Слайд 1культура I полОВИНЫ XIX века
россия.
Работа выполнена
Ученицей 8 «В» класса
Зайцевой
Полины.
Учитель: Герасимова Людмила Евгеньевна
Слайд 2Первая половина XIXв. Вошла в историю как начало “Золотого века” русской
художественной культуры. Её отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской народной культуры. Всё это делало художественную культуру России разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию её влияния на жизнь не только просвещённых слоёв общества, но и миллионов простых людей.
Слайд 3Литература:
Наиболее ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало творчество
Николая Михайловича Карамзина.
Сентиментализм Карамзина и других литераторов появлялся в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков , нравственных черт человека прежних эпох.
Появление романтизма в русской литературе сзязано с именами Василия Андреевича Жуковского, К.Ф Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского.
В начале своего творчества романтические произведения создали наши великие поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Их произведения, в отличие от мечтательных, а порой мистических работ Жуковского, были присущи жизненный оптимизм, активная позиция в борьбе за идеалы.
Эти черты были преобладающими в романтической литературе в начале XIX века, и именно они наметили переход к реализму, ставшему основным стилем в 30-40гг.
Слайд 4Театр:
В развитии русского театра смена художественных направлений происходила так же быстро,
как и в литературе.
В конце XVIII – в начале XIX в. На сцене русских театров господствовал классицизм с присущими ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью.
Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мочалов, снискавший особую популярность в ролях Гамлета и Фердинанда. Его герои отличаюсь самоотверженной борьбой за свободу и справедливость, а его игра – бурной эмоциональностью.
Основоположником реализма на русской сцене стал великий актёр Московского Малого театра Михаил Семёнович Щепкин, выходец из крепостных. Он был подлинным реформатором русского актёрского искусства. Щепкин был первым, кто предложил подчинить весь спектакль единой идеей. Каждая новая роль Щепкина в Малом театре становилось крупнейшим общественным событием жизни Москвы.
Другим замечательным актёром школы сценического реализма был Александр Евстафьевич Мартынов. Его творчество связано с Александровским театром в Петербурге. Он с великолепным мастерством передавал переживания и повседневный быт “Маленького человека” своего времени.
Слайд 5Павел Степанович Мочалов.
Михаил Семёнович Щепкин.
Александр Евстафьевич Мартынов.
Слайд 6Музыка:
Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на себе влияние героического
1812г.
Вся первая половина XIXв. прошла под знаком усиления русской национальной тематике и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчётливо звучали в музыкальных творениях А.Е. Варломова, А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева и др.
Романтическое направление в музыкальном искусстве представлял А.Н. Вертовский, автор популярной оперы “Аскольдова Могила”.
Центральное место в музыкальном искусстве первой половины XIXв. принадлежит М.И. Глинке, заложившему основы русской национальной школы в музыке. “Создаёт музыку народ, -Говорил он, -А мы, художники, только её аранжируем”.
Слайд 7Живопись:
Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи стал Карл Павлович Брюллов. В
одном из самых известных и масштабных своих работ – “Последний День Помпеи” (1830-1833гг.) – Он впервые в качестве героя представлял народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. “И был “Последний День Помпеи” для русской кисти первым днём”, - Писал поэт-современник.
Одними из ярких представителей романтизма и живописи стали замечательные портретисты Арест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин. Кипренский создал замечательный по своей выразительности портреты А.С. Пушкина и А.Н. Оленина (Президента Академии Художеств).
Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал Александр Александрович Иванов. Основным произведением его жизни стала картина “Явление Христа народу”, над создание которой мастер трудился 21 год (1837-1858гг.).
Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы “Свежий кавалер” (1846г.) и “Сватовство майора” (1848г.), в которых мы видим драматизм ситуации, критическую позицию автора по отношению к действительности.
Слайд 9Архитектура:
Начало XIXв. было временем быстрой застройки столиц – Петербурга и Москвы,
а также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало созданием архитектурных ансамблей – ряда зданий и сооружений, объединённых в единое целое.
Крупнейшими представителями русского ампира были Андреян Дмитриевич Захаров, создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806-1823гг.); Андрей Никифорович Воронихин, построивший Казанский Собор (1801-1811гг.), положивший начало ансамбля Невского проспекта; Карл Иванович Росси, создавший здание Русского музея с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади с зданием Главного штаба и аркой и т.д. Все эти архитекторы работали в основном в Петербурге.
В Москве в стиле ампир были выполнены работы Осипа Ивановича Бове: реконструированная после пожара 1812г. Красная площадь; Театральная площадь с Большим театром; Триумфальные ворота и др. В этом же стиле творил и Демьян Иванович Жилярди.