – проведите экскурсию;
2) Македонская фаланга; Народное собрание в Афинах – оживи картину (устно).