Слайд 1Историко-культурный стандарт
Подготовила
учитель истории
и обществознания
МКОУ «Бородинская СОШ»
Кутеева И.Н
Слайд 2Задачи изучения истории
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности
Изучение истории России должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколения.
Слайд 3Учебно-методический комплекс
Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя:
1)
учебник (в т.ч. электронный);
2) хрестоматию или сборник документов;
3) исторические карты;
4) рабочую тетрадь и сборник заданий;
5) книгу для чтения
Слайд 4Комплект методических материалов и пособий
для учителя должен включать в себя:
1) нормативные
документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт;
2) примерную учебную программу по истории;
3) рабочая программа по предмету;
4) предметные и курсовые методические пособия.
Слайд 5Ступени изучения Отечественной истории
5-9 класс
Базовые знания об основных этапах исторического
пути России
10-11 класс
История России в мировом контенте
1)Историография
2)Исторические источники
3)Различные исторические версии
Слайд 6Концепция исторического образования
Многоуровневое изучение истории
Слайд 7Цель стандарта: формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации
Структура стандарта:
Историко-культурный стандарт включает:
Принципиальные
оценки ключевых событий прошлого;
Основные подходы (методологию) отечественной истории;
Перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий;
Перечень «трудных вопросов истории»
Слайд 8Задачи учебника:
Получить прочные знания по истории России;
Сформировать представление об основных этапах
развития многонационального российского государства;
Показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса
Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.
Слайд 9Особенности структуры учебника
События и процессы всеобщей истории изучаются синхронно с историей
России
Акцентируется внимание на истории российской культуры
Исключается возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
Обеспечивается доступность изложения, образность языка.
Слайд 10В текстах учебников необходимо:
Обратить внимание на события и процессы всеобщей истории
синхронно с историей России
Акцентировать внимание на истории российской культуры
Исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
Обеспечить доступность изложения, образность языка.
Слайд 11В основе учебника культурно-антропологический подход. Особое место уделено личности в истории,
проблемам духовной и культурной жизни, формированию у школьников представления об общей исторической судьбе нашей Родины.
Слайд 12Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов. Преподавание региональной истории в
контексте истории России. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов.
Слайд 13ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
«Трудных вопросов истории»
Слайд 14Древняя Русь
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
Существование древнерусской
народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;
Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;
Слайд 15Московская Русь
Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к
ордынским ханам и правителям других русских земель;
Роль Ивана IV Грозного в российской истории;
Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;
Присоединение Украины к России (причины и последствия);
Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;
Слайд 16Российская империя
Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;
Сущность политики просвещенного абсолютизма
и ее последствия;
Оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;
Характер общественного движения XIX – начала ХХ в. и оценка его роли в истории России;
Оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале ХХ вв.;
Характер национальной политики самодержавия и ее оценка;
Слайд 17Российская империя в начале XX в.
Оценка уровня развития Российской империи в
начале ХХ в.;
Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
Русская культура и первые волны эмиграции: «Философский пароход» и Русское зарубежье;
Слайд 18Советская Россия в 1917-1945 гг.
Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации
и преобразований в сфере культуры;
Характер национальной политики большевиков и ее оценка;
Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина;
Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;
Цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
Оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;
Советская национальная политика;
Слайд 19Советское общество в середине
1950-х-второй половине 1980-х гг.
Причины, последствия и оценка
реформ Н.С. Хрущева;
Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;
Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;
Слайд 20
Российская Федерация
в 90-е гг. XX в. – начале XXI в.
Оценка
причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»);
Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;
Оценка внешней политики России в 1990-е гг.;
Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.