Слайд 1Всемирная история, 6 класс
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ
КУЛЬТУРА
ВЫСОКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Слайд 2План урока
Причины культурного подъёма в Западной Европе.
Развитие образования. Возникновение университетов.
Развитие научных
знаний.
Архитектура.
Литература.
Слайд 3
Причины культурного подъёма
в Западной Европе
Задание:
Прочитать пункт 1 (стр.65), выписать в
тетрадь причины культурного подъёма в средневековье.
Слайд 5Церковная школьная система
В средневековой Европе существовали типы школ:
• приходские (при церковном
приходе), в которых из мирян священники готовили себе смену;
• монастырские, где учили мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи. В них также проводилась подготовка низшего духовного персонала;
• соборные или кафедральные школы открывались при епископских резиденциях.
Во всех школах дети 7—15 лет обучались основам грамоты и пению, существовала жесткая дисциплина.
Учитель был вправе применять наказания к нерадивым ученикам.
Слайд 6Монастырские и соборные школы
В монастырских и соборных школах преподавали грамматику,
риторику и диалектику (знания и умения для ведения диспутов на религиозные темы).
В более крупных учебных заведениях такого типа школ, кроме перечисленных предметов, преподавались:
- арифметика,
- геометрия,
- астрономия с религиозной направленностью (вооружение учащихся умениями вычислять время наступления христианских праздников, строить церкви),
- музыка (пение псалмов и молитв).
Все эти предметы, изучавшиеся в монастырских и соборных школах, известны были под названием «СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ». Образование, в основном обслуживало нужды церкви.
Слайд 7Городские школы
Развитие мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов способствовали возникновению в
XIII—XIV вв. нового типа – цеховых и гильдейских. Они создавались для торговцев и ремесленников.
Цеховые школы давали детям ремесленников начальное образование. Этот тип школ содержался за счет средств цехов, обеспечивал общеобразовательную подготовку, а обучение ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества. Гильдейские школы создавались объединениями купцов — гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей: сыновья ремесленников в них обычно не допускались.
В цеховых и гильдейских школах образование имело практическую направленность, что выражалось в повышении роли в них математики и дисциплин естественнонаучного цикла, имеющих реальное жизненное значение для будущих торговцев и ремесленников.
Основой обучения в этих школах являлся родной язык. Дисциплина была также суровой: учитель мог прибегнуть к физическому наказанию.
Слайд 8Средневековая школа
Миниатюра.
Джеймс ле Палмер. Omne bonum. 1360–1375
Слайд 9Рыцарская система образования
Параллельно церковной школьной системе и городским учебным заведениям существовала
в эпоху средневековья светская по характеру рыцарская система воспитания.
Ее основу составляли «семь рыцарских добродетелей», которые только внешне, по названию, могут быть признаны аналогичными «семи свободным искусствам» средневековых школ.
По существу же своим содержанием (верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть па музыкальных инструментах) «семь рыцарских добродетелей» отражали специфические особенности положения и нравов представителей этого социального слоя средневекового общества.
Слайд 10Возникновение университетов
В XII—XIII вв. стали возникать учебные заведения светского типа, сочетающие
общее образование со специальным: например, медицинская школа в Солерно,
юридическая школа в Болонье и Падуе (Италия).
Слайд 12Болонья – родина самого старого университета Европы
Основан в 1088 году
Слайд 13
Студенты слушают лекцию в средневековом университете
Слайд 14Развитие научных знаний
Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон.
Получил образование в Оксфордском
и Парижском университетах (магистр искусств, 1241). До 1247 г. преподавал в Парижском университете.
Р. Бэкон активно занимался алхимией, астрологией и оптикой; пытался внести в алхимию элементы науки.
Слайд 16Архитектурные стили
Паломническая церковь Сен Сернен,
1080 – середина XII в., Тулуза, Франция.
Собор
в Реймсе, Франция
Романский собор
Готический собор
Слайд 17Интерьеры храмов
На стенах готических храмов из-за огромных окон места для живописи
оставалось мало. Но зато оконные переплёты снизу доверху заполняли витражи - картины или узоры из кусков прозрачного цветного стекла, скреплённых изогнутыми свинцовыми ободками.
Слайд 18Романский стиль
Романский стиль
(от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском
искусстве X—XII веков.
Для него характерны тяжесть, мощные стены и столбы.
Здание похоже на крепость, вытянуто по горизонтали, а не вверх.
Слайд 19
Церковная архитектура
Церковь Святого Якоба в Регенсбурге, Германия, XIIвек
Слайд 20Собор в Майнце (Германия, X-XI вв.)
Это один из императорских соборов.
Фридрих
I Барбаросса в 1184 г. посвящал в нем своих сыновей в рыцари.
Слайд 22Готический стиль
С сер. XII в. во Франции начинает распространяться готический стиль.
Благодаря возросшему мастерству зодчих в храмах появились высокие стрельчатые своды, которые опираются на колонны. На месте толстых стен появились галереи и множество окон. Соборы как бы стремятся ввысь.
В соборах проходили богослу-жения , собрания, театральные постановки и лекции на религиозные темы.
Строились соборы в течение десятилетий.
Слайд 23Собор Парижской Богоматери
(Notre Dame de Paris)- XII-XIVвв.
Величественный собор Парижской Богоматери)
украшает остров Сите, колыбель города. Собор был построен на месте развалин римского храма.
Первый камень в его основание заложил папа Александр III в 1163 г.
170 лет архитекторы и каменотесы трудились над его постройкой и лишь к 1330 г. завершили работу.
Несмотря на огромные размеры - длинный неф (130 м), широкий трансепт, глубокие хоры, башни высотой 69 м - собор выглядит очень легким. В XIX в. Виолле-ле-Дюк провел его полную реставрацию.
Слайд 24Собор Санта-Мария-де-Регла
Лучший образец французской готики в Испании.
Строительство было начато в
1205 г. по образцу соборов в Шартре, Амьене и Реймсе.
Слайд 26Собор в Шартре
( Франция, XII- XIII вв.)
Нотр-Дам де Шартр,
освященный в 1260 году в присутствии короля Людовика IX и ставший первым в истории Франции собором, посвященным Деве Марии, является одним из лучших образцов "чистой" готики, с теми особенностями стиля, которые присущи французским средневековым постройкам. Его ценность состоит еще и в том, что он сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название "Акрополя Франции". Возведенный храм стал не только самым большим из готических соборов того времени, но и самым величественным - во всем, вплоть до мельчайших деталей.
Слайд 27Средневековая живопись
Стены храмов покрывались живописью.
В романских соборах это были традиционные
фрески, а в готических - где не хватало места из-за окон- использовались витражи. Свет, проходя через цветное стекло,«играл» на стенах и полу. Это придавало соборам праздничный вид.
Слайд 28Витраж в Соборе Иоанна Крестителя,
Лион
(«готическая роза»)
Витраж (фр. vitrage —
остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня , из которых составляли орнамент.
Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах».
Слайд 29Витражи в соборе в Шартре
Сцены из жизни Карла Великого
Сохранилось 176 цветных
витражей
XII-XIII вв.
Слайд 30Витражи
Собора
Сент-Шапель,
Париж
Слайд 31Витражи в Бременском соборе,
Германия.
Слайд 32Витраж
"Св. Георгий"
Эпоха крестовых походов сделала образ Святого Георгия одним из
наиболее популярных в искусстве того времени. Начиная с XIII в. он изображается в Германии почти так же часто, как Мадонна.
Слайд 33Когда выяснилось, что здание имеет небольшое отклонение от вертикали, зодчие посчитали
за благо прекратить строительство. Возобновляли строительство в 1275 году и в XIV веке.
Поскольку башня не просто наклонная – она падает, отклонение от вертикали увеличивается. Сейчас оно составляет более четырех метров. Её пытались укреплять и в XVIII, и в XIX веке. Основательные работы были проведены в 1994 году, когда была установлена система свинцовых противовесов для удержания башни, и в 2001 году. Опасности падения нет, но башня продолжает наклоняться на несколько миллиметров в год.
Пизанская башня
Первоначально построили Пизанский собор.
Начало строительства колоннады – 1174 год.
Слайд 34Миниатюра. Англия, XIII век.
Монахи готовят наиболее распространенные снадобья из растений и
кореньев
Слайд 35Монахи нищенствующего ордена
ухаживают за больными
Уход за больными был одной из
обязанностей монаха.
Миниатюра. Англия, XIII в.
Слайд 36Переписчик книг в своей мастерской
Миниатюра. Англия, начало XIII века. Бодлеианская библиотека,
Оксфорд.