приему большого количества груза. Архангельск мог принять не более 5-ти судов с осадкой 5,5 метров единовременно. Не мог архангельский порт принимать и тяжелые грузы (танки, паровозы), в составе порта находилось всего 2 плавучих крана, которые могли поднимать грузы в 25 и 50 тонн. В автопарке находилось всего 6 большегрузных машин.
Распоряжение о реконструкции порта Иосиф Сталин дал уже 7 сентября 1941 года. Спустя месяц в Архангельск доставили краны из Ленинграда, Мариуполя, Мурманска и даже Владивостока, до сотни автомобилей, 15 барж, 6 буксиров. В порту трудились три военизированные рабочие колонны – три тысячи грузчиков, что почти вчетверо превышало потребность порта в рабочей силе в самую напряженную довоенную навигацию.
В кратчайшие сроки аванучасток «Экономия» превратился в новый порт с большим количеством причалов, складов и соответствующими глубинами у причалов. К сожалению, опробовать его в полной мере в 1941 году не удалось – холода наступили очень рано, Белое море встало, навигация прекратилась.