Презентация, доклад по теме Культура Древней Руси

Содержание

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями древнерусской культуры периода политической раздробленности

Слайд 1Учитель истории МОУ СОШ №27
г. Нязепетровск
Сохрина Анна Андреевна
Культура
русских земель
в XII-XIII вв.

Учитель истории МОУ СОШ №27г. НязепетровскСохрина Анна АндреевнаКультурарусских земельв XII-XIII вв.

Слайд 2Цель урока:

познакомить учащихся с
особенностями

древнерусской культуры
периода политической раздробленности
Цель урока:      познакомить учащихся с особенностями древнерусской культуры периода политической раздробленности

Слайд 3План изучения новой темы:

Особенности русской культуры
XII-XIII вв
2. Образование и наука
3. Литература
4.

Архитектура
5. Иконопись
План изучения новой темы:Особенности русской культурыXII-XIII вв2. Образование и наука3. Литература4. Архитектура5. Иконопись

Слайд 4«О, светло светлая и прекрасно
украшенная земля Русская!
Многими красотами прославлена ты…
Всем ты

преисполнена
земля Русская…»
«О, светло светлая и прекрасноукрашенная земля Русская!Многими красотами прославлена ты…Всем ты преисполнена земля Русская…»

Слайд 5 Особенности культуры XII-XIII вв.
Культура – совокупность созданных

обществом
материальных и духовных ценностей.

Крупные политические центры:
Великий Новгород * Псков
Владимир-на-Клязьме * Галич.

Отличительные черты развития культуры:
Новгород и Псков - в культурном развитии этих центров
проявились черты, которые
соответствовали вечевым порядкам и
активности городского населения.
Владимиро-Суздальская земля – это образец пышности,
торжественности, стремления
подчеркнуть силу и значение
владимирских князей.

Особенности культуры XII-XIII вв.Культура – совокупность созданных обществомматериальных и духовных ценностей.Крупные политические центры:Великий

Слайд 6 Образование и наука
Центрами науки и образования в XII-XIIIвв.

были города и
монастыри.
Почему?
Горожане занимались торговлей, в том числе и с
зарубежными странами. Купцы вели учет проданных и
купленных товаров, они должны были уметь писать и считать.
Купцы приносили на Русь сведения о жизни в других странах.
Самый высокий уровень грамотности на Руси был в Новгороде.
В школах учились мальчики и девочки. Основным материалом для письма была береста.
Образование и наукаЦентрами науки и образования в XII-XIIIвв. были города имонастыри.

Слайд 7От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако
пришли ми цоловек

на жерепце (прислать слугу с
жеребцом)… Да пришли сороцицю (рубаху)…

Поклон от Марине к сыну к моему Григорью. Купи ми
Зендянцу добру. А куны яз дала Давыду Прибыше…

Тексты берестяных грамот

От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, такопришли ми цоловек на жерепце (прислать слугу с жеребцом)…

Слайд 8 Монахи, духовенство должны были знать грамоту,
Чтобы служить в церкви,

ведь церковная служба ведется
по книгам.
Монахи вели летописи. Они записывали не только события
политической жизни, но и фиксировали такие явления природы, как: затмения, кометы, бури, засухи и т.д.
Князьям и боярам образование было нужно, чтобы знать
законы, издавать их и правильно применять.
Школы в большинстве русских земель существовали при монастырях.
Монахи, духовенство должны были знать грамоту,Чтобы служить в церкви, ведь церковная служба ведетсяпо книгам.Монахи вели

Слайд 9Путешествия
купцов
Палом-
ничество
Ведение
летописей
Военные
походы
Накопление научных
знаний
География
Астрономия
Биология
Описание других
стран и различных
природных
явлений
Описание
комет, затмений
Описание
эпидемий,
болезней

Развитие науки
Путешествия купцовПалом-ничествоВедениелетописейВоенные походыНакопление научныхзнанийГеографияАстрономияБиологияОписание другихстран и различныхприродныхявленийОписаниекомет, затменийОписание эпидемий, болезней  Развитие науки

Слайд 10Литература
Новые жанры
Земельные особенности

Поучение
«Поучение Владимира
Мономаха детям»

Хождение
«Хождение игумена
Даниила в Иерусалим»
Слово

Моление

Новгород-
Северская
земля
Владимиро-
Суздальская
земля
«Слово о полку
Игореве»
«Моление»
Даниила
Заточника
Призыв к

единству
Русской земли
перед лицом
внешней угрозы

Размышления об
идеальном
правителе

Политическая раздробленность

ЛитератураНовые жанрыЗемельные особенностиПоучение«Поучение ВладимираМономаха детям»Хождение«Хождение игуменаДаниила в Иерусалим»СловоМолениеНовгород-СеверскаяземляВладимиро-Суздальскаяземля«Слово о полкуИгореве»«Моление»ДаниилаЗаточникаПризыв к единствуРусской земли перед лицомвнешней угрозыРазмышления обидеальномправителеПолитическая

Слайд 11Политическая
раздробленность
Архитектура

Новгородская земля


Владимиро-Суздальская
земля
Скромность убранства,
небольшие размеры
церквей

Пышность убранства,
большие размеры
церквей


Кирпич
Белый камень известняк,
каменная резьба

ПолитическаяраздробленностьАрхитектураНовгородская земляВладимиро-СуздальскаяземляСкромность убранства,небольшие размерыцерквейПышность убранства,большие размерыцерквейКирпичБелый камень известняк,каменная резьба

Слайд 12


Церковь святого Георгия
на Ладоге.

Церковь Спаса на Нередице
под Новгородом.

Новгород

Церковь святого Георгияна

Слайд 13
Дмитриевский собор сооружен князем Всеволодом

III как дворцовый храм. (1194-1197 гг)

Резьба на стене

Владимир

Дмитриевский собор сооружен князем Всеволодом III как дворцовый храм. (1194-1197 гг)Резьба

Слайд 14При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес
русской архитектуры –
неповторимый по

своей
утонченности Храм Покрова на Нерли
XIIв.

.
При Андрее Боголюбском было создано одно из чудесрусской архитектуры –неповторимый по своейутонченности Храм Покрова на НерлиXIIв..

Слайд 15Боголюбовский монастырь XIIв.

Боголюбовский монастырь XIIв.

Слайд 16Успенский собор. Архитектурный памятник XIIв.

Успенский собор. Архитектурный памятник XIIв.

Слайд 18I Алтарь:

II Средняя часть:
- престол 6. -северные врата 11. - солея
-жертвенник 7. -южные врата 12. - амвон
-горнее место 8. -икона Богоматери 13. – аналой с иконой
-Иконостас 9. -икона Спасителя праздника
-Царские врата 10. –храмовая икона 14. – клирос ( место для хора)
15. – канун III. Притвор IV. Паперть

Схема православного храма

I Алтарь:

Слайд 19 Храм Покрова на Нерли
Дмитриевский собор
Сравните

оба храма. Найдите общее и черты различия.
Храм Покрова на Нерли    Дмитриевский соборСравните оба храма. Найдите общее и черты

Слайд 20 Иконопись
Русская иконопись в XII-XIII вв. все

больше
приобретает самобытные черты. Изначально иконы
на Руси писали приглашенные из Болгарии и Византии
художники. В начале XIII в. после половецких набегов
и разгрома крестоносцами Византийской империи
приток художников из-за рубежа на Русь прекратился.
Возникла русская школа иконописи.
От византийской она отличалась более яркими
красками и очеловеченными образами святых.


ИконописьРусская иконопись в XII-XIII вв. все больше приобретает самобытные черты. Изначально иконы

Слайд 21 Иконопись

Ангел Златые Власы.
икона XII в.

Дмитрий Солунский.
икона XII в.

Иконопись   Ангел Златые Власы.

Слайд 22Вывод:

В XII-XIII вв. появились местные
культурные традиции, возникли
местные

школы архитектуры и
живописи.
Вывод:    В XII-XIII вв. появились местныекультурные традиции, возниклиместные школы архитектуры иживописи.

Слайд 23Выполни тест:
1. Главные особенности древнерусской культуры
периода раздробленности:
А) складываются культурные особенности
отдельных земель
Б)

упадок культуры в связи с нашествием монголов
В) и то и другое.
2. Какое название здесь лишнее и почему?
А) «Поучение» детям Владимира Мономаха
Б) «Повесть временных лет»
В) «Слово о полку Игореве»
Г) «Моление» Даниила Заточника
3. Укажите лишнее и объясните свой выбор:
А) Успенский собор во Владимире
Б) церковь Покрова на Нерли
В) Софийский собор в Новгороде
Г) церковь Спаса на Нередице
Выполни тест:1. Главные особенности древнерусской культурыпериода раздробленности:А) складываются культурные особенностиотдельных земельБ) упадок культуры в связи с нашествием

Слайд 24Спасибо за Внимание !!!

Спасибо за Внимание !!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть