Слайд 1Символика России
Работа
Веревкиной Ольги
Слайд 2Флаг России
Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное
полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Слайд 3История флага
История флага России
Гипотезы о флаге корабля «Орёл»
До второй половины XVII
веке в России не было флагов. Гипотетически различные варианты возникновения флага можно проследить только со времёнцаря Алексея Михайловича, когда в 1668 году был построен первый русский военный корабль «Орёл».
Летом 1667 года командир строящегося корабля фон Сведен подал царю «Роспись, что ещё надобно к корабельному строению, опречь того, что ныне куплено за морем», в которой просил отпустить киндяки (ткань) на изготовление флагов, при этом уточнял, что «а цветами те все киндяки как Великий Государь укажет, только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает знамя» (по другим источникам, голландский инженер Давыд Бутлер (согласно другим источникам — О. Бутлер), руководивший постройкой корабля, обратился к Боярской думе с просьбой «…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг»).
По этому случаю для царя Алексея Михайловича было подготовлено «Писание о зачинании знак и знамен или прапоров», где были приведены изображения знаки библейских 12-те колен Израилевых, а также флаги тогдашних морских держав — Великобритании, Дании, Швеции и Нидерландов.
На основе сравнения флагов ведущих морских держав и был выбран рисунок флага для корабля "Орёл".
Слайд 4История флага России
По форме некоторые великокняжеские стяги до
988 г. н.э. были трехвостными или с трехступенчатым вырезом на конце, к которому пришивались кисти на конце. Такая форма стягов вместе с "двузубцем" - знаком-гербом великого князя Святослава прочерчивалась на арабских дирхемах X в., имевшая хождение на территории Древней Руси. [2]
Судя по рисункам летописей и тексту "Слова о полку Игореве" в XI-XII веках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета, хотя встречаются желтые, зеленые, белые, черные знамена. Иногда было специальное навершие (полумесяц или иное), челка стяговая и рисунок на стяге.
Слайд 5Флаг царя Московского
6 августа 1966 года, во время
плавания Петра I в Белом море с отрядом военных кораблей, построенных в Архангельске, на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» впервые был поднят так называемый «флаг царя Московского», состоящий из трёх горизонтальных равновеликих полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Оригинал этого старейшего из российских флагов, сохранившихся до наших дней, находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге (инвентарный номер 10556).
Нестандартные размеры этого флага (4,6 метра в ширину и только 4,3 метра в длину) послужили основанием для гипотезы известного отечественного
вексиллолога А. А. Усачёва, согласно которой Пётр I в 1693 году сделал флаг для своей яхты из уцелевшего крестового флага , изготовленного для в 1667-1668 годах для корабля «Орёл», вырезав подходящий по размеру кусок: флаг «Орла» был слишком велик для яхты.
Слайд 6Герб Российской Федерации
Рисунок орла восходит к изображениям
на памятниках эпохи Петра I. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.
Слайд 7
После переименования РСФСР в Российскую Федерацию 25
декабря 1991 года продолжал использоваться старый герб.
В мае 1992 года надпись «РСФСР» была изменена на «Российская Федерация» в декабре 1993 года, в целях восстановления исторической символики Российского государства и принимая во внимание, что Государственный герб РСФСР утратил своё символическое значение, вступило в действие, утверждённое УказомПризедента России, Положение о Государственном гербе Российской Федерации.Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьём змея.
Слайд 8Герб Русского царства
Герб царства Русского — один из главных государственных
символов Царства Русского, наряду с флагом.
При Иване IV Грозном всадник получил корону. Тогда же на большой государственной печати Ивана Грозного (булле) 1562 года щиток с ездецом переместился на грудь орла. С 1562 года в щитке на груди орла стал появляться единорог. Он присутствует на печатях Ивана IV, Бориса Годунова, Лжедмитрия (1605—1606), Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича.
При Фёдоре Иоанновиче меж голов орла появился православный крест на Голгофе.
На печати Лжедмитрия (1604) орёл впервые был изображён под тремя коронами, а всадник на груди орла был повёрнут в правую геральдическую сторону. Однако после Лжедмитрия поворот всадника был вновь изменён, а над головами орла ещё долго изображались две короны. В 1625 году при Михаиле Фёдоровиче на малой государственной печати между глав орла появилась третья корона (в отличие от печати Лжедмитрия, которая была вероятно сделана в Польше, эта печать была уже чисто русской).
Слайд 9
На Большой государственной печати царя Алексея Михайловича, сына Михаила Фёдоровича, то
же самое было сделано в 1645 году.
27 марта 1654 года в жалованной грамоте Богдану Хмельницкому в лапах орла впервые появились скипетр и держава. В 1667 году скипетр и держава появились уже на государственной печати царя Алексея Михайловича. Алексей Михайлович же 4 июня 1667 года впервые дал официальное объяснение символики трёх корон — три царства: Казанское, Астраханское, Сибирское. 14 декабря 1667 года появился первый в истории Указ о гербе («О титуле царском и о государственной печати»), в нём приводилось описание царского герба:
«Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях изображение наследника; в пазноктях скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя».
В 1672 году был составлен первый русский гербовник «Титулярник». Двуглавый орёл (без всадника на груди) в нём именовался гербом «Московским». Цвет орла в допетровскую эпоху был в основном золотым, хотя использовались различные варианты: чёрный, серебряный.
Слайд 10Гимн Российской Федерации
Государственный гимн Российской Федерации исполняется
во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. При публичном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. Гимн транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года; перед эфиром первой телепрограммы в дни государственных праздников.
Слайд 11Гимн Российской Федерации
Гимн Российской Федерации
Мелодия гимна РФ — музыка, написанная Александром Александровым
(1883—1946) для «Гимна партиибольшевиков» на стихи ВасилияЛебедева - кумача, использовавшаяся также в качестве гимна СССР с 1943 по 1991 годы. Авторы текста —Сергей Михалков,Г. Эль - Регистан. Принят в 2000. музыка в исполнении хора.
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Слайд 12
Молитва русских (1816—1833)
Основная статья: Молитва русских
В конце 1861 года Александр I
издал указ об исполнении этой мелодии при встречах императора.
Использовалась в качестве гимна (1816—1833).
Слова В.А.Жуковского, музыка Генри Кэри («Боже, храни короля», 1743 г.)
Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю:
Слабых хранителю,
Всех утешителю —
Всё ниспошли!
Перводержавную
Русь Православную
Боже, храни!
Царство ей стройное,
В силе спокойное, —
Всё ж недостойное,
Прочь отжени!
О, провидение,
Благословение
Нам ниспошли!
К благу стремление,
В счастье смирение,
В скорби терпение
Дай на земли!
Слайд 13Гимн свободной России
Гимн свободной России
Основная статья: Гимн свободной России
«Гимн свободной России» —
вариант гимна России, предложенный после Февральской революции композитором А.Т.Гречаниновым на слова К. Бальмонта. Этот вариант как и многие другие предложения не были приняты Временным правительством и многочисленными Особыми совещаниями деятелей искусства. Слова для гимна Гречанинов, эмигрант с 1917 года, доживший в Нью-Йорке до девяноста лет, взял из стихотворения Константина Бальмонта, славившего Февральскую революцию. Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Могучая держава, безбрежный океан!
Борцам за волю слава, развеявшим туман!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Леса, поля, и нивы, и степи, и моря,
Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!
Слайд 14Геральдика
Форма геральдических щитов
Основой герба является щит. В геральдике встречаются
щиты самых разных форм - от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации.
Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.
Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: варяжский, испанский, итальянский, французский, английский, византийский, немецкий, ромбический, квадратный. Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.
В последнее время получил распространение русский щит для личных и корпоративных гербов.
Слайд 16
Деление геральдических щитов В геральдике правая и
левая стороны щита определяются не с точки зрения человека, смотрящего на щит, а с точки зрения человека, стоящего за щитом, или воина, держащего его в руке. Таким образом, левая часть щита на рисунке, называемая "декстер", обращённая к правой руке воина, считается правой, а правая часть, называемая "синистер", обращённая к левой руке (которая держит щит) считается левой. Поэтому, когда речь идёт об ориентации элементов герба, например фигуры льва, указывается, что фигура повёрнута геральдически вправо (или влево). Чтобы точно определить, в какой части щита расположен та или иная фигура, следует различать следующие точки или области щита, показанные на рисунке.
В большинстве случаев щит бывает разделён на несколько частей, каждая из которых называется полем. Это деление образуется раскраской щита несколькими тинктурами, вследствие чего и образуются геральдические фигуры - почётные и простые. Основных делений четыре: рассечение, пересечение, скошение справа и скошение слева. Эти деления могут сочетаться разнообразными способами.
Вот основные варианты:
Слайд 17
Рассеченый - производится перпендикулярной линией, опущенной из середины главы на основание.
Пересеченый - производится прямой горизонтальной линией, соединяющей середины правой и левой сторон.
Слайд 18
Трёхчастный - образуется, когда вертикальная линия из середины главы спускается только
до середины щита, а от неё проводятся две диагонали к нижним углам.
Четверочастный щит - образуется при рассечении и пересечении.
Четверочастный скошенный - образуется скошением справа и слева.
Клинчатый щит - образуется сочетанием всех четырёх основных делений.
Слайд 19Деление геральдических щитов
А - Правая сторона щита (dexter side).
Б - Левая
сторона щита (sinister side).
В - Глава (chief).
Г - Основание или оконечность (base).
Д - Правый верхний угол (dexter chief).
Е - Левый верхний угол (sinister chief).
Ж - Средняя часть главы (middle chief).
З - Правый нижний угол (dexter base).
Слайд 20
И - Левый нижний угол (sinister base).
К - Средняя часть основания
(middle base).
Л - Почётная часть (honour point).
М - Центр (fess point).
Н - Середина щита (nombril of Navel point).