Слайд 1Жизнь первобытных людей
Мухина Инна Игоревна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №52
Слайд 4Первобытные собиратели и охотники
Слайд 6План урока
Наши далекие предки
Орудия труда
Древнейшие люди добывали пищу охотой и собирательством
Овладение
огнем
Слайд 7Проблемное задание
Объясните, почему первобытность – самый длительный по времени период в
истории человечества
Слайд 10Задание на группировку сведений
Как вы полагаете, каковы причины того, что люди
жили группами, т. е. все известные им действия выполняли сообща?
Назовите отличительные признаки древнейшего человека.
Слайд 11Запоминаем новые слова!
Археология (от греч. archаios — древний и от
lygos — слово,
учение) — наука, изучающая по вещественным
источникам историческое прошлое человечества.
Этнограф занимается изучением занятий, хозяйственной деятельности людей
Слайд 12Задание 2 (на установление причинно-следственных связей)
1. Объясните, почему древнейший человек долго
осваивал природу.
2. Обсудите с соседом по парте, почему современному человеку немногое известно о первобытности.
3. Что повлияло на расширение территории расселения древнейших людей?
Слайд 13Задание 3 (работа с понятиями)
Определите понятие:
а) учёный, изучающий прошлое человечества
по вещественным источникам;
б) вид древнейшего предка человека, выделившегося из животного мира.
Слайд 14Задание 3 (работа с понятиями)
Определите понятие:
а) учёный, изучающий прошлое человечества
по вещественным источникам;
б) вид древнейшего предка человека, выделившегося из животного мира.
(Ответы: а) археолог; б) «человек умелый»)
Слайд 17Задание 1
1. Как вы думаете, что — страх, голод или другие
причины — побудило наших далёких предков взять в передние конечности палку, камень?
2. Перечислите причины, которые заставили первобытного человека совершенствовать свои орудия труда.
Слайд 183. Проанализируйте, в чём проявлялась изобретательность древнейшего человека при изготовлении орудий
труда.
4. Какие способы изготовления первых орудий труда изобрёл древнейший человек?
5. Как появление орудий труда изменило жизнь древнейших предков человека?
Слайд 19Задание 2 (работа с понятиями и картой)
1. Определите понятие:
а) материал
для изготовления древнейших орудий труда, который можно найти в избытке в горной местности, на берегу моря;
б) приспособления из камня, дерева, костей животных для добычи пищи, защиты древнейшего человека.
Слайд 20Задание 2 (работа с понятиями и картой)
1. Определите понятие:
а) материал
для изготовления древнейших орудий труда, который можно найти в избытке в горной местности, на берегу моря;
б) приспособления из камня, дерева, костей животных для добычи пищи, защиты древнейшего человека.
(Ответ: а) галька; б) орудия труда.)
Слайд 212. Работа с исторической картой:
а) подумайте, где располагались места стоянок
австралопитека и «человека умелого». Определите, что общего в их месторасположении;
б) опишите ландшафт, территорию стоянок австралопитека и «человека умелого».
Слайд 22Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой.
Слайд 23Задание 1 (репродуктивного типа)
1. Что в жизни древнейшего человека способствовало началу
занятий охотой?
2. Кто и почему занимался собирательством?
3. Поясните, какие знания и умения необходимы для занятия собирательством.
4. Выполните задание в рабочей тетради (по выбору учителя).
Слайд 25Ответы к заданию №2
Двух миллионов лет назад
Грубое лицо с широким приплюснутым
носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб.
Умение изготавливать орудия труда
Каменное рубило, палка-копалка
Охота и собирательство
Слайд 27Задание 2 (на группировку и обобщение сведений)
1. Предположите, как приобретали опыт
охоты древнейшие охотники.
2. Составьте рассказ о древних людях: а) как они выглядели; б) чем отличались от животных и современного человека; в) их занятия.
3. Обсудите с соседом по парте и составьте список умений, которыми должен был обладать древнейший охотник.
4. Выполните задание в рабочей тетради (по выбору учителя).
Слайд 30Задание 1 (на установление причинно-следственных связей)
Обсудите, почему предки человека миллионы лет
обходились без огня.
Каким образом огонь «приблизил» первобытного человека к современному?
Объясните, почему с древнейших времён все признают, что огонь — это жизнь.
Выполните задание в рабочей тетради (по выбору учителя).
Слайд 32Задание 2 (на группировку и обобщение сведений)
1. Мог ли быть
хранителем огня праобщины юноша 16 лет?
2. Как люди овладели огнём?
3. Как люди сделали огонь «помощником» в охоте?
4. Поясните, каким образом огонь улучшил условия жизни человека.
5. Как вы объясните постоянный интерес человека к своим предкам? Составьте план ответа на этот вопрос в тетради.