Презентация, доклад по теме Активизация мыслительной деятельности на уроках истории

Содержание

Он надежда и разочарование россиянСтарые люди бедствуют без него. Людям среднего достатка его не хватает У «новых русских» его в достатке.Первая подсказкаНа него ничего нельзя купить, если он выражается цифрой 1Вторая подсказкаГоворят, что он сделан из

Слайд 1Активизация мыслительной деятельности на уроках истории
«Ученик – это не кувшин,  который надо

наполнить знаниями,
 а факел, который нужно зажечь»

История и обществознание учит рассуждать, искать истину, спорить, отстаивать свое мнение, что очень пригодится в современной жизни.



Активизация мыслительной деятельности на уроках истории«Ученик – это не кувшин,  который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь»

Слайд 2
Он надежда и разочарование россиян
Старые люди бедствуют без него. Людям среднего

достатка его не хватает У «новых русских» его в достатке.
Первая подсказка
На него ничего нельзя купить, если он выражается цифрой 1
Вторая подсказка
Говорят, что он сделан из дерева

Рубль
Он надежда и разочарование россиянСтарые люди бедствуют без него. Людям среднего достатка его не хватает У «новых

Слайд 3Методические приёмы создания проблемных ситуаций
Подвести школьников к противоречию и предложить им

самим найти способ его решения
Столкнуть противоречия в практической деятельности
Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос
Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций, например юриста, финансиста, технолога, эколога, медика и т.п.
Пробуждать школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты
Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, кокретизацию, логику рассуждения
Предложить проблемные теоретические и практические задания
Поставить проблемные задачи, например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения
Методические приёмы создания проблемных ситуацийПодвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решенияСтолкнуть противоречия

Слайд 4Формы деятельности на уроках истории:
Составление опорного конспекта (графики, схемы, кластеры)
Заполнение сравнительно

– обобщающей таблицы
Составление биографических справок (для С -6)
Составление интерактивных карт. Схем
Анализ исторических карт, схем
Формы деятельности на уроках истории:Составление опорного конспекта (графики, схемы, кластеры)Заполнение сравнительно – обобщающей таблицыСоставление биографических справок (для

Слайд 5Деятельностные шаги (этапы)

технологии

Самоопределение к деятельности
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Постановка учебной задачи
Построение проекта выхода из затруднения
Первичное закрепление во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия деятельности

Деятельностные шаги (этапы)

Слайд 6*
Табличный прием «Знаю, хочу узнать, узнал» (Д. Огле, 1996)
1шаг. До

знакомства с текстом обучающиеся самостоятельно или
в группе заполняют первый и второй столбики таблицы

2 шаг. По ходу знакомства с текстом учащиеся заполняют графу
«Узнал».

3 шаг. Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
*Табличный прием  «Знаю, хочу узнать, узнал»  (Д. Огле, 1996)1шаг. До знакомства с текстом обучающиеся самостоятельно

Слайд 7*
Методический прием Таск - анализ
Таск - сокращение для слов

Тезис- Анализ - Синтез - Ключ
С помощью приема ученики учатся независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения предстоит размышлять обучающимся. Наиболее рационально ответы на вопросы занести в специально сконструированную таблицу.
*Методический прием   Таск - анализТаск - сокращение для слов    Тезис- Анализ -

Слайд 8*
1. Стадия вызова
Роль человека в жизни природы
Нарушает

Потребляет

Уничтожает

Загрязняет
Заботится

Познает

Учится

Организует

+
-

*1. Стадия вызоваРоль человека в жизни природыНарушаетПотребляетУничтожаетЗагрязняет ЗаботитсяПознаетУчитсяОрганизует+-

Слайд 9*
Положительный ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ



ЧЕЛОВЕК
Познает
Учится
Оказывает
Заботится
Организует
Является
Окружающий
мир,
законы
природы
Воплощать
достижения
природы
в

технике

Двоякое
воздействие

О природе

Рациональное
природо-
пользование

Частью
природы

Преобразует
природу

Создает
искусственные
материалы

*Положительный   ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФЧЕЛОВЕКПознаетУчитсяОказываетЗаботитсяОрганизуетЯвляетсяОкружающий мир, законы природыВоплощать достижения природы в техникеДвоякое воздействиеО природеРациональное природо-пользованиеЧастью природыПреобразует природуСоздает

Слайд 10*
Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
оценка (Где ошибка?);
диагноз (В чем причина?);
самоконтроль (Каковы недостатки?);
критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?);
прогноз (Постройте прогноз).
Результаты:
критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта.
Ограничения:
подготовка специального содержания текстов;
невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.
*Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся   Основным критерием оценки результата является

Слайд 11Решение проблемных познавательных задач
5 класс: «В наследство оставлена дверь».
«В Вавилонии

в глубокой древности и даже позже, во времена царя Хаммурапи, богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь. Подумайте, почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь»
Решение проблемных познавательных задач 5 класс: «В наследство оставлена дверь».«В Вавилонии в глубокой древности и даже позже,

Слайд 12Умение ставить вопросы 


Умение ставить вопросы 

Слайд 13Использование «альтернативных ситуаций» Моделирование будущего развития:
Выступление декабристов
Отмена крепостного права
Народничество
Выбор пути развития

России в 1917 году
Использование «альтернативных ситуаций»  Моделирование будущего развития:Выступление декабристовОтмена крепостного праваНародничествоВыбор пути развития России в 1917 году

Слайд 14Моделирование будущего развития:
учащиеся строят свои предположения о возможном развитии событий, вариантах

развития. Этот приём позволяет видеть ситуацию в целом, учит навыкам анализа, позволяет на практике применить знание законов исторического развития.
«Если бы не было Жанны д”Арк, чем бы закончилась Столетняя война?»

Моделирование будущего развития:учащиеся строят свои предположения о возможном развитии событий, вариантах развития. Этот приём позволяет видеть ситуацию

Слайд 15Использование поискового метода Главная цель: вовлечь детей в активный познавательный процесс!!!
Образы

– реконструкции исторических фактов:
от лица участника
От лица потомка
диалог участников
«Шоковая терапия»:
Ошибка или единственный выход?


Использование поискового метода  Главная цель: вовлечь детей в активный познавательный процесс!!!Образы – реконструкции исторических фактов:от лица

Слайд 16доказательство факта
доказать или опровергнуть наличие признаков феодальных отношений в какой-либо конкретной

стране в определённый промежуток времени, подкрепив свой ответ историческими фактами.
доказательство фактадоказать или опровергнуть наличие признаков феодальных отношений в какой-либо конкретной стране в определённый промежуток времени, подкрепив

Слайд 17Тогис - технология
ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе:
ТОГИС, будучи

изначально деятельностно-ценностной, ориентируется на всемерное развитие познавательной самостоятельности учащихся;
Главное: решение
учебной задачи
Сайт Клуб «Тогис»
Тогис - технологияТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе:ТОГИС, будучи изначально деятельностно-ценностной, ориентируется на всемерное развитие

Слайд 18Пётр I – бог, царь, герой, злодей, антихрист?
Петровские преобразования в России

– создание армии, флота, великие победы в Северной войне, основание новой столицы, реформирование государственного аппарата, финансовая, налоговая, социальная, территориальная реформы, изменения в области культуры и быта, превращение России в империю Что это было – великий перелом в русской истории и даже революция, проведённая «сверху», или всё-таки движение традиционным для России путём, но более ускоренными темпами? И кто же такой Пётр I – бог, царь, герой, злодей, антихрист?

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.
Пётр I – бог, царь, герой, злодей, антихрист?Петровские преобразования в России – создание армии, флота, великие победы

Слайд 19Определите смысл высказываний:
«Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин…»
В.

Маяковский


«Один в поле не воин»
Определите смысл высказываний:«Плохо человеку, когда он один.Горе одному, один не воин…»					В. Маяковский«Один в поле не воин»

Слайд 20«Перепутанные логические цепочки»

Восстановите последовательность:
1. Освобождение крестьян от личной зависимости
2. Развитие городов

и торговли
3. Втягивание крестьян в торговлю
4. Замена барщины денежным оброком

«Перепутанные логические цепочки»Восстановите последовательность:1. Освобождение крестьян от личной зависимости2. Развитие городов и торговли3. Втягивание крестьян в торговлю4.

Слайд 21Сверим ответ:
2 4 3

1
2. Развитие городов и торговли
4. Замена барщины денежным оброком
3. Втягивание крестьян в торговлю
1. Освобождение крестьян от личной зависимости

Сверим ответ:2    4    3   12. Развитие городов и торговли4.

Слайд 22Работа с понятиями Сословная монархия - государство, в котором власть ----- опиралась на

органы ------ сословий
Работа с понятиями  Сословная монархия - государство, в котором власть ----- опиралась на органы ------ сословий

Слайд 23Использование метода сотрудничества
Работа в парах;
Работа в группах;
Коллективная работа (мозговой штурм):
?

Обсудите в группах, почему жесткий, репрессивный режим Сталина не подвергался такой уничижающей критике в обществе, а действия Хрущева стали не только предметом критики, достаточно свободного обсуждения, но и анекдотов.
дискуссионная техника «Вертушка»:
? Обсудите, можно ли рассматривать отстранение Н.С. Хрущева от должности руководителя страны результатом переворота, или это законная отставка



Использование метода сотрудничестваРабота в парах;Работа в группах;Коллективная работа (мозговой штурм): ? Обсудите в группах, почему жесткий, репрессивный

Слайд 24«Пчелиный рой»
Тема «Декабристы»
Проблемный вопрос: движение декабристов было случайным или закономерным?»
Группы по

5 человек:
Предпосылки и причины
Условия
Могло ли быть успешно
Восстание или акт гражданского неповиновения




«Пчелиный рой»Тема «Декабристы»Проблемный вопрос: движение декабристов было случайным или закономерным?»Группы по 5 человек:Предпосылки и причиныУсловияМогло ли быть

Слайд 25Использование метода проектов:
Компоненты исследовательских действий
1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, аргументирование

актуальности проблемы.
2. Умение выдвигать гипотезы
3. Умение структурировать тексты
4. Умение разрабатывать вопросы для социологических опросов
5. Умение графически отображать результаты
6. Умение преподнести материал аудитории.


Использование метода проектов: Компоненты исследовательских действий1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, аргументирование актуальности проблемы. 2. Умение выдвигать

Слайд 26Сравнение средневекового и современного города

Сравнение средневекового и современного города

Слайд 27Использование игровых методов:
Исторический «Снежный ком»: дополняя друг друга по предложению, составляют

логический рассказ по изученному материалу. («Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι», «Куликовская битва»…
«Историческая азбука»:
написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным
Использование игровых методов:Исторический «Снежный ком»: дополняя друг друга по предложению, составляют логический рассказ по изученному материалу. («Средневековый

Слайд 29Игровая деятельность
«Турнир»: к доске приглашаются 2 ученика; дополняя друг друга по

предложению, они составляют рассказ по изученному материалу. Побеждает (и получает оценку) тот, чьё предложение будет последним.
«Аукцион имён»
«Исторический футбол»
«Имя, дата, событие».
разгадывание недостающих звеньев в логической цепочке на доске.
Дмитрий Донской → ? → Куликовская битва
? → 1242 → Ледовое побоище
Игровая деятельность«Турнир»: к доске приглашаются 2 ученика; дополняя друг друга по предложению, они составляют рассказ по изученному

Слайд 30Использование нетрадиционных уроков
Урок – путешествие
Ролевая игра
Урок – творческая лаборатория
Практикум
Моральные дилеммы
Дебаты
Диспуты
Дискуссии
Тренинги
Уроки- презентации

Использование нетрадиционных уроковУрок – путешествиеРолевая играУрок – творческая лабораторияПрактикумМоральные дилеммыДебатыДиспутыДискуссииТренингиУроки- презентации

Слайд 31 Интерактивная игра «Аналитики» «Кто виноват в развязывании «холодной войны»?

Интерактивная игра «Аналитики» «Кто виноват в развязывании «холодной войны»?

Слайд 32Древо решений

ПРОБЛЕМА



ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ
ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ
ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ








ПРИЕМУЩЕСТВА









НЕДОСТАТКИ



Древо решенийПРОБЛЕМАВАРИАНТ РЕШЕНИЯВАРИАНТ РЕШЕНИЯВАРИАНТ РЕШЕНИЯПРИЕМУЩЕСТВАНЕДОСТАТКИ

Слайд 33кластер

Способ организации идей в ходе мозгового штурма

кластерСпособ организации идей в ходе мозгового штурма

Слайд 34
Личности


Понятия
Время
Значение



























Заготовка

ЛичностиПонятияВремяЗначение  Заготовка

Слайд 35Нашествие с востока
Даты
1223 г.
1237 г.
1238 г.
1240

г.

Чингисхан

Батый

Воевода Дмитрий

Евпатий Коловрад

Города

Рязань

Торжок

Козельск

Киев

Понятия

Курултай

Фураж



















Личности

Выполнил учащийся 11 кл.
Токурской СОШ
Кондугашев А.,
2010г

Нашествие с востока Даты 1223 г. 1237 г. 1238 г. 1240 г. Чингисхан Батый Воевода Дмитрий Евпатий

Слайд 36*
Прием «КЛАСТЕРЫ»
Глобальные
проблемы
Последствия
для человека
и окружающей
среды
Класси-
фикация
Признаки
Решение
Происхождение,
причины
возникновение

*Прием «КЛАСТЕРЫ»Глобальные проблемыПоследствия для человекаи окружающей средыКласси-фикацияПризнаки Решение Происхождение,причинывозникновение

Слайд 37




Схема синквейна



Схема синквейна

Слайд 38Синквейн (актуализация прежних знаний)
Тема – чувства
2 глагола
3 прилагательных
1 словосочетание
1 предложение -

вывод


Синквейн  (актуализация прежних знаний)Тема – чувства2 глагола3 прилагательных1 словосочетание1 предложение - вывод

Слайд 39Синквейн (актуализация прежних знаний)
Чувства
2 глагола: помогают, наполняют…
3 прилагательных:
глубокие,

тёплые, дружеские…
1 словосочетание:
К чувствам относятся симпатия и антипатия
Вывод: Чувства – основа межличностных отношений
Синквейн  (актуализация прежних знаний)Чувства2 глагола: помогают, наполняют…3 прилагательных:   глубокие, тёплые, дружеские…1 словосочетание:К чувствам относятся

Слайд 40Реформы - контрреформы

Реформы - контрреформы

Слайд 41Перекрёстная дискуссия

Вопрос: Петр Ι был более реформатор, чем тиран?
Революция

1917 года была неизбежна?
Перекрёстная дискуссияВопрос: Петр Ι был более реформатор, чем тиран? Революция 1917 года была неизбежна?

Слайд 42Фишбоун – рыбья кость
Причинно – следственные связи:
Феодальная раздробленность
Революция 1905 г. и

т. д.




Фишбоун – рыбья костьПричинно – следственные связи:Феодальная раздробленностьРеволюция 1905 г. и т. д.

Слайд 43*
Прием «ФИШБОН»

*  Прием     «ФИШБОН»

Слайд 44
«Пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с

нами, учителями, пусть только они никогда не будут равнодушными».
В. Ф. Шаталов
«Пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с нами, учителями, пусть только они никогда

Слайд 45
КОЛЛЕГИ, ПРЯМЫХ И УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ ВАМ К ТВОРЧЕСТВУ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ!

КОЛЛЕГИ, ПРЯМЫХ И УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ ВАМ К ТВОРЧЕСТВУ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть