Слайд 1Политика Европейского Союза в Центральной Азии
Выполнил: преподаватель НГУЭУ А.О. Панков
Слайд 3Развитие текущих геополитических процессов на территории Центральной Азии свидетельствует о возрастании
значения региона в мировой политике. Вопреки отрицанию рядом экспертов тезиса об идущей полным ходом «большой игре» в регионе, Центральная Азия давно стала зоной «соперничества и конкурентного сотрудничества великих держав» современности. В их ряду Европейский союз (ЕС) в силу своих структурных особенностей занимает особое место.
Слайд 4Юридическая база, от которой отталкиваются отношения ЕС со странами СНГ, была
заложена 31 декабря 1991 года, когда Европейский Союз и его государства в совместном заявлении признали новые независимые страны, возникшие на территории бывшего СССР. В политическое измерение отношения ЕС со странами СНГ перешли после подписания главами государств и правительств стран ЕС Декларации о готовности содействовать процессу демократизации в бывшем СССР. В отношении Центральной Азии Европейским союзом была выбрана политика выдвижения серии инициатив, ёмко объединяющих в себе мотивы как экономического, так и политического характера.
Слайд 6Энергетическая политика стран ЕС сосредоточена вокруг смежного с Центральной Азией сектора
Каспийского моря, являющегося альтернативной артерией импорта нефти и газа. Тактика ЕС подразумевает как использование действующих нефтепроводов, таких как «Дружба», по которому углеводороды доставляются на перерабатывающие предприятия Чехии, Германии и Австрии, так и активное участие в процессе добычи на шельфах Каспийского моря. Участие в нефтяной и газовой добыче каспийско-центральноазиатсокого региона принимают компании Shell (Голландия), TotalFinaElf и Schlumberger (Франция), ENI и Agip (Италия), British Petroleum и Lasmo (Великобритания), REPSOL (Испания), Wintershall (Германия), Petrom (Румыния) и Statoil (Норвегия).
Слайд 7Суммарное число инвестиций стран ЕС начиная с 1990 г. по 2006
г. и при учете темпов на ближайшие 15 лет составляет от 300 до 500 млрд. долл. США. Основным для ЕС региональным экспортером является Казахстан, ежегодно обеспечивающий до 20% всего импорта газа и нефти, поставляемого в страны ЕС.
Слайд 8ЕС прилагает усилия по модернизации коммуникаций и транспортных сетей в Центральной
Азии. В идеале, стратегия Европейского союза подразумевает инвестирование и участие в проектах «связывания» побережья Тихого океана с территорией Европы, что в американской терминологии известно как «стратегия Шелкового пути». Для достижения этой цели Брюсселем были выдвинуты две инициативы, известные как ИНОГЕЙТ - создание интегрированной системы коммуникаций по перекачке нефти и газа в Европу, и ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа – Кавказ - Центральная Азия).
Слайд 9Программа ТРАСЕКА в самом полном виде воплощает в себе европейское видение
макрорегиональных процессов на территории всей Евразии. Согласно замыслу, трансконтинентальный транспортный коридор должен соединить черноморские порты Грузии (Поти и Батуми), железнодорожные пути на территории Грузии и Азербайджана, паромную систему Каспийского бассейна (Баку - Туркменбаши), железнодорожные системы Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана (по ветке Андижан – Ош - Кашгар) и КНР с дальнейшим выходом к акватории Тихого океана. При реализации серии проектов в рамках ТРАСЕКА страны ЕС затратили в течение 1993-2004 гг. до 110 млрд. долл.
Слайд 10Одной из основных проблем для ЕС является попытка обуздать наркопотоки, идущие
из Афганистана через Таджикистан и далее в Европу. Среднеазиатский трафик полностью обеспечивает наркотический рынок Европы и США героином. Проблема наркобизнеса неразрывно связана и с проблемой террористических групп, ставящих под свой контроль наркопотоки, делая их статьей финансирования террористической деятельности. Резолюция 1373 Совета Безопасности ООН по борьбе с терроризмом была поддержана странами ЕС в качестве официального ответа исламским группировкам на территории Центральной Азии.
Слайд 12Теоретики европейской интеграции утверждают, что опыт ЕС может быть привлекателен для
других регионов мира. Однако вряд ли возможно говорить о правомочности рассмотрения ЕС как модели интеграции для стран Центральной Азии. Во-первых, она во многом не универсальна, но, самое главное, страны региона уже выступили с интеграционной альтернативой - ЕврАзЭс - основанной на опыте экономической взаимозаинтересованности стран Центральной Азии и России в образовании единого рынка, на условиях, предлагаемых самими центральноазиатскими странами.
Слайд 13Экономические интересы ЕС выражены в регионе весьма четко. Основной акцент в
инвестировании ставится на сектора добычи и транспортировки энергоресурсов. Действия по диверсификации потоков углеводородов из Центральной Азии в Европу отвечают экономическим интересам стран ЕС, однако, при отсутствии адекватной политической линии, невольно направляют ЕС в фарватер действий США.