Слайд 1
Картография в школьном курсе истории.
Презентация на заседании методического объединения учителей истории
и обществознания муниципального района «Нижнеудинский район»
Автор: Максименко Т.С.
руководитель муниципального
Методического объединения
учителей истории и обществознания
Слайд 2Задачи, стоящие перед учащимися
1) охарактеризовать географическую среду, в которой происходили изучаемые
факты, и этим способствовать познанию роли природы в жизни общества;
2) путём привязки фактов к территориям (стране, городу) соединить факты друг с другом как последовательные звенья исторических процессов;
3) раскрыть территориальное размещение и протяжённость исторических явлений, пространственные отношения между ними, взаимодействие между историческими явлениями
Слайд 3Следствие повышенного внимания к картографическим знаниям
1) уточнение понятия «школьная историческая карта»;
2)
формулирование чётких научно-методических требований к ней;
3) разработка типологии карт и создание дополнительных картографических пособий;
4) методические рекомендации по использованию разнообразных приёмов работы с картой на занятиях и дома
Слайд 4Три типа исторических карт
Первый тип – общие
карты, отражающие исторические события в одной стране или в группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени: «Индия и Китай в ХУП – середине Х1Х в.», «Российская империя в второй половине XVIII в.».
Слайд 5 Индия и Китай в 17 - 19 веках.
Слайд 6Российская империя в 18 веке.
Слайд 7Три типа исторических карт
Второй тип – обзорные карты,
отражающие ряд последовательных моментов в развитии определённого явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени: «Рост Римского государства», «Рост территории России в ХУП в. Народы Сибири и Дальнего Востока».
Слайд 9Рост территории России в 17 веке.
Народы Сибири и Дальнего Востока.
Слайд 10Три типа исторических карт
Третий тип – тематические карты, посвящённые отдельным
событиям или сторонам исторического процесса: «Завоевательные походы Александра Македонского на Восток», «Ливонская война».
Слайд 11 Завоевательные походы Александра Македонского на Восток
Слайд 13Правила показа на карте различных объектов
1) границы страны обводятся указкой
по замкнутой кривой;
2) города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к названию города на карте;
3) реки показываются по течению от истока к устью;
4) направления военных походов и передвижений — по имеющимся на карте стрелкам.
Слайд 14Полное словесное описание историко-географического объекта на карте включает в себя
-
название материка или его части, острова, района земного шара;
- соотнесение его с близлежащими морями, государствами, реками, городами и т.п.;
- указание ориентировочного направления: юг, север, северо-восток и т.п. Например, «Афины расположены в области Аттика, на юго-востоке Средней Греции, на юго-востоке Балканского полуострова, в южной Европе».
Слайд 15 Картосхемы на физико-географической основе в укрупнённом и схематически
упрощённом виде воссоздают отдельные события, как правило, военного прошлого: «Ледовое побоище», «Куликовская битва» и др. Рисунки людей и предметов выполнены условными знаками и снабжены надписями, действия воюющих сторон показаны стрелками.
Слайд 18 Локальные планы (схематические планы) воспроизводят исторические события и явления, как правило,
не на реальной, а лишь на типичной и в значительной мере вымышленной физико-географической основе или на фоне упрощённых очертаний конкретных городов: «Битва при Гавгамелах», «Схема роста Московского Кремля».
Слайд 21Динамичные картографические пособия
- транспаранты для кодоскопов,
- мультипликационные карты,
-
картосхемы и локальные планы, демонстрирующиеся в фильмах и в мультимедийных учебниках одновременно с дикторским текстом
Слайд 22Общие правила использования исторической карты в обучении
1) ни одного урока
истории без карты или других картографических средств;
2) использование карты целесообразно и необходимо на всех этапах обучения: в изучении новой темы, при закреплении и обобщении изученного материала, при проверке знаний и умений школьников;
3) параллельно с формированием знаний на основе карты должно вестись обучение школьников приёмам учебной работы с картографическими пособиями;
Слайд 23Общие правила использования исторической карты в обучении
4) при переходе от одной
карты к другой обеспечивается преемственность между ними: либо соотнесением с общей картой, либо пояснениями, как одна карта с другой связана;
5) работа с настенной и настольными картами, по возможности, ведётся параллельно и скоординировано;
6) частью домашних заданий по истории должна быть работа с контурной картой над вопросами новой учебной темы
Слайд 24Задания на локализацию исторических фактов
покажите на карте и словами опишите
местоположение ... (исторической области, государства, города, места сражения и т.п.)
2) покажите на карте и назовите остров продолговатой формы, которого мы непременно достигнем, если из дельты Нила отправимся на северо-запад
Слайд 25Творческие образные задания
- по контурной карте проведите путь греков Балканского
полуострова к Трое из всех городов-полисов, принявших участие в Троянской войне. При выборе маршрута сверяйтесь с поэмой Гомера «Илиада»
- информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три самостоятельных картографических сюжета: 1. Начало битвы; 2. Кульминация боя; 3. Конец сражения — и прокомментируйте их соответствующими фрагментами «Задонщины»
Слайд 26Задание на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других
источников
Сравните политическую карту мира к началу Нового времени (XVI в.) и к концу его (XIX в.). В качестве линий для сравнения используйте присутствие на карте границ суверенных государств, колоний и полуколоний. Сделайте выводы о характере основных изменений на карте мира на протяжении Нового времени.
Слайд 27Задание на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других
источников
Охарактеризуйте геополитическое положение России в мире к концу XIX в. по плану: континентальное положение; территория и климатические зоны; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитическое наследие предшествующего периода.
Слайд 28Проблемные задачи на картографическом материале
Покажите на карте первые районы земледелия/металлургии.
Объясните, почему именно они стали древнейшими очагами новой культуры.
Определите, в каких районах Земли (и покажите их на карте) в качестве денег в древности могли использоваться: морские раковины, перья экзотических птиц, поросячьи хвостики, мешочки с какао-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа и т.п.
Слайд 29Тесты с выбором ответа
Какой город был присоединён к Москве в 1514
г.?
а) Рязань б) Смоленск в) Новгород
(вариант задания — отметьте этот город на карте);
Слайд 30 Тесты на восстановление соответствия
Слайд 31Тесты на группировку картографических сведений
А. Отметьте города, которые взял Батый
во время первого похода на Русь в 1237—1238 гг. и во время второго похода в 1239—1240 гг.
Б. К каким княжествам принадлежали ниже перечисленные города в середине XII в.: Теребовль, Дорогобуж, Курск, Трубчевск, Смоленск, Гродно, Овруч, Пинск, Берестье?
Слайд 32Тесты «исключение лишнего» и продолжение ряда в заданной закономерности
А. Страны, входившие
на рубеже XIX—XX вв. в первый эшелон развития капитализма: Россия, США, Великобритания, Франция, Германия (что лишнее?).
Б. Страны Древнего Востока, где существовала речная ирригация: Египет, Шумер.....
Слайд 33Тесты на определение последовательности или ранжирование фактов
А. Определите последовательность присоединения русских
земель к Москве:
Новгородская республика, Ростовское княжество, Звенигород, Тверское княжество, Можайск. Коломна. Суздальско-Нижегородские земли и т.д.;
Б. Расставьте названия рек, озёр и морей в той последовательности, в которой они встречались путешественникам на пути «из варяг в греки»: Днепр, Волхов, Чёрное море, Ладожское озеро, Западная Двина, Балтийское море, озеро Ильмень.
Слайд 34Тесты с ограничениями на ответ
Галицкое княжество было расположено в ... углу
всех тогдашних русских земель, у самых ... гор. Столицей его был город..., на реке... Южная граница княжества доходила до... На севере Галицкое княжество граничило с…, на востоке его соседом было....
Слайд 35Задания на развитие образной памяти, логических способностей
а) по памяти опишите
словами местоположение города (государства, ярмарки и т.п.)
б) по очертаниям или фрагментам государств, представленных на контурных картах, определите их звания и укажите точный «историко-географический адрес» (т.е. где и когда существовали данные государства)
в) определите, какому веку соответствует изображённая на схеме территория государства и что означают её условные обозначения. Составьте легенду карты с их расшифровкой
Слайд 36Задания на развитие образной памяти, логических способностей
по памяти
на чистом листе бумаге выполните следующие задания:
- нарисуйте контуры острова (страны, континента), условными знаками отметьте на нём важные географические объекты (реки, моря, горы, города и т.п.);
- условным знаком укажите место действия главного исторического события (сражения, народного восстания и т.п.);
- условными знаками обозначьте сопутствовавшие этому событию обстоятельства (места заключения мирных договоров и их решения по территориальным вопросам, районы крестьянских волнений, оборонительные сооружения, новые поселения и торговые центры и т.д.)
Слайд 37Примеры заданий в играх по картографии
1. По конфигурации похода первооткрывателе
(военачальников, путешественников, восставших и т.п.) определите, какой исторический факт здесь изображен. Когда и где он имел место?
2. Подумайте, египтяне или шумеры, назвали Персидский залив морем Восхода, а Средиземное море - морем Заката?
3. Выясните происхождение и объясните значение исторических топонимов: названия и самоназвания древних стран и народов, рек, морей, гор, городов и т.п.
4. По названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину и объясните обстоятельства «кругосветных странствий» и мировой известности (финики, персики, чай, портвейн, шампанское, индиго, арабески, шотландка, техасы и т.д.).
5. На карте Западной Европы XIV в. проложите для ближневосточных купцов наиболее безопасный и короткий путь из Иерусалима к крупнейшим ярмаркам и торгам Французского королевства.
Слайд 38К карте «Политические режимы в Европе накануне
Второй мировой войны (1937)»
дать характеристику политическим режимам
а) по каким признакам они разграничены на карте?
б) объясните, почему монархии на карте закрашены разными цветами;
в) какие тенденции доминировали в развитии политической системы стран Европы в это время?
г) почему Испания на карте оставлена без обозначения её монархией?
д) какие различия указаны на карте для государств с республиканской формой правления?
Слайд 39К карте «Концентрационные лагеря в Европе»
Проанализируйте, как на карте
представлена фашистская идеология:
а) покажите границы Германии до и после 1938 г.;
б) прокомментируйте расположение в Европе концентрационных лагерей и еврейских гетто;
в) по легенде карты проследите этапы их создания;
г) объясните понятие «холокост».
Слайд 40Работа по разным аспектам темы при сравнении двух карт
а) сравните две
карты и назовите перемены, которые произошли в политических режимах стран Европы;
б) как изменилось соотношение монархических и республиканских форм правления?
в) что изменилось в географических очертаниях двух политических систем