Слайд 1Тема по самообразованию:
Инновационные технологии, используемые в процессе образования
Резанова Ирина Вениаминовна
Преподаватель
истории и обществознания
МОУ «Лазурненская СОШ»
Проектно-исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания
Слайд 2Цель:
Изучение и внедрение инновационных педагогических технологий для повышения эффективности образовательного
процесса и качества его результатов
Слайд 3Актуальность
Политико-экономическая и социальная трансформация современного российского общества, усиление социальной мобильности
и утверждение принципов политического плюрализма и духовной жизни приводит к изменению образовательных принципов.
Одним из самых главных принципов становится автономия личности, уникальность ее интересов, значимости личной активности в формировании собственного образовательного уровня.
Начиная со школьной ступени образовательного процесса, очевидной задачей становится изменение принципов и подходов к образовательному процессу.
Педагогический процесс – это творческий процесс взаимодействия ученика и педагога, процесс трансляции через личность педагога совокупной культуры общества, процесс социализации нового поколения, приобщения его к значимым культурным ценностям общества, которые поддерживают его стабильность, устойчивость и, вместе с тем, обеспечивают его дальнейшее развитие.
В настоящее время стремительно развиваются новые информационные технологии в преподавании истории и обществознания.
Использование современных образовательных технологий способствует индивидуализации и гуманизации процесса обучения
Слайд 4Понятие развивающая образовательная технология
В общем виде технология – это совокупность приемов,
способов получения, изготовления, обработки чего-либо. В технологии четко обозначены требования к материалам, инструментам, последовательности операций, заданные параметры, режим и критерии качества.
Под технологией развивающего обучения понимается совокупность методов, приемов и средств, направленных на реализацию содержания обучения, достижение гарантированных, воспроизводимых результатов на основе педагогических и психолого-физиологических закономерностей формирования знаний, умений, навыков и развития личности
Слайд 5Качества педагога, необходимые для успешного ведения образовательного процесса
умение выявлять творческие
способности учащихся;
знание психолого-физиологических основ развития личности;
знание новых информационных технологий;
владение эффективными формами, методами и приемами обучения;
умение конструировать образовательный процесс;
умение стимулировать когнитивные и креативные способности личности;
владение современными технологическими средствами обучения;
владение нетрадиционными способами диагностики результатов обучения.
Слайд 6Ведущие педагогические принципы построения учебного процесса
конкретность и проверяемость целей обучения;
опора на
знания и опыт обучаемых;
личностно-деятельностный подход в обучении;
аналитический подход к различным педагогическим технологиям;
самоанализ и самооценка;
коллективная и индивидуальная деятельность;
развитие познавательных потребностей;
провокация творчества;
управляемость процессом обучения.
Слайд 7
Образовательный процесс с использованием новых педагогических технологий осуществляется по общеизвестной схеме:
цель – мотивация – предъявление информации – учебная деятельность – обратная связь – самоконтроль – коррекция – результат.
Слайд 8Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые
формировали бы активную, самостоятельную и
инициативную позицию учащихся в обучении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов
Слайд 9Проектное обучение
личностно ориентировано;
использует множество дидактических подходов;
самомотивируемо, что означает возрастание интереса и
вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.
позволяет совместить акцент с процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Непрямое обучение
Ценны не только результаты, но и в большей степени сам процесс
стимулирует истинное учение самих учащихся
Слайд 10Работа в качестве учителя - руководителя проектов
совершенствует умение дифференцированно подходить
к обучению ребят
включение в исследовательскую деятельность –открытие для себя нового как в содержании преподаваемого материала, так и в методике его преподавания
Рутина жизни, традиционность поурочной организации учебного процесса часто не позволяют осуществить и собственную, и ученическую исследовательскую работу. Вот почему важно использование инновационных методов в работе учителя, умение пользоваться методом проектов – показатель прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Слайд 11Метод проектов позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:
интеграция учебного содержания;
развитие
пользовательских навыков в информационных технологиях;
формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;
формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как школьникам, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.
Слайд 12Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
обучающиеся зачастую
не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;
отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, – репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;
субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.
Слайд 13Ключевые компетенции
общенаучная
информационная
познавательная
коммуникативная
ценностно-смысловая
социальная
компетенция личностного самосовершенствования.
Образованный
человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в XXI веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Слайд 14Понятие «Проект»
Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз
какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Слайд 15Объяснение исследователей значения словосочетания «метод проектов»
Так, Дж. Дьюн трактует метод
проектов «как способ обучения через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое здание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Е.Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.
Сиденко А.С. рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий проектов.
Метод проектов, по И.Чечелю, – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Полат Е.С. отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Слайд 16Цели проектного обучения
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного
обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:
а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
Слайд 17Методологические принципы проектного обучения:
процесс работы не менее важен, чем ее
результаты;
учебный процесс строится не на логике изучаемых предметов, а логике деятельности;
опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы воспитывает привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути;
допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех учащихся;
комплексный характер системы проектного обучения создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника;
система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес как к процессу учебной деятельности, так и к ее результату;
гуманистический смысл системы проектного обучения состоит в том, что она не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей.
Слайд 18Классификация проектов в зависимости от ряда типологических принципов:
по количеству участников проект
может быть индивидуальным или групповым;
по содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные и межпредметные;
по продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты;
по доминирующему виду проектной деятельности существуют информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные) проекты.
Слайд 19Требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане
проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределение ролей).
5. Использование исследовательских методов, что предполагает:
• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения;
• обсуждение методов исследования;
• оформление конечных результатов;
• анализ полученных данных;
• подведение итогов;
• корректировка;
• получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.).
Слайд 20Требуется от учителя
умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически
значимые темы проектов;
владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого планов. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов, классно-урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не более того;
владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;
способностью генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;
владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);
наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Слайд 21От учащихся требуется:
знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы,
поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
владение коммуникативными навыками;
умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач.
Слайд 22Результаты выполненных проектов должны быть материальны:
видеофильм;
альбом;
бортжурнал «путешествий»;
компьютерная газета;
альманах;
доклад;
рекламный проспект;
набор открыток;
планшет;
плакат;
презентация
инструкция и
т.д.
Слайд 25Организация проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляется в рамках:
факультативов;
кружков;
элективных курсов;
курсов по
выбору;
свободной самостоятельной деятельности;
Научного общества учащихся (НОУ);
Академии школьных наук;
Слайд 26Проектная деятельность в МОУ «Лазурненская СОШ»
Руководитель: учитель истории и обществознания
Резанова
Ирина Вениаминовна
Слайд 27Конкурс на лучшую законодательную инициативу среди студентов высших и средних учебных
заведений, учащихся 10-11 классов
II место в группе Законопроекты конкурса на лучшую законодательную инициативу среди учащихся школ Челябинской области, посвященном столетию учреждения Государственной Думы в России
Слайд 28Областной конкурс исследовательских работ «Старые фотографии рассказали»
Слайд 29Районная научно – практическая конференция
Научного Общества Учащихся
Слайд 30Районная научно – практическая конференция
Научного Общества Учащихся
Слайд 31Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету
Слайд 32Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету
Слайд 33Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету
Слайд 34Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету
Слайд 35Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету
Слайд 36Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету
Слайд 37Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету
Слайд 38Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету
Слайд 39Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету
Слайд 40Результаты использования ИКТ
Научно-методическая и внеурочная деятельность
Слайд 41Разработка авторских программ, научно-методических материалов, уроков
Слайд 42Разработка авторских программ, научно-методических материалов, уроков
Слайд 43Результаты использования ИКТ – успехи в олимпиадах
ПРИЗЁРЫ
Южно-уральская олимпиада школьников. Декабрь2010 –
апрель 2011 - Бигильдин Ильдар – призер олимпиады по обществознанию
Школьный этап всероссийской, областной и районной олимпиады школьников в 2015-2016 учебном году
1. Максимова Наталья – 9 класс - призёр по обществознанию
2. Попова Анастасия – 8 класс – призёр по обществознанию
Школьная олимпиада по обществознанию 2016-2017 уч.г.
1. Баранников Дмитрий, 6 класс - победитель по обществознанию
2. Горшков Владислав, 7 класс - призёр по обществознанию
3. Габитова Владислава, 8 класс - призёр по обществознанию
4. Киряков Кирилл, 8 класс- призёр по обществознанию
5. Попова Анастасия, 9 класс - призёр по обществознанию
6. Максимова Наталья, 10 класс - призёр по обществознанию
7. Маркин Арнольд, 10 класс - призёр по обществознанию
Слайд 44
Быть учителем – призванье.
Нужно так детей любить,
Чтобы душу и старанье
Без остатка
им дарить.
Быть примером подражанья,
Интересно объяснять,
Чтоб имели все желанье
На уроках отвечать.
.
Повещенко О.