Слайд 1Тема урока: "Петр I : гений или злодей?"
Высказывания о Петре I :
«Пётр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»
В. Н.Татищев
«Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали ноздри и клеймили железом»
А.И. Герцен
«Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые- плод ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости; вторые жестоки, своенравны, и, кажется, писаны кнутом.
А.С. Пушкин
Слайд 51. Опишите положение, в котором находилась Россия в начале правления ПетраI.
2.
Существует ли точная дата начала преобразовательной деятельности ПетраI?
Подумай и ответь
Слайд 6«Побывав в составе Великого посольства в Европе Петр понял, что чтобы
сделать Россию такой же богатой, сильной и просвещенной, нужно быстро, не теряя времени, перенять с запада все, что для этого нужно: промышленность, оружие, технику, книги… Этой мечте он посвятил всю свою жизнь и ради ее осуществления он не жалел ни времени, ни себя, ни людей, ни России…» Е.В.Анисимов.
Слайд 7Итоги преобразований Петра 1.
Слайд 8Экономическое развитие России
Слайд 9Построены при Петре 1
Мануфактуры
Слайд 10
Подушная подать
«Похваляются,
что царь был мудрым, а в чем его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение…»
Крестьяне
Экономические реформы
Слайд 11Военная реформа
Создание регулярной армии
Слайд 12Военная реформа
«А для знаку рекрутам значить на левой руке, накалывать иглою
крест и натирать порохом.. и кто увидит такого человека, который имеет крест на левой руке начерченный, чтоб их ловили и приводили в город. А кто такого человека увидит и не приведет, то сам будет записан в рекруты..»
Петр I
"Какой он царь? Он крестьян разорил с домами, мужей наших побрал в солдаты, а нас с детьми осиротил и заставил плакать век".
Крестьяне
Слайд 14Морским судам быть!
C 20 октября 1696 года- отмечается день рождения российского
военно-морского флота.
Слайд 15
Указ о единонаследии /1714г/
Изменение положения сословий:
Слайд 18
Органы власти и управления
Российской империи
Слайд 20 Церковная реформа
Отмена
патриаршества.
Создание Правительствующего Синода.
Император –глава церкви.
Слайд 21Культурная революция
« Наш народ, яко дети неучения ради, которые никогда за
азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают… но когда выучатся, благодарят».
20 января 1714 вышел указ Петра о запрещении дворянским детям, не постигшим основ знаний, необходимых для службы, жениться.
Слайд 22Построены при Петре 1
Навигационные школы
Слайд 23
«Дело ладилось плохо: детей в новые школы не высылали;
их набирали насильно, держали в тюрьмах и за караулом; в 6 лет мало где устроились эти школы; посадские люди отпросили у Сената своих детей от цифирной науки, чтобы не отвлекать их от отцовских дел; из 47 посланных в губернии учителей восемнадцать не нашли учеников и воротились назад; в рязанскую школу, открытую только в 1722 г., набрали 96 учеников, но из них 59 бежало.»
Слайд 24 «Культурная революция»
«Тогда за благо рассудил старинное российское
платье отменить, и повелел всем своим подданным носить по обычаю европейских христианских государств, и бороды повелел сбрить…»
Слайд 25Реформа календаря
В декабре 1699 года Пётр І издал указ о праздновании
Нового года 1 января. В домах, на улицах ставить украшенные елки, сосны или ветки от них и организовывать огненные потехи
Слайд 30
В
Е
Ф
Ь
Р
Г
А
З
Е
Т
А
А
С
С
А
М
Б
Л
Е
Я
Г
О
Л
Л
А
Н
Д
И
Я
Р
Е
К
Р
У
Т
И
М
П
Е
А
О
Р
Р
Т
Й
РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД
Слайд 32«Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей
наказанными» ПетрI
« В Преображенском начались ужасающие пытки стрельцов. Было казнено далеко за тысячу человек…
С.Платонов
Слайд 37 Преобразования Петра…
“Место в системе европейских государств, управление, разделение, судопроизводство,
права сословий, Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, землевладения, лесоводство, скотоводство, виноделие, торговля, внутренняя и внешняя одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарство, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академия - суть памятники его неутомимой деятельности и его Гения. Он видел все, обо всем думал и приложил руку ко всему, всему дал движение или направление, или саму жизнь. ”
Слайд 38
Сей образ изваян премудрого героя,
Что ради поданных лишив себя покоя,
Последний
принял чин и, царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил.
Рожденный к скипетру простер работе руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки…
И словом- се есть Петр
Отечества отец!
И сколько алтарей пред знаком Сим сияет
Коль много есть ему обязанных сердец.
М.В. Ломоносов