Слайд 1Урок. Новгородское государство.
6 класс.
Цели:
Дать представление о последствиях распада Руси на
отдельные княжества.
Выявить особенности процесса возникновения и развития государственности на территории Восточной Европы.
Показать учащимся, что в период раздробленности в политическом развитии русских земель формируется новый тип государственности – Новгородская республика.
Продолжить развивать умения учащихся работать с картой, понятиями, с документом.
Слайд 2развитие способностей к выделению, описанию и объяснению существенных признаков исторических явлений;
самооценке на основе наблюдения за собственной речью устной – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками; формирование границ собственного знания и «незнания»; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;
Личностные результаты:
Слайд 3Метапредметные результаты:
развитие способности извлекать информацию из разных источников; развитие регулятивных,
познавательных и коммуникативных УУД; развитие адекватного понимания информации устного сообщения; умения строить устное высказывание с учётом коммуникативной задачи; умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
Слайд 4Предметные результаты:
Дать представление о последствиях распада Руси на отдельные княжества;
обеспечить
усвоение понятий: «посадник», «тысяцкий», «архиепископ», артель;
правильно показывать объекты на исторической карте;
продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам;
выполнять познавательные и проблемные задания, высказывать собственное мнение.
Слайд 5Оборудование:
Учебник: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др. (под ред. А.В. Торкунова)
История России. 1 часть /Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций/ М. «Просвещение», 2016
документ в учебнике с.122
карта «Феодальная раздробленность Руси в XII - XIII веках»
презентация «Новгородская земля»
Слайд 6
Организационный момент
Актуализация знаний
Тренинг на знание дат
Призвание Рюрика.
Объединение Новгорода и Киева.
Княжение Владимира
Святославича в Киеве.
Крещение Руси.
Княжение в Киеве Ярослава Мудрого.
Съезд князей в Любече.
Первое упоминание Москвы в летописях.
Слайд 7Призвание Рюрика (862 г.)
Объединение Новгорода и Киева. (882 г.)
Княжение Владимира Святославича
в Киеве (980—1015 гг.)
Крещение Руси (988 г.)
Княжение в Киеве Ярослава Мудрого (1019—1054 гг.)
Съезд князей в Любече (1097 г.)
Первое упоминание Москвы в летописях (1147 г.)
Слайд 8Фронтальный опрос
Что такое политическая раздробленность?
Какие основные феодальные центры во второй
половине XII–XIII веков появились на карте?
Покажите на карте Владимиро-Суздальское княжество. (Работа с картой)
Как вы считаете, чем можно объяснить столь резкий подъем в развитии этого далекого уголка Руси?
Что собой представляло управление Владимиро-Суздальским княжеством, употребите три термина: князь, боярство и вече?
Слайд 9Искусный воин и правитель,
Суров, умён и деловит,
Честолюбив, хитёр, завистлив,
Был властен, часом
нарочит.
Но самый главный город-сердце,
Что Русь когда-то обрела,
Поставил он, наш Юрий Первый
И имя дал ему ………………
Слайд 11Он гордых новгородцев подчинил,
Хотел, чтобы город Владимир столицею был….
Построил он
там Золотые ворота…
Но был он убит мечами стальными…
Братья-предатели все учинили…
Слайд 13Великим был, да и по праву
Почти что Русью правил всей
А так,
как много сыновей
……………………………………………….
тебя прозвали
И этим значит выделяли.
А сыновья то на уделе
В заботе княжеской, при деле.
Слайд 153.Определение темы и целей урока
Темой урока будет служить название крупного
политического центра, который граничит с Владимиро-Суздальским княжеством в северо-западном направлении направлении.
Используя карту, определите тему урока.
Какой возникает проблемный вопрос, который мы выясним на уроке?
Слайд 16«Почему Новгородскую землю называют республикой?»
Какие вопросы, нам следует рассмотреть на уроке,
чтобы характеристика Новгородской республики была полной?
Слайд 17План темы
1) Природа края и основные занятия жителей Великого Новгорода;
2) Население
Великого Новгорода;
3) Управление Новгородской землей;
Слайд 18 Работа по теме урока
- Как вы думаете, для чего авторы
учебника предлагают нам начать знакомство с Новгородской землей с изучения природных условий?
Слайд 21Работа в группах.
1 группа «Историки»:
Работа с учебником (пункты 1,2)
и картой (стр. 105)
Охарактеризуйте географические и природно-климатические условия Новгородской земли.
Оцените степень плодородия земли.
Какие достоинства и недостатки имела эта земля?
Слайд 222 группа «Археологи»:
Работа с документом (Приложение)
Чем занимались жители Новгорода?
С какими
странами и русскими землями Новгород поддерживал торговые связи?
Что ввозили в Новгород и что из него вывозили?
Слайд 23
Приложение
“… Весна ширилась с каждым днем, и все спешило. Спешили
мужики с возами, все в городе запасались дровами и сеном. Везли мороженую рыбу, репу, бревна, дубовую дрань для крыш… тянулись… обозы с зерном через Торжок и Руссу. Торопились… боярские дружины из Угры, Печоры… Двины., везли меха, рыбий зуб (моржовые клыки), жемчуг, ловчих соколов, красную рыбу… Из ближних и дальних погостов свозили воск, мед, жито… мясо, бочки с пивом, сыр, кур, солод, сахар, хмель, железо, масло, лен и шерсть. Спешили гости (купцы) переяславские, тверские, костромские, смоленские – не опоздать бы к летнему пути! Ехали гости восточные: булгары, хазары.
… Ехали из Устюга, Белоозера, Вологды… Со всей великой Земли Русской собрались гости к водному пути в Новгород. Тесно становилось на подворьях… Варяги, готы, немцы на своих дворах тоже готовились: чинили бочки, чистили амбары…”
Слайд 24“ В Новгороде найдено более 135 мастерских, собрано 125 тысяч ремесленных
изделий местного производства. Эти изделия делались из всех известных в средневековье материалов. Ассортимент их весьма разнообразен. Так обнаружено изделий из железа и стали- 152 вида, дерева – 215 видов, из кожи – 47 видов и т.д. Среди находок удалось выделить детали сложных орудий труда, применявших в прядильном и ткацком производстве, в токарном и мукомольном деле. Кроме того, найдены детали подъемных механизмов и некоторые универсальные детали – подшипники и т.д. Горизонтальный ткацкий станок использовался в Новгороде в XIII веке, в Западной Европе аналогичный станок появился также в XIII веке …”
Слайд 25 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (работа с картой)
Новгородская земля расположена на севере Руси, от
побережья Белого моря до междуречья Волги и Оки на юге, от Финского залива на западе до реки Северная Двина на востоке, т.е. весь север Европейской части современной России
Слайд 26 «Занятия новгородцев», заполните схему. Задание 4 в рабочей тетради стр.
71
Слайд 27Задание
Сообщение по п. 3. стр. 118-119, назовите основные категории населения
Слайд 28Артель
Объединение людей для совместной работы
Слайд 29 3. Управление Новгородской землей
1 группа «Историки»:
Работа с учебником (пункт
4) Составьте схему с пояснениями управления в Новгороде (задание 8 стр. 72 в рабочей тетради)
Слайд 30Группа «Археологи»
Работа с документом «Из Ипатьевской летописи» (стр. 122)
-Почему Великий Новгород
не был княжеством? + вопросы к документу
Слайд 33Республика
Форма правления, при которой верховная власть принадлежит выборным лицам
Слайд 35Новгородское государство – боярская республика с системой городского самоуправления.
Слайд 36Вопрос урока :
«Почему Новгородскую землю называют республикой?»
Слайд 37Из данных слов выбрать слова, которые относятся к теме сегодняшнего урока.
Новгородское
вече
Республика
Княжество
Половцы
Тысяцкий
Посадник
Чёрные люди
Слайд 39Д/З
§14 прочитать, выучить термины.