Слайд 1Активизация мыслительной деятельности на уроках истории
«Ученик – это не кувшин, который надо
наполнить знаниями,
а факел, который нужно зажечь»
История и обществознание учит рассуждать, искать истину, спорить, отстаивать свое мнение, что очень пригодится в современной жизни.
Слайд 2
Он надежда и разочарование россиян
Старые люди бедствуют без него. Людям среднего
достатка его не хватает У «новых русских» его в достатке.
Первая подсказка
На него ничего нельзя купить, если он выражается цифрой 1
Вторая подсказка
Говорят, что он сделан из дерева
Рубль
Слайд 3Методические приёмы создания проблемных ситуаций
Подвести школьников к противоречию и предложить им
самим найти способ его решения
Столкнуть противоречия в практической деятельности
Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос
Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций, например юриста, финансиста, технолога, эколога, медика и т.п.
Пробуждать школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты
Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, кокретизацию, логику рассуждения
Предложить проблемные теоретические и практические задания
Поставить проблемные задачи, например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения
Слайд 4Формы деятельности на уроках истории:
Составление опорного конспекта (графики, схемы, кластеры)
Заполнение сравнительно
– обобщающей таблицы
Составление биографических справок (для С -6)
Составление интерактивных карт. Схем
Анализ исторических карт, схем
Слайд 5Деятельностные шаги (этапы)
технологии
Самоопределение к деятельности
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Постановка учебной задачи
Построение проекта выхода из затруднения
Первичное закрепление во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия деятельности
Слайд 6*
Табличный прием
«Знаю, хочу узнать, узнал» (Д. Огле, 1996)
1шаг. До
знакомства с текстом обучающиеся самостоятельно или
в группе заполняют первый и второй столбики таблицы
2 шаг. По ходу знакомства с текстом учащиеся заполняют графу
«Узнал».
3 шаг. Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Слайд 7*
Методический прием
Таск - анализ
Таск - сокращение для слов
Тезис- Анализ - Синтез - Ключ
С помощью приема ученики учатся независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения предстоит размышлять обучающимся. Наиболее рационально ответы на вопросы занести в специально сконструированную таблицу.
Слайд 8*
1. Стадия вызова
Роль человека в жизни природы
Нарушает
Потребляет
Уничтожает
Загрязняет
Заботится
Познает
Учится
Организует
+
-
Слайд 9*
Положительный ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ
ЧЕЛОВЕК
Познает
Учится
Оказывает
Заботится
Организует
Является
Окружающий
мир,
законы
природы
Воплощать
достижения
природы
в
технике
Двоякое
воздействие
О природе
Рациональное
природо-
пользование
Частью
природы
Преобразует
природу
Создает
искусственные
материалы
Слайд 10*
Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
оценка (Где ошибка?);
диагноз (В чем причина?);
самоконтроль (Каковы недостатки?);
критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?);
прогноз (Постройте прогноз).
Результаты:
критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта.
Ограничения:
подготовка специального содержания текстов;
невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.
Слайд 11Решение проблемных познавательных задач
5 класс: «В наследство оставлена дверь».
«В Вавилонии
в глубокой древности и даже позже, во времена царя Хаммурапи, богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь. Подумайте, почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь»
Слайд 13Использование «альтернативных ситуаций»
Моделирование будущего развития:
Выступление декабристов
Отмена крепостного права
Народничество
Выбор пути развития
России в 1917 году
Слайд 14Моделирование будущего развития:
учащиеся строят свои предположения о возможном развитии событий, вариантах
развития. Этот приём позволяет видеть ситуацию в целом, учит навыкам анализа, позволяет на практике применить знание законов исторического развития.
«Если бы не было Жанны д”Арк, чем бы закончилась Столетняя война?»
Слайд 15Использование поискового метода
Главная цель: вовлечь детей в активный познавательный процесс!!!
Образы
– реконструкции исторических фактов:
от лица участника
От лица потомка
диалог участников
«Шоковая терапия»:
Ошибка или единственный выход?
Слайд 16доказательство факта
доказать или опровергнуть наличие признаков феодальных отношений в какой-либо конкретной
стране в определённый промежуток времени, подкрепив свой ответ историческими фактами.
Слайд 17Тогис - технология
ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе:
ТОГИС, будучи
изначально деятельностно-ценностной, ориентируется на всемерное развитие познавательной самостоятельности учащихся;
Главное: решение
учебной задачи
Сайт Клуб «Тогис»
Слайд 18Пётр I – бог, царь, герой, злодей, антихрист?
Петровские преобразования в России
– создание армии, флота, великие победы в Северной войне, основание новой столицы, реформирование государственного аппарата, финансовая, налоговая, социальная, территориальная реформы, изменения в области культуры и быта, превращение России в империю Что это было – великий перелом в русской истории и даже революция, проведённая «сверху», или всё-таки движение традиционным для России путём, но более ускоренными темпами? И кто же такой Пётр I – бог, царь, герой, злодей, антихрист?
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.
Слайд 19Определите смысл высказываний:
«Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин…»
В.
Маяковский
«Один в поле не воин»
Слайд 20«Перепутанные логические цепочки»
Восстановите последовательность:
1. Освобождение крестьян от личной зависимости
2. Развитие городов
и торговли
3. Втягивание крестьян в торговлю
4. Замена барщины денежным оброком
Слайд 21Сверим ответ:
2 4 3
1
2. Развитие городов и торговли
4. Замена барщины денежным оброком
3. Втягивание крестьян в торговлю
1. Освобождение крестьян от личной зависимости
Слайд 22Работа с понятиями
Сословная монархия
- государство, в котором власть ----- опиралась на
органы ------ сословий
Слайд 23Использование метода сотрудничества
Работа в парах;
Работа в группах;
Коллективная работа (мозговой штурм):
?
Обсудите в группах, почему жесткий, репрессивный режим Сталина не подвергался такой уничижающей критике в обществе, а действия Хрущева стали не только предметом критики, достаточно свободного обсуждения, но и анекдотов.
дискуссионная техника «Вертушка»:
? Обсудите, можно ли рассматривать отстранение Н.С. Хрущева от должности руководителя страны результатом переворота, или это законная отставка
Слайд 24«Пчелиный рой»
Тема «Декабристы»
Проблемный вопрос: движение декабристов было случайным или закономерным?»
Группы по
5 человек:
Предпосылки и причины
Условия
Могло ли быть успешно
Восстание или акт гражданского неповиновения
Слайд 25Использование метода проектов:
Компоненты исследовательских действий
1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, аргументирование
актуальности проблемы.
2. Умение выдвигать гипотезы
3. Умение структурировать тексты
4. Умение разрабатывать вопросы для социологических опросов
5. Умение графически отображать результаты
6. Умение преподнести материал аудитории.
Слайд 26Сравнение средневекового и современного города
Слайд 27Использование игровых методов:
Исторический «Снежный ком»: дополняя друг друга по предложению, составляют
логический рассказ по изученному материалу. («Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι», «Куликовская битва»…
«Историческая азбука»:
написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным
Слайд 29Игровая деятельность
«Турнир»: к доске приглашаются 2 ученика; дополняя друг друга по
предложению, они составляют рассказ по изученному материалу. Побеждает (и получает оценку) тот, чьё предложение будет последним.
«Аукцион имён»
«Исторический футбол»
«Имя, дата, событие».
разгадывание недостающих звеньев в логической цепочке на доске.
Дмитрий Донской → ? → Куликовская битва
? → 1242 → Ледовое побоище
Слайд 30Использование нетрадиционных уроков
Урок – путешествие
Ролевая игра
Урок – творческая лаборатория
Практикум
Моральные дилеммы
Дебаты
Диспуты
Дискуссии
Тренинги
Уроки- презентации
Слайд 31
Интерактивная игра «Аналитики»
«Кто виноват в развязывании «холодной войны»?
Слайд 32Древо решений
ПРОБЛЕМА
ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ
ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ
ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ
ПРИЕМУЩЕСТВА
НЕДОСТАТКИ
Слайд 33кластер
Способ организации идей в ходе мозгового штурма
Слайд 34
Личности
Понятия
Время
Значение
Заготовка
Слайд 35Нашествие с востока
Даты
1223 г.
1237 г.
1238 г.
1240
г.
Чингисхан
Батый
Воевода Дмитрий
Евпатий Коловрад
Города
Рязань
Торжок
Козельск
Киев
Понятия
Курултай
Фураж
Личности
Выполнил учащийся 11 кл.
Токурской СОШ
Кондугашев А.,
2010г
Слайд 36*
Прием
«КЛАСТЕРЫ»
Глобальные
проблемы
Последствия
для человека
и окружающей
среды
Класси-
фикация
Признаки
Решение
Происхождение,
причины
возникновение
Слайд 38Синквейн
(актуализация прежних знаний)
Тема – чувства
2 глагола
3 прилагательных
1 словосочетание
1 предложение -
Слайд 39Синквейн
(актуализация прежних знаний)
Чувства
2 глагола: помогают, наполняют…
3 прилагательных:
глубокие,
тёплые, дружеские…
1 словосочетание:
К чувствам относятся симпатия и антипатия
Вывод: Чувства – основа межличностных отношений
Слайд 41Перекрёстная дискуссия
Вопрос: Петр Ι был более реформатор, чем тиран?
Революция
1917 года была неизбежна?
Слайд 42Фишбоун – рыбья кость
Причинно – следственные связи:
Феодальная раздробленность
Революция 1905 г. и
Слайд 44
«Пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с
нами, учителями, пусть только они никогда не будут равнодушными».
В. Ф. Шаталов
Слайд 45
КОЛЛЕГИ, ПРЯМЫХ И УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ ВАМ К ТВОРЧЕСТВУ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ!