Презентация, доклад по теме Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов по истории и обществознанию (5-11 класс)

Содержание

Умение учиться самостоятельно – требования ФГОС и современной жизни Возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового к самостоятельности и самообразованию, и неумением современных школьников организовывать свою познавательную деятельность.Современное развитие общества требует формирования личности способной

Слайд 1Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения истории и обществознания

Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения истории и обществознания

Слайд 2Умение учиться самостоятельно – требования ФГОС и современной жизни
Возникает противоречие между

необходимостью воспитать человека, готового к самостоятельности и самообразованию, и неумением современных школьников организовывать свою познавательную деятельность.


Современное развитие общества требует
формирования личности способной постоянно пополнять свой запас знаний и умений. На практике мы
сталкиваемся с неумением детей самостоятельно ставить цели своего обучения и определять интересы своей познавательной деятельности.

Умение учиться самостоятельно – требования ФГОС и современной жизни  	Возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового

Слайд 3Метапредметный подход в обучении истории и обществознания
Метапредметный подход позволяет не запоминать,

а промысливать, прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия и через это понять процесс возникновения того или другого знания.

Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания .

Метапредметный подход в обучении истории и обществознанияМетапредметный подход позволяет не запоминать, а промысливать, прослеживать происхождение важнейших понятий,

Слайд 4Под метапредметными (надпредметными, межпредметными) результатами обучения понимается овладение учащимися универсальными учебными

действиями в разных областях знаний или попросту, формирование у учеников умения принимать самостоятельное решения в различных жизненных ситуациях.

В ФГОС общего образования предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве одного из главных компонентов включена внеурочная деятельность, которая направлена на достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной программы основного общего образования. Действительно, внеурочная деятельность позволяет превратить обучение из скучной повседневной рутины в захватывающий процесс.

Под метапредметными (надпредметными, межпредметными) результатами обучения понимается овладение учащимися универсальными учебными действиями в разных областях знаний или

Слайд 5Внеурочная работа на уроках истории и обществознания
Это организация учителем различных видов

деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности

Внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право, быть составной частью обучения истории и обществознания.

Внеурочная работа на уроках истории и обществознанияЭто организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые

Слайд 6Еще в середине прошлого века В.А. Сухомлинский писал о значимости внеурочной

деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками». С этим высказываем трудно не согласиться.

Е.В. Советова считает, что внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Действительно, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Кроме того, в настоящее время внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге.

Еще в середине прошлого века В.А. Сухомлинский писал о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в

Слайд 7Внеурочная деятельность всегда носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:
на уроке

не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;
на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашняя утварь, памятники и т.д.;
на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата тем и проблем, предусмотренных учебными программами;
практическая функция изучения истории гораздо чаще находит реализацию именно во внеурочной работе.

К основным задачам внеклассной работы по истории и обществознанию мы относим:
развитие самостоятельности учащихся в поиске исторического и обществоведческого материала;
развитие творческого мышления и способностей через основные формы внеурочной деятельности;
воспитание чувства патриотизма у учащихся на мероприятиях, посвященных отечественной истории;
углубление стремления изучать события, исторических личностей, культуру и быт различных исторических эпох;
оптимизация учебной нагрузки обучающихся

Внеурочная деятельность всегда носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:на уроке не всегда можно разъяснить, довести до

Слайд 8Формы внеурочной работы
Формы организации внеурочной деятельности, по мнению А.В. Советовой, отличаются

от уроков. Это экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т.д.
Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: массовые, групповые (кружковые) и индивидуальные.

Одна из форм - массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы - это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др.
Групповые формы внеклассной работы - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др.
Индивидуальная работа по истории предполагает чтение исторической литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает кружковая. Результаты занятий в кружке часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

Формы внеурочной работыФормы организации внеурочной деятельности, по мнению А.В. Советовой, отличаются от уроков. Это экскурсии, кружки, секции,

Слайд 9Исторический кружок
Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан

на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников. Для успешной работы исторического кружка необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная деятельность учащихся.

Кружки могут быть разных профилей: военно-патриотические, историко-биографические, историко-искусствоведческие, историко-краеведческие и другие. Выбор направления работы исторического кружка определяется возможностями учащихся.
В кружке могут быть ученики одного класса, одной параллели или разных параллелей. Желательно, чтобы кружок имел свое название ("Юный историк", "Юный краевед", "Клуб знатоков истории" и др.), символику, определенные ритуалы. В кружке должны использоваться разнообразные виды деятельности учащихся, игровые моменты, соблюдение традиций.

Исторический кружокИсторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного

Слайд 10Наибольшее внимание ребят привлекают кружки военных историков, филателистов, нумиз­матов и др.

(Экономическое, юридическое, правовое, художественное и др. направления).

Исторические конференции, диспуты, олимпиады, викторины, самодеятельные спектакли, литературно-музыкальные композиции.

Названные формы требуют значительного разнообразия в их подготовке. К примеру, конференции предполагают исследование, статистическую работу, предварительные опросы определенных групп людей, анализ и выработку предложений практического характера по завершении работы. Викторины и олимпиады требуют глубокой теоретической подготовки участников.

Наибольшее внимание ребят привлекают кружки военных историков, филателистов, нумиз­матов и др. (Экономическое, юридическое, правовое, художественное и др.

Слайд 11Школьный музей
Школьный музей - это не только хранилище документальных материалов, памятников

истории и культуры, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно-педагогической обработки собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по ряду предметов школьной программы. Здесь школьники овладевают навыками самостоятельной исследовательской работы, делают доклады и пишут рефераты. Внеурочные занятия можно проводить прямо в музее или в классе, используя материалы музея - фотографии, картины, гербарии, диаграммы, различные таблицы.

В школьном музее на основе его материалов возможно проведение различных конференций учащихся, а также педагогов, встреч с ветеранами, представителями той или иной профессии. Велика роль школьных музеев в сельской местности, где они выполняют просветительские функции, являясь своего рода очагами культуры. Авторитет музея сельской школы, как правило, очень высок, а потому односельчане охотно сдают в музей материалы о своей работе, награды родителей, считают престижным иметь стенд с рассказом о своей семье.

Школьный музейШкольный музей - это не только хранилище документальных материалов, памятников истории и культуры, реликвий прошлого и

Слайд 12Экскурсия
Экскурсия определяется как форма образовательно-воспитательной работы с учащимися, предполагающая организованный выход

за пределы школы для наблюдения изучаемых явлений в естественных условиях (природа, завод, колхоз, памятные места и др.) или в специально созданные хранилища коллекций (музей, выставка).

Экскурсия связана со школьным курсом истории и обществознания и проводится перед началом занятий по определенной теме. Назначение экскурсии - вызвать интерес к теме, обогатить наглядным материалом изучаемое. Экскурсией можно завершить работу по теме, закрепив тем самым знания учащихся, полученные ими в классе.

ЭкскурсияЭкскурсия определяется как форма образовательно-воспитательной работы с учащимися, предполагающая организованный выход за пределы школы для наблюдения изучаемых

Слайд 13Неделя истории
Важнейшей задачей Недели истории является усиление (привитие) интереса к истории.

При этом имеется в виду не простая пытливость, а гораздо большее - воспитание глубокой заинтересованности в правильном осмыслении исторических явлений, осознание современной жизни.

При составлении плана Недели истории следует учитывать условия, в которых работает школа, взвесить возможности свои и учащихся, выявить их интересы. Можно сказать, что успех проведения Недели истории во многом определяется духом сотрудничества и взаимодействия учителя и учащихся.

Неделя историиВажнейшей задачей Недели истории является усиление (привитие) интереса к истории. При этом имеется в виду не

Слайд 14Игра
В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра

должна постоянно пополнять знания, средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнить жизнь детского коллектива интересным содержанием.

Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на простое обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями. Но самое главное - это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать.

ИграВ играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, средством всестороннего

Слайд 15Создание «малых историй» - школы, села, улицы, муниципального органа власти, предприятия

и т.д. Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследова­тельских способностей учащихся. Носит она и большую воспи­тательную и практическую нагрузку. Узнавание, к примеру, почему улица или поселок носит именно такое название, может вызвать гордость за проживание на такой улице, в такой местно­сти. История органов власти, предприятий и т. д. поможет многим учащимся профессионально определиться в после школьной жизни и т. д.

Отряды (группы) следопытов. Нет таких мест в России, где нельзя было бы проявить себя следопытам. Следопыт - это «тот, кто отыскивает следы событий прошлого, былых героев и т. д.». Главной целью следопытов является поиск мест боевых действий в ходе войн, мест захоронения людей, поиск атрибутов жизни, деятель­ности, культуры ушедших поколений людей и т. д.

Создание «малых историй» - школы, села, улицы, муниципального органа власти, предприятия и т.д. Данная форма развивает чувство

Слайд 16 Использование компьютерных и Интернет-технологий во внеклассной и внеурочной работе со школьниками

Использование компьютеров и телекоммуникации в учебно-воспитательной работе позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся,
совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,
повышать уровень работы с информационными ресурсами,
развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,
развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Компьютерные телекоммуникации обеспечивают возможность:
доступа к различным источникам информации через Internet и работы с этой информацией;
профессионального консультирования по любому интересующему вопросу через телеконференции;
реализации методов дистанционного творчества, коллективные образовательные проекты, деловые игры, практикумы, виртуальные экскурсии др.
сетевого общения с участниками дистанционных проектов;
участие в различных форумах по обсуждению проблем истории в Интернете

Использование компьютерных и Интернет-технологий во внеклассной и внеурочной работе со школьниками    Использование

Слайд 17Виды работ учащихся с применением ИТ
Составление докладов, выступлений, рефератов с

использованием электронных энциклопедий и Internet- источников.
Подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ.
Поиск нужной информации в Internet.
Подготовка коллективных проектов, их презентаций.
Моделирование и создание индивидуальных Web-страниц, сайтов, блогов.
Общение по компьютерным сетям.

Внеклассные и внеурочные мероприятия с применением мультимедиа.
Выпуск школьных и классных газет в электронном и печатном варианте.
Участие в научно-практических конференциях учащихся с демонстрацией выступлений в форме презентаций.
Участие в олимпиадах, конкурсах по информатике и компьютерным технологиям.

Виды работ учащихся с применением ИТ Составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников.

Слайд 181
Кроссворд - загадка
Венгерский кроссворд
(размещён на сайте
«Подросток и закон»)
Кроссворд - пирамида

1Кроссворд - загадкаВенгерский кроссворд(размещён на сайте «Подросток и закон»)Кроссворд - пирамида

Слайд 19развить
Конкурсы,
викторины
Конференции
Предметные
олимпиады,
чемпионаты
Интеллектуальные
игры
Краеведческие
чтения
Интернет - проекты
Через
Исторический турнир
Школьная
конференция

развитьКонкурсы, викториныКонференцииПредметные олимпиады, чемпионатыИнтеллектуальные игрыКраеведческие чтенияИнтернет - проектыЧерез Исторический турнирШкольная конференция

Слайд 20Таким образом, внеурочная деятельность по истории, является частью современного воспитательного процесса

в школе и способствует достижению метапредметных результатов в школе. Внеклассная работа заставляет учителя постоянно находиться в поиске и помогает установить тесные и живые контакты со школьниками, а это положительно сказывается на всем учебном процессе. Являясь естественным продолжением традиционного урока, внеклассные занятия привносят в процесс обучения то, что не предусмотрено школьной программой изучения истории и обществознания.

Таким образом, внеурочная деятельность по истории, является частью современного воспитательного процесса в школе и способствует достижению метапредметных

Слайд 21 «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а

в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими»
К. Кушнер.
«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть