Слайд 1Урок 1.
Индустриальная революция
Всеобщая история. 8 класс
Слайд 2Цель урока
Рассмотреть этапы индустриальной революции;
Определить тенденцию развития инженерной мысли в XIX
веке
Слайд 3План урока
Итоги промышленного переворота
Новые средства транспорта и связи
Новые источники энергии
Монополизм
Слайд 41. Итоги промышленного переворота
Промышленная революция (конец XVIII – первая половина XIX
в.) началась в Англии в последней трети XVIII в., впоследствии она распространилась и на другие страны Европы.
Промышленным переворотом называют переход от мануфактурного (ручного) производства к фабрично-заводскому (машинному). Промышленный переворот, таким образом, был связан с изобретением высокопроизводительных машин и их внедрением в производство.
Слайд 6Во второй половине XVIII в. в Англии происходит аграрная революция. Предпринимательское
фермерское хозяйство вытесняет традиционное крестьянское. Это было связано с тем, что практически вся земля сосредоточилась в руках крупных собственников, которые сдавали ее в аренду фермерам.
Складывалась система капиталистических отношений между лендлордами (владельцами земли), фермерами-арендаторами и наемными работниками (батраками). Это приводит к улучшению качества обработки земли, освоению заброшенных участков земли, посеву кормовых культур (для скота).
Слайд 7После аграрной революции многие люди в деревне остались без работы и
средств к существованию. Они подались в город, где становились наемными работниками на промышленных предприятиях.
Слайд 8Предпосылки промышленной революции
Скопление капитала в руках предпринимателей, торговцев и банкиров.
Рост числа
наемных рабочих (рост числа рабочих, в частности, был обусловлен аграрной революцией).
Развитие торговли и рост городов.
Наличие рынка сбыта в колониях.
Слайд 9Непосредственной причиной начала промышленной революции стало разорение английских ткачей в связи
с ввозом в Англию дешевых тканей из Индии. Чтобы сохранить свое производство и конкурировать с недорогими индийскими тканями, им было необходимо увеличить производительность труда и уменьшить затраты.
Промышленная революция была связана с рядом технических изобретений, которые позволили заменить ручной труд машинным производством. В результате промышленного переворота Англия конце XVIII в. стала первой промышленной страной мира.
Слайд 10Последствия промышленного переворота
Рост производительности труда (приводил к снижению цен на товары).
Утверждение
капиталистической экономики.
Изменения в социальной структуре. Оформление классов промышленной буржуазии и наемных рабочих (пролетариата).
Рост торговли и совершенствование путей сообщения.
Ухудшение условий труда рабочих.
Слайд 11
2. Новые средства транспорта и связи
Первая железная дорога была построена в
1825 г. между Стоктоном и Дарлингтоном. Её спроектировал английский инженер Дж. Стефенсон.
В 1829 г. была построена дорога между Ливерпулем и Манчестером.
Слайд 13Изначально поезда использовались для перевозки угля. Однако, во 2 пол.XIX в.
железные дороги стали основным средством передвижения. Железнодорожные сети охватили всю Европу. Они позволили США освоить западные земли. С 1880-х гг. всю Европу пересекал Восточный экспресс: он шел от Лондона до Константинополя. А в 1879 г. была испытана первая электричка
Слайд 14Однако, несмотря на все преимущества железных дорог, долгое время их отказывались
признавать и даже боялись.
Например, одна английская газета высказывала такие опасения:
«…Англия... птицы будут убиты дымом, у коров молоко испортится и скиснет... лошади вымрут, посевы фермеров будут выжжены искрами, падающими из локомотивов; воздух будет отравлен запахом, исходящим от машины; скот, пасущийся на полях, умрёт от страха при этих отвратительных звуках и свистках…».
Слайд 15В 1803 г. на Сене был испытан первый пароход, в 1819
г. пароход совершил первое трансатлантическое путешествие.
Слайд 16В 1803 г., в Филадельфии, в США, был впервые использован автомобиль
с паровым двигателем. Однако, широкого распространения это изобретение не получило, пока в 1885 г. немецкий инженер Карл Бенц не испытал трехколесную машину с горизонтальным бензиновым двигателем.
Слайд 17В 1895 г. Готлиб Даймлер создал прообраз уже современного автомобиля.
Массовым
средством передвижения автомобиль стал лишь в начале XX в. Это было связано с деятельностью американского изобретателя и промышленника Г.Форда. В 1908 г. он выпустил сравнительно дешёвую «модель Т». Она стала пользоваться огромным спросом, так что через 8 лет ему удалось значительно нарастить производственную мощь своих заводов и снизить стоимость автомобиля почти в 2 раза.
Слайд 18Первый полет на воздушном шаре совершили братья Монгольфье. Это случилось 4
июня 1783 г. Вскоре аппарат, изобретенный братьями, был усовершенствован французским физиком Жаком Шарлем.
Слайд 19В 1900 г. Фердинанд фон Цеппелин изобрел управляемый дирижабль, а в
1902 г. братья Райт совершили первый полет на планере с бензиновым двигателем.
Слайд 20В 1843 г. была впервые использована телеграфная связь. Это был проволочный
телефон, проведенный из Балтимора в Вашингтон.
В 1899 г. была дана первая радиограмма по беспроволочному телеграфу. Его одновременно, независимо друг от друга, изобрели А.Попов и Г.Маркони.
В 1876 г. был изобретен телефон. Авторство этого изобретения принадлежит М.Грею и А.Беллу.
Слайд 223. Новые источники энергии
В 1875 г. П.Н.Яблочков изобрел электрическую свечу.
В 1880
г. была впервые использована лампа накаливания, это было изобретение Т.Эдисона.
Слайд 234. Монополизм
Первая половина XIX в. была эпохой свободной конкуренции. Однако, е
1870-1880 гг. ситуация начала в корне меняться: производственная сфера завоевывалась монополиями.
Технический прогресс требовал необычайной концентрации производства. В итоге монополии устанавливали свое тотальное господство.
Существовало несколько типов монополий: это союз ценообразователей – картель, объединение по сбыту продукции – синдикат и предприятие-монополист – трест.
Объединение трестов получило название концерн.