Слайд 1
«Ломоносов –
великий сын России»
Выполнил:
Студент группы Ю-141к
Кадочникова Алёна Николаевна
Слайд 2Цель работы:
Ознакомиться с творчеством и
великими открытиями М. В.
Ломоносова,
выяснить какой
неизгладимый след ученый
оставил в истории
нашей страны
Слайд 3Задачи:
изучить биографию Михаила Васильевича Ломоносова;
ознакомиться с основными открытиями и
этапами научной деятельности;
изучить влияние на развитие Урала.
Слайд 4Михаил Васильевич Ломоносов
Великий русский учёный, химик, физик, художник
и поэт был рождён
19-ого ноября 1711-ого года в
Архангельской губернии.
С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к
знаниям. Очень рано ему удалось освоить
грамоту.
Когда юный Ломоносов узнаёт, что отец
хочет его женить, он претворяется больным.
После чего, в возрасте 19 лет, получив
паспорт, сбегает из родного дома и идёт пешком
в Москву, чтобы продолжить своё дальнейшее
образование.В столице, скрыв правду о своем
крестьянском происхождении, он поступил в
Славяно-латинскую академию. В 1735, добившись
выдющихся успехов, он был переведен в
Академический университет в Санкт
Петербурге.На следующий год Ломоносов вместе
с несколькими другими студентами был
отправлен в Германию на обучение.
Слайд 5
После нескольких лет обучения, вернувшись в
Россию, в августе 1745 стал первым русским ученым, избранным на должность профессора (академика) химии, а в 1748 добился постройки и оборудования первой в России химической научно-исследовательской лаборатории.
Слайд 6Исследования
На основе своих многолетних исследований
Ломоносовым было построено более десятка принципиально новых оптических приборов, им была открыта русская школа научной и прикладной оптики. Он сконструировал и создал катоптрико-диоптрическую зажигательную систему; прибор «для сгущения света», названный им «ночезрительной трубой», а также самостоятельно сформулировал законы сохранения материи и движения, разработал учение о природе цветов.
Слайд 7
Широкие научные интересы Ломоносова включали и астрономию. 26 мая 1761 во
время
прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у нее
атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при
двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца.
Слайд 8 Ломоносов много занимался и искусством. В течение многих лет он
разрабатывал технологию
получения цветного стекла на бисерной и мозаичной фабрике, построенной в Усть-Рудицах
(близ Петербурга). Цветные стекла использовались для создания мозаик. Он сам создал ряд
мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику «Полтавская баталия»
(1762-64). Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией
художеств, избравшей его в 1763 своим членом.
Слайд 9Просветительская деятельность
В 1755 во многом благодаря усилиям Ломоносова был основан первый
в России Московский университет, который ныне носит его имя.
Слайд 10Ломоносов-филолог
Как ученый, он уделял огромное внимание разработке
языка русской науки, создал химическую русскую номенклатуру. В России Ломоносов стал создателем оды как жанра философского и высокого гражданского звучания,а также автором поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.
Слайд 11Ломоносов-историк
С 1751 он начал работать
по подлинным документам над «Древней Российской историей от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (1-2 части), опубликованную в 1766.
Его «Краткий Российский летописец с родословием» (1760) представляет собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно. Также Ломоносов принимал участие в подготовке материалов для «Истории Петра Великого» Вольтера.
Слайд 12
Ломоносов и металлургия
Наряду с физикой и химией М. В. Ломоносов считал горное
дело и геологию «главным своим делом». Он понимал, что в эпоху начавшегося в России развития горнозаводского производства огромная роль принадлежит геологическим исследованиям.
Слайд 13Наиболее бурное развитие металлургия и железоделательное производство получили при
Петре I (1672-1725
гг.).
В 1725 г. по замыслу Петра I создаётся Академия, по инициативе которой, систематически
организовывались экспедиции для изучения природных богатств России, главным образом
Урала и Сибири. Для этого нужны были люди, искусные в инженерном
мастерстве, знающие химию, геологию, горное дело и металлургию. Таких людей было
крайне мало,поэтому Академия наук приняла решение послать за границу для обучения
химии, горному делу и металлургии трех молодых воспитанников. Среди них был и
Ломоносов.
Слайд 14Ломоносов глубоко изучил опыт металлургического производства и разработки месторождений полезных ископаемых
и изложил основы методов, практически применяемых в горном деле и металлургии. Русский ученый старался выявить физическую и химическую сущность производства металлов. Михаил Васильевич Ломоносов одним из первых заметил, что растительность над рудными жилами изменяет свой обычный облик. Использовав "ботаническую формулу" М. В. Ломоносова, геологи открыли месторождения меди в центре Казахстана.
Слайд 15Ломоносов и Урал
Так сложилось, что Михаил Ломоносов никогда
не был на Урале, не посещал уральские рудники и шахты. Тем не менее этот ученый-самородок оставил неизгладимый след в истории изучения уральских недр и заложил основы уральской геологической и минералогической науки.
“Российский Офир” – так Ломоносов называл Урал по имени сказочной библейской страны, откуда царь Соломон получал несметные сокровища.
Слайд 16 Багарякские, Синарские, Березовские,Тагильские, а также
многие другие руды отправлялись с Урала в Петербург для Ломоносова.
Среди них ученый обращает внимание на необычные образцы, которые описывает как "красную свинцовую руду”. Далее, образцы поступили на изучение к ученику Ломоносова, который и описал их как новый минерал, впервые открытый на просторах Российской империи - крокоит.
Позднее, этот исконно уральский, березовский самоцвет становится «гвоздем» любой минералогической коллекции.
Слайд 17 Таким образом, Михаил Васильевич Ломоносов, прожив яркую, полную
творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении.
Всю свою жизнь Михаил Васильевич посвятил доказательству тезиса о том, что и человек низшего происхождения может быть гением.
Ломоносов- яростный, непоколебимый патриот, который несмотря на выгодные предложения работы в западных странах, не оставил свою Родину, т.к. хотел видеть Россию империей, доминирующей на континенте.