Слайд 1Промышленная революция
Подготовил ученик 10 класса
МОБУ СОШ №5 Ахудзанов Никита
с.Нагорное
Пожарский район Приморский край
Слайд 2Значение термина
Промышленная революция (промышленный переворот, Великая индустриальная революция) — массовый переход от ручного труда к машинному,
от мануфактуры к фабрике, произошедший в ведущих государствах мира в XVIII—XIX веках.
Слайд 4Основным следствием промышленного переворота являлась индустриализация — переход от преимущественно аграрной экономики к
промышленному производству, в результате которого произошла трансформация аграрного общества в индустриальное.
Слайд 6Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом
считается, что период, когда происходили эти изменения, начинается от второй половины XVIII века и продолжается в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии, а также утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.
Слайд 7Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных британских колоний явился одним из источников накопления
капиталов в метрополии, способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития
Слайд 8Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, следующие экономические и социальные
факторы промышленной революции в Англии были главными:
формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;
высокий уровень развития торговли;
Слайд 10Инновации
Успех промышленной революции в Великобритании был основан на нескольких инновациях, появившихся к концу XVIII в.:
Металлургия —
в чёрной металлургии каменноугольный кокс пришёл на смену древесному углю так же, как ранее он уже использовался при производстве свинца и меди. Теперь кокс использовали не только при изготовлении передельного чугуна в доменных печах, но и для получения ковкого чугуна, в том числе при пудлинговании, изобретённом Генри Кортом в 1783—1784 годах.
Слайд 12Паровой двигатель — изобретённая Джеймсом Уаттом и запатентованная им в 1775 году паровая машина первоначально использовалась
в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780-х она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна.
Слайд 13Нововведения:
Паровой двигатель
Начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVII
века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию новшеств в широких масштабах.
Слайд 14Первый паровой двигатель (слева) и паровая машина (справа)
Слайд 15
Текстильная промышленность —
прядение нити из хлопка на прядильных машинах Аркрайта (1769),
Харгривса и Кромптона.
В последствии сходные технологии
были применены для прядения нити из шерсти и льна.
Слайд 17Текстильная промышленность
В начале XVIII века британская текстильная промышленность ещё была
основана на обработке местной шерсти индивидуальными ремесленниками. Эта система называлась «коттеджной индустрией», так как работа выполнялась на дому, в небольших домиках-коттеджах, где проживали ремесленники со своими семьями. Требующее более тонкой обработки изготовление нитей из льна и хлопка в средневековой Англии широкого распространения не получило, поэтому текстиль из хлопка импортировали из Индии.
Слайд 19Изобретение в 1733 году летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 году была
создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук, а в 1741 году близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение ослик. Владельцы фабрики, Пол и Вятт, вскоре открыли новую фабрику близ Нортгемптона, оснащенную уже пятью прядильными машинами с полусотней челноков на каждой, которая работала до 1764 года. Изобретателем — ткачом Джеймсом Харгривсом в 1765 году была изобретена механическая прялка «Дженни», на которой можно было работать с 16-18 веретенами.
Слайд 20Модель прядильной машины XVIII в.(слева) и Ткацкая фабрика в городе Реддиш, Великобритания
Слайд 21Машиностроение:
В средневековой Европе изготовлением механизмов занимались мастера часовых дел и изготовители
навигационных и научных инструментов. Детали часовых механизмов даже использовали при изготовлении первых прядильных станков. Многие детали изготавливали из дерева плотники, поскольку металл был дорог и труден в обработке.
Слайд 22Токарный станок 1811 года
С появлением всё возрастающего спроса на металлические детали прядильных
станков, паровых машин, а также сеялок и других механизмов, введённых в употребление в британском сельском хозяйстве с начала XVIII в., были изобретены токарные станки, а в первой половине XIX в. фрезерный и другие станки для металлообработки.
Слайд 23Металлургия:
Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле, и это потребовало
развития металлургии. Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля, использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс. Его ввёл в употребление в XVII веке Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья.
Слайд 25Интересный факт:
В 1778 году внук Дарби,
Абрахам Дарби III, из
своего литья
построил в
Шропшире знаменитый
Железный мост, первый
мост в Европе, полностью
состоящий из
металлических конструкций.
Слайд 26С 1830 по 1847 год производство металла в Англии возросло более
чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 году, втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 год экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза
Слайд 28Транспорт:
В конце XVIII века в Великобритании стали массово строить каналы для перевозки грузов
(прежде всего, угля) речным транспортом.
Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812—1829 года предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 году. После 1830 года в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.
Слайд 29Пароход Саванна и Поезд на линии Ливерпуль-Манчестер
Слайд 30Роберт Фултон в 1807 году построил первый в мире пароход «Клермонт», который совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани.
В 1819 году американский пароход «Саванна» впервые пересёк Атлантический океан, однако бо́льшую часть пути корабль прошёл под парусами, которые ещё долго сохранялись на пароходах в качестве вспомогательного движителя. Лишь в 1838 году (через 19 лет после «Саванны») английский пароход «Сириус» впервые пересёк Атлантический океан без использования парусов.
Слайд 32Газовые фонари
Ещё одним достижением промышленной революции стало уличное освещение. Его появление
в британских городах стало возможным благодаря шотландскому инженеру Уильяму Мёрдоку. Он изобрёл процесс получения светильного газа путём пиролиза каменного угля, а также способы его накопления, транспортировки и использования в газовых фонарях.
Слайд 34Первые газовые светильники были установлены в Лондоне в 1812—1820 годы. Вскоре
большая часть угля, добываемого в Великобритании, шла на нужды освещения, так как оно не только повышало комфорт и безопасность на городских улицах, но и способствовало удлинению рабочего дня на фабриках и заводах, ранее зависевших от освещения сравнительно дорогостоящими свечами и масляными лампами.
Слайд 35Связь
Первый электрический телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году. Впоследствии электромагнитный телеграф
был построен в Германии — Карлом Гауссом и Вильгельмом Вебером (1833), в Великобритании — Куком и Уитстоном (1837), а в США электромагнитный телеграф запатентован С. Морзе в 1837 году. Большой заслугой Морзе является изобретение телеграфного кода, где буквы алфавита были представлены комбинацией коротких и длинных сигналов — «точек» и «тире» (код Морзе).
Слайд 39Изменения, обусловленные промышленной революцией трудно переоценить. Принципиально изменилась не только техника,
но и технология производства. Появились новые отрасли индустрии: нефтяная, химическая, цветных металлов, автомобильная, станкостроительная, авиационная. Началось широкое использование электроэнергии, а в качестве энергоносителей – нефти и газа.
Созданная техническая база позволила активизировать научный поиск и обеспечила быстрое внедрение научных открытий.
Рост тяжелой промышленности вел к вытеснению сравнительно мелких предприятий.
Централизация и концентрация производства привели к выделению в ряде отраслей предприятий-лидеров и обнаружили тенденцию к соглашениям по вопросам производства и сбыта между крупнейшими фирмами.
В ХХ в монополии превратились в неотъемлемую черту западного индустриального общества.